Top.Mail.Ru
Колонки

Краудфандинг: история похождений в России

Колонки
Владислав Кузьменко
Владислав Кузьменко

Генеральный директор краудфандингового агенства Crowduniverse

Владислав Кузьменко

Владислав Кузьменко, генеральный директор краудфандингового агенства Crowduniverse, написал про развитие краудфандинга в России. История еще непонятного для многих явления с 19 века и до наших дней, тенденции и ключевые игроки – обо всем читайте в материале ниже.

Краудфандинг: история похождений в России

Краудфандинг такое уж новое явление?

Краудфандинг – слово, на первый взгляд непонятное для русского человека. Говоря простым языком, это «народное финансирование», основной принцип которого заключается в том, что люди «жертвуют» свои средства за право поучаствовать в проекте, получить какой-либо бонус первыми и быть ближе к созданию инноваций.
На самом деле, краудфандинг в России – то, что уже много раз испробовано, но все равно никто толком не знает, как и что делать.

В ноябре 1808 года Александром II был издан Императорский указ о сборе средств по всей России на постройку памятника Минину и Пожарскому. В 1878 году, после войны с Турцией, было решено создать добровольный флот — деньги на строительство и приобретение за границей морских судов изыскивались особым комитетом. Тогда сумма, собранная за три месяца, превысила миллион рублей.

И Россия не одна такая. В разное время на собранные «пожертвования» построили и Эйфелеву башню, и статую Свободы. Даже президент США, Барак Обама, только на этапе предварительных выборов в 2008 году получил в интернете около $272 млн – возможный масштаб такого способа финансирования не может не удивлять.

В России краудфандинг до сих пор воспринимается скептично. Критики говорят о том, что наш менталитет не позволит системе развиваться так, как произошло на Западе. Опыт 90-х с финансовыми пирамидами и всеми возможными схемами мошенничества сделал людей подозрительными – многие считают краудфандинг очередным обманом.

Но, несмотря на пессимистичные прогнозы, краудфандинг в российском инвестиционном рынке постепенно развивается, и делает это семимильными шагами. Уже сейчас у нас существует порядка 20 площадок, самые крупные из которых – Planeta.ru и Boomstarter. Суммарные сборы обоих проектов на момент написания текста составляют 340 342 227 рублей.

В ближайшие несколько лет роль краудфандинга для бизнеса, социальных и творческих проектов будет только увеличиваться. Российский краудфандинг будет развиваться в двух направлениях: специализированные площадки (как открытый в апреле CrowdRepublic) и площадки для «частного» краудфандинга (например, еще не запустившийся BunchX). При этом роль государства в краудфандинге будет увеличиваться. Эксперименты, подобные проекту «Молодая Москва», станут нормой и естественным этапом в распределении грантов для НКО и подобных им организаций.
Думаю, что через 5 лет краудфандинг станет настолько же привычным явлением, как электронные покупки, а использование этой системы финансирования станет практически обязательным для всех начинаний.
Юрий Лисов Основатель агентства краудфандинга Crowdhunters
image description

Как все начиналось в России

Первая краудфандинговая платформа в России, «С миру по нитке», была запущена в 2010 году. Самой резонансной историей в начале их работы стал сбор средств на установку в Новосибирске памятника Стиву Джобсу. Во многом благодаря этому случаю о площадке узнала широкая общественность. Всего удалось привлечь порядка 80 тысяч рублей (из необходимых 128 тысяч). Тем не менее, 26 марта 2015 года площадка приостановила свою работу. 

Мы делали эту площадку в 2010 году, когда никакого краудфандинга в России еще не было. Поэтому мы изначально рассматривали ее как некий социальный эксперимент. Важно было понять, станет ли это заметным экономическим явлением. Этого не случилось. Свою роль инициатора внедрения системы краудфандинга она сыграла, но мы в определенный момент поняли, что это не то, что нужно.
Андрей Дунаев Основатель «С миру по нитке»
image description

Титаны рынка

Лето 2012 года было знаковым для российского краудфандинга: тогда с разницей в пару месяцев запустились две самые крупные площадки в стране, Planeta.ru и Boomstarter.


Planeta.ru
Как это произошло? В 2011 году музыкальная группа «Би-2» первой в России решается опробовать схему краудфандинга, и за шесть месяцев им удается собрать 1 миллион рублей. Бас-гитарист Макс Лакмус был настолько вдохновлен успехом, что уже 7 июня 2012 года был запущен сайт Planeta.ru.

Изначально портал был ориентирован на «людей искусства», которые испытывали трудности в эпоху цифровой революции. Однако позже было решено «поддерживать все хорошие проекты», и со временем на площадке начали появляться, например, благотворительные кампании (которые на данный момент занимают около 35% от всех размещенных там проектов).
Поскольку создатели «Планеты» имели обширные связи в шоу-бизнесе, на ресурс практически сразу после запуска удалось привлечь известных людей: Евгения Гришковца, Виктора Шендеровича (телеспектакль «Петрушка» по его пьесе, режиссером которой стал В. Мирзоев, собрал 5 865 800 рублей), Артемия Троицкого.

С самого момента запуска ресурс давал возможность своим авторам использовать систему «ОсВ», то есть, «Оставить все собранное». По этой схеме все полученные за время кампании средства (за исключением комиссионных отчислений) отправляются создателям проектов, вне зависимости от того, была ли достигнута конечная цель. Кстати, «ОсВ» действует и на второй по популярности краудфандинговой площадке в мире – Indiegogo.
Помимо краудфандинга, на платформе развиваются и другие сервисы, например, онлайн-трансляции и интернет-магазин товаров, где можно найти книги, диски с автографами и предметы из уже завершенных проектов. В 2014 году ресурс был удостоен Премии Рунета в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции».

На данный момент порталу Planeta.ru удалось привлечь для создания проектов порядка 212 423 214 рублей.

Ожидается, что крупные интернет-магазины, например, Alibaba, Ebay, Amazon, будут осуществлять перепродажи еще не разработанных товаров. Собственно, Alibaba сейчас уже это реализует. То есть, завод выставляет какие-то шапки до того, как они еще были произведены, и продает их на площадке.
Другое важное направление, которое набирает силу и, скорее всего, надолго укоренится – это формат подписки. Например, в России по такой системе уже работают «Дождь», Colta и другие медиа. Формат пока распространился, но в дальнейшем так будут «жить» большинство творческих команд и в прочих сферах.
Отдельно разовьются такие истории: дерзкие молодые стартапы будут поднимать какие-то деньги, продавая свои доли – к концу года уже появится 10 проектов подобного типа. Особенно если случится второе падение рубля: людям нужно будет искать новые рабочие схемы.
Возможно, в краудфандинг влезет какой-нибудь крупный банковский игрок, когда объемы финансирования увеличатся до 1 млрд в год – кто-то из передовых банков обязательно займет эту нишу.
Краудфандинг все больше будет проникать в образование как кусок маркетинга и продукт-менеджмента. Большинство современных вузов, которые работают в этом направлении, будут направлять своих студентов в краудфандинг.
Михаил Зельдин Сооснователь агентства краудфандинга Crowdhunters
image description

Boomstarter

Другой российский сервис, Boomstarter, является аналогом известной площадки Kickstarter. Как и западный оригинал, российский проект действовал по уже классической схеме в краудфандинге – «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если проект собирает всю заявленную сумму за определенный период времени.

Boomstarer был официально запущен 21 августа 2012 года Русланом Тугушевым и Евгением Гаврилиным. В том же 2012 году площадка победила в номинации «Лучший социально значимый стартап» премии «Стартап года», учреждённой бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

Основной социальной миссией Boomstarter является изменение восприятия краудфандинга российской аудиторией. Например, создатели проекта хотят, чтобы финансирование музыкальных кампаний воспринималась не в качестве «помощи бедным», а как возможность больше взаимодействовать с группой. Boomstarter пытается бороться с заблуждением, что «краудфандинг» равно «благотворительность». В топе популярности на площадке оказались три основных раздела: фильмы, музыка, литература.
В октябре 2013 года Boomstarter совместно с 34 российскими ритейлерами запустил тестовую краудгифтинговую функцию «хочу в подарок». Эта опция позволяла выбрать на сайте магазина товар, который предполагается дарить, а затем в онлайн-режиме собрать средства на площадке «Boomstarter» для приобретения подарка. Но схема не прижилась, и со временем от нее пришлось отказаться.

Кроме того, на ресурсе впервые в российском краудфандинге был предусмотрен институт кураторства. С Boomstarter сотрудничали порядка 30 кураторов, призванные помогать потенциально успешным проектам — это партнеры в СМИ, среди которых были «Вести», Slon.ru, телеканал «Дождь».
Самым популярным проектом, который собрал 1063% от заявленной суммы, был фильм «28 панфиловцев». Получив более 3 млн рублей на Boomstarter, он также стал одной из наиболее удачных краудфандинговых кампаний в российском кинематографе. А в декабре 2014 года проект выиграл грант от Министерства культуры РФ в размере 30 млн рублей.
На данный момент Boomstarter удалось привлечь 131 128 077 рублей  на проекты и стать самой большой краудфандинговой площадкой в Европе по количеству активных кампаний.

Помимо двух «титанов» российского краудфандинга, существует (и существовало) еще огромное количество других, более мелких, тематических площадок. Это, например, «РосПил» Алексея Навального.




Новый виток развития

В начале 2015 года экономического кризиса достиг пика, однако краудфандинг, хоть и сбавил обороты, но не остановился в своем развитии. Согласно анализу рынка коллективного финансирования, проведенного блогом Crowdhunters.ru, за первый квартал 2015 года на проекты удалось привлечь в общей сложности 57 118 315 рублей, а всего было запущено 1537 кампаний, спонсорами которых стали 19 986 человек. Также начали появляться новые крауд-площадки, и, по прогнозам, их число в дальнейшем будет только увеличиваться.


CrowdRepublic

В апреле появился специализированный краудфандинг-ресурс для книг и настольных игр. Площадка называется CrowdRepublic, это проект издательства «Мир Хобби», ведущего игрока на рынке настольных игр в России. Главная особенность ресурса – спонсор проекта может выбрать неограниченное количество наград в любой комбинации.


BunchX

Не так давно Crowdhunters.ru совершенно случайно обнаружили новую, еще официально не запущенную крауд-площадку, рассчитанную на сбор средств для личных нужд BunchX. Проект нужен для того, чтобы «скинуться» с друзьями на любую задумку (конечно, в рамках законодательства). На «Банче» можно собрать деньги на подарок, поход на природу, общественные проекты и даже на свой собственный отпуск.
BunchX – дружелюбная к массовому пользователю площадка, на ней планируется использовать интеграцию не только с социальными сетями и телефонной книгой, но даже с мессенджерами.

Система сбора тоже имеет свои особенности: у пользователя, который «забанчил» деньги на проект, средства списываются только тогда, когда пройден минимально необходимый «барьер» . Комиссия, которую берет площадка, составляет всего 2,95% от заявленной суммы, а создатель кампании при желании может взять комиссионные расходы на себя.
Можно сделать вывод: краудфандинг как явление начинает переживать новый виток в своем развитии. На данном этапе появляются новые тематические площадки, более фрагментированные и дружелюбные к пользователям. Скорее всего, эта тенденция будет развиваться.

Краудфандинг займет значительную часть рынка привлечения финансирования в бизнес, творческие, научные, социальные проекты. Корпорации и государство будут использовать краудфандинг для удовлетворения потребностей общества – мы уже с ними работаем.
Руслан Тугушев Основатель Boomstarter
image description

В заключение

Несмотря на скептиков, о которых я упоминал выше, краудфандинг в России выходит на новый уровень и постепенно приживается. Уже сейчас, согласно анализу, который провели J'son & Partners Consulting, лояльность аудитории увеличивается, а экосистема краудфинансов окончательно сформировалась и может спокойно развиваться дальше.
Ко времени написания статьи у нас в стране очень много сделано для развития краудфандинга. Но все еще нет необходимых законов, которые регулировали бы краудфинансовые отношения, и пока ни одна отечественная площадка не выходит на уровень тех же Kickstarter и Indiegogo.


С начала 2015 года площадкам Planeta.ru и Boomstarter удалось привлечь на свои проекты 89,580,575 рублей, всего было запущено порядка 2,130 проектов и привлечено около 27,851 спонсоров.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ответ всем «обиженкам»: краудфандинг реально помог мне сделать бизнес
  2. 2 Три беспроигрышных области для запуска краудфандинга
  3. 3 Почему западные бизнес-модели не работают в России
  4. 4 Встречают по обложке: как оформить краудфандинговый проект
  5. 5 Краудфандинг – в науку: как собрать деньги на солнечные батареи и космические спутники