Top.Mail.Ru
Колонки

Как сократить бюджет на маркетинг без потери эффективности? Опыт 5 предпринимателей

Колонки
Юля Масленникова
Юля Масленникова

Фаундер 25/8 PR Agency

Ольга Лисина

На глобальном и отечественном рынках интернет-рекламы и маркетинга происходят значительные изменения: компании перестают делать ставки на офлайн-форматы, переходят в онлайн-режим и перестраивают свою маркетинговую стратегию с учетом новых вводных. 

Бюджеты на маркетинг сокращаются, компании начинают увольнять своих сотрудников. PR-консультант Юлия Масленникова узнала, что происходит внутри компаний в Москве, как они видят будущее маркетинга и возможных сокращений.

Как сократить бюджет на маркетинг без потери эффективности? Опыт 5 предпринимателей

Александр Старостин, CEO и сооснователь сервиса для таргетирования рекламы First Data



На данный момент мы не планируем сокращать маркетинговый бюджет. Наши расходы в этой части скорее увеличиваются. Если мы и будем их урезать, то только тогда, когда точно станет понятна глубина кризиса.  

Конечно, все может быстро измениться, но на сегодняшний день мы верим, что наш продукт будет еще более востребован в кризисной ситуации, и стараемся находить потенциальные возможности для роста. В том числе и с помощью дополнительных маркетинговых усилий. 

К счастью, в отличие от многих, на момент начала кризиса у нас была своего рода «подушка безопасности». Именно она и дает нам возможность не торопиться с решениями, не сокращать маркетологов и не урезать их зарплаты. 

Понятно, что ситуация с коронавирусом сильно повлияла на соотношение онлайн и офлайн-активностей — обычно пропорция была примерно 50/50, сейчас 100% затрат идет в онлайн. 

Однако общие KPI не меняются — мы, как и ранее, ждем от маркетинга прежде всего роста продаж. Мы внимательно контролируем опережающие показатели продаж и прибыли по бизнесу и, возможно, будем и дальше увеличивать маркетинговые расходы при их проседании. 

Вячеслав Имамбаев, директор по маркетингу онлайн-студии дизайна интерьеров Legko.com 


Обучись востребованной и перспективной профессии, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов интернет-маркетинга.

Несмотря на то, что Legko.com работает онлайн, мы сильно привязаны к рынку ремонтов квартир, отделочных и черновых материалов. Как известно, на ремонтные работы есть ограничения, а большинство строительных центров приостановили работу — это все отражается и на нас. 

С апреля мы сократили расходы на маркетинг примерно на 80%. В большей степени это рекламные бюджеты. Ресурсы, которые последние три года вкладывались в контент-маркетинг, сейчас позволяют нам оставаться на плаву. 

Мы уже увеличили количество вебинаров и эфиров в Instagram, в ближайшее время планируем запустить канал в Telegram, email-марафон для тех, кто готовится к ремонту, и другие активности. Одним словом, мы делаем все возможное, чтобы максимально задействовать существующую аудиторию блога и соцсетей, которая составляет более 200 тысяч человек в месяц. 

Дополнительные охваты мы получаем с репостов контента сотрудниками, нашими друзьями и друзьями бренда, а также через партнерские коллаборации. Мы, кстати, и сами с радостью делимся контентом коллег — ведь сейчас такое время, когда все должны друг друга поддерживать. Эти меры снизили стоимость квалифицированного лида на 40%. 

При этом мы хорошо понимаем: чтобы продолжать расти x3 в год, только контент-маркетинга не хватит. Самоизоляция ведь когда-то закончится, и тогда мы сможем вернуться к «докризисным» бюджетам.


Виктория Одинцова,  директор по маркетингу сервиса сквозной аналитики и коллтрекинга Calltouch 



Мы существенно сократили маркетинговые расходы на ближайшие два месяца, в том числе отказались от услуг некоторых наших подрядчиков. Кого-то из подрядчиков мы попросили сделать скидку на свои услуги — приятно, что  партнеры с готовностью пошли навстречу. 

Сейчас сложно прогнозировать, сколько продлится нынешняя ситуация, поэтому пока мы урезали бюджеты до начала лета. Дальше будем действовать, исходя из развития событий.

На сегодняшний день мы полностью отказались от офлайн-активностей, которые потеряли свой смысл, и перераспределили бюджет в пользу онлайна. 

В частности, на 21 апреля у нас была запланирована конференция Callday.Medicine. Изначально она должна была проводиться в пространстве DI Telegraph, но теперь пройдет в онлайне. 

Никаких сокращений персонала или урезаний зарплат у нас нет: стабильная и безопасная работа сотрудников — для нас один из главных приоритетов. Сейчас мы предпринимаем меры, которые должны минимизировать последствия нынешней ситуации для нашей компании. В частности, мы внесли ряд изменений в маркетинговую стратегию, которые позволят нам развиваться дальше. 

Мы будем постепенно проверять, какие из форматов работают, а какие нет, и самые эффективные — практиковать на постоянной основе.

Мы работаем в полную силу, хоть и из дома, не паникуем, смотрим в будущее с оптимизмом и стараемся придерживаться позиции, что кризис — это в первую очередь новые возможности.

Анастасия Постригай, основатель онлайн-школы по изучению искусства @op_pop_art



Я объективно оцениваю ситуацию и понимаю, что сейчас нужно инвестировать в бизнес, и во многом — именно в трафик и аудиторию.

Необходимо увеличивать количество подписчиков и потенциальных клиентов, чтобы обезопасить себя от возможного спада на рынке. Поэтому, как только мы почувствовали приближение кризиса, мы сразу же увеличили бюджет на маркетинг — на таргет, на взаимодействие с блогерами и прочие активности, связанные с приростом аудитории. 

Так как вся деятельность нашей компании сосредоточена в онлайне, мы практически не ощутили перемен, связанных с самоизоляцией. Да, у нас были регулярные выступления наших искусствоведов в Москве и Санкт-Петербурге, и их пришлось отменить. Сейчас еще под вопросом несколько записей курсов, так как все студии закрыты. Но в целом никаких сильных изменений для нас не произошло. 

Зарплата маркетологов в компании не изменилась. Мы расширили штат, взяли еще двух искусствоведов, чтобы увеличить объем контента: статей для СМИ, прямых включений и вебинаров. Все эти дополнительные маркетинговые активности, с одной стороны, являются антикризисными, но с другой, они очень позитивные. 

Мы были в зоне комфорта, нас все устраивало. Как только мы ощутили перспективы кризиса, стало страшно. Мы решили, что нужно постоянно заботиться о мощном приросте аудитории. Я уверена, что мы сохраним этот темп и после возвращения к нормальной жизни.

Максим Панфилов, директор компании-разработчика цифровых продуктов для бизнеса Ratio



Наш маркетинг — это в основном сарафанное радио и работа с контентом. Мы описываем кейсы и готовим экспертные материалы на тему e-commerce, а потом получаем релевантных клиентов. Контент создается нашими же сотрудниками, поэтому затраты не изменились: сокращений мы пока не планируем.

Думаю, в плане маркетинга малый бизнес сейчас практически не теряет — у нас ведь и не было огромных бюджетов на продвижение. 

Сейчас мы работаем с 15 средними и крупными компаниями, поэтому я могу судить о ситуации на основе их данных. Большинство клиентов откладывают запуск и продвижение новых продуктов.

Связанные с туризмом сферы пострадали больше всего — там все активности заморожены. Также от продвижения полностью отказались компании из индустрии красоты: все планы автоматически переносятся на «после коронавируса». При этом у технологических компаний все хорошо, иногда спрос на их услуги даже растет. 

Непосредственное привлечение клиентов идет полным ходом, ведь бизнесу нельзя отказываться от притока средств. При этом офлайна сегодня практически не существует. Если у бизнеса были физические торговые площади — скорее всего, они сейчас закрыты. Средства на маркетинг из офлайна направляются в интернет, но объемы продаж уменьшаются, ведь потребительский спрос все равно падает. 

После коронавируса бизнес-ландшафт уже не будет прежним. Уменьшаются зарплаты сотрудников, падает покупательская способность. Маркетинг будет вынужден работать с новым типом клиентов — они станут более избирательными и экономными.


Фото на обложке: Shutterstock / Rawpixel.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как сократить расходы на рекламу в кризис и не сделать бизнесу еще хуже
  2. 2 В помощь маркетологу: 10 сервисов для тех, у кого не хватает рук на диджитал-продвижение
  3. 3 Коронавирусный маркетинг: какой контент создавать бизнесу во время карантина