Олеся Лаптева

«Неважно, что ты продаешь — алкоголь или сосиски. Все бизнесы похожи друг на друга»

PR-менеджер exeStation Олеся Лаптева поговорила с сооснователем киберспортивной компании UCC Павлом Шапкиным о том, легко ли развивать международный бизнес в регионах, почему основатели не стремятся переезжать в Москву и можно ли получить государственную поддержку, если занимаешься киберспортом.

Компания UCC прославилась, комментаруя популярные международные киберспортивные матчи в прямом эфире — на русском языке и для российской аудитории. В месяц трансляции UCC Company просматривают 5 млн раз.

Рассказывает Павел Шапкин.


Cооснователь UCC Павел Шапкин

Чем мы занимаемся

Наша компания занимается организацией киберспортивных мероприятий. Основная часть бизнеса — это проведение киберспортивных турниров. Наш первый проект — национальный чемпионат России, который называется UCC Russia. Это турнир для команд из России. В этом сезоне он пройдет ориентировочно в сентябре и его призовой фонд, по предварительным оценкам, составит 500 000 долларов. Победители турнира попадают на наш главный турнир — международный, UCC World.

Кроме турнирной деятельности, мы занимаемся интернет-телевидением. Делаем свой интернет-канал для освещения крупнейших международных киберспортивных матчей на русском языке для российской аудитории. Здесь мы добились неплохих показателей: на сегодня у нас не менее 500 000 зрителей ежемесячно. Кроме этого, прошлым летом в Кёльне мы презентовали свою линию киберспортивных ковриков.

Первые шаги

Однажды мой хороший друг и нынешний партнер предложил провести киберспортивный турнир. Дело в том, что у нас был огромный опыт в организаций мероприятий — прошлый бизнес был связан с event-отраслью. Мне понравилась эта идея.

Мы организовали первый киберспортивный турнир в Кирове. Это был обычный игровой клуб. Сначала мы относились к этому как к хобби, но уже с первого мероприятия мы зарабатывали небольшие деньги.

На первый турнир мы привлекли партнеров — компанию «Дом.ру». Они были очень довольны итогами и предложили нам организовывать нечто более масштабное. Для этого был выделен более крупный бюджет. После мы запланировали турниры уже на межрегиональном уровне. Примерно в то же время мы выиграли грант на форуме ПФО «Иволга» — и на эти деньги провели первый турнир для 11 регионов округа. 

Этот была точка старта для выхода российский рынок.

Очевидных сложностей в начале не было. Из основных можно выделить, пожалуй, отношение окружающих — ведь киберспорт для многих не является очевидным видом бизнеса. После того, как наши знакомые узнавали, что мы занимаемся киберспортом, следовал второй вопрос: «А деньги-то вы где зарабатываете?». То есть отношение бизнес-сообщества неоднозначное, потому что нет информации об этой индустрии, об этом рынке.

Нужно сказать, что сам по себе рынок развивается невероятно интенсивно. Масштаб вовлечения молодежи и бизнеса в киберспорт сейчас уже невозможно отрицать. Если говорить именно о бизнесе, то призовые фонды на самих турнирах настолько велики, что с ними не могут сравниться даже теннисные турниры. Например, в прошлом году один из киберспортивных турниров собрал призовой фонд 20 миллионов долларов.

Есть бизнес — должны быть и клиенты

Наши клиенты — в первую очередь, компании, заинтересованные в развитии киберспорта. Ведь киберспортсмены, геймеры — это потребители самых дорогих товарных групп. У них обязательно дорогие компьютеры, дорогие мониторы. Естественно, крупные компании-производители невероятно заинтересованы в развитии рынка киберспорта.

Наш ключевой партнер — Gigabyte Technology, тайваньская компания, разрабатывающая комплектующее оборудование для компьютеров. Кроме того, мы сотрудничаем с разными интернет-проектами, у нас есть свои дочерние компании.

Киберспорт в регионах

По сути, мы являемся пионерами такого бизнеса в России. У нас нет старших товарищей, опытных наставников, которые могли бы дать какие-то советы. За время работы мы пришли к следующему выводу: не важно, что ты продаешь, алкоголь или сосиски, товары или услуги — процесс технологии развития бизнеса одинаков. Все остальное — это лишь какие-то детали, инструменты, не более того.

Поэтому наш бизнес не отличается от другого бизнеса. Мы это четко понимаем, и в силу этого многие специалисты, которых мы привлекаем к работе, не имеют опыта в киберспортивной индустрии. Это могут быть профессионалы из клубной сферы, лидеры промышленных компаний. Они видят много полезных вещей, которые можно внедрить в работу нашей компании.

Если вы действительно хотите чего-то добиться, если у вас в глазах огонь, то неважно, где вы живете: в Москве или в Кирове. В век интернет-технологий для нас нет границ.

Мы можем жить в городе Киров с населением в 500 000  человек и при этом строить международную компанию, которая уже сейчас входит в десятку крупнейших киберспортивных компаний мира.

Мы можем жить в Кирове, но при этом мы четко понимаем, что все финансы, все лица, принимающие решения, сосредоточены в Москве.

Кстати, ключевым работникам нашей компании мы предоставляем особые возможности. Мы приглашаем экспертов со всей России к нам в Киров и создаем им максимально комфортную среду для жизни, самореализации и работы. Компания участвует в поиске квартир, оплачивает затраты на переезд, выстаивает всю инфраструктуру, которая необходима работнику для того, чтобы  комфортно выполнять свои обязанности.

Нас поддерживает правительство региона.

Дело в том, что у нас несколько векторов развития. Первый — это коммерческое направление. Мы продаем наши услуги, рекламу на наших мероприятиях, привлекаем партнеров. Второй вектор — это сотрудничество с государством.

До недавнего времени у нас был отдел B2G. Он занимался, по сути, поиском грантов. И мы накопили здесь неплохой опыт: выигрывали много грантов в Кирове и даже на общероссийском уровне. Сейчас мы сотрудничаем с правительством Кировской области и, возможно, в ближайшее время запустим ряд совместных проектов. Мы надеемся, что наш бизнес в будущем станет витриной Кировской области: когда правительство сможет четко заявлять, что компания, которая стала крупнейшим киберспортивным бизнесом мира, начинала свой путь из города Киров.

Работа с Китаем

Сейчас мы заключили ряд партнерских соглашений с китайскими компаниями. У нас есть контракты  с федерацией компьютерного спорта Китая. Мы ведем переговоры с коммерческими структурами Китая, хоть это и непросто.

Вести бизнес с китайцами вообще сложно, однако в условиях современной экономической ситуации потенциальная возможность ведения бизнеса с китайцами — как глоток свежего воздуха. 

Будущее

Задачи у компании очень четкие. В 2017 году мы планируем войти в топ-5 кибеспортивных организаций мира, а в следующие 3 года занять лидирующие позиции на мировом рынке киберспорта.

Кому-то такие планы могут показаться слишком амбициозными. Но я помню такую историю. Когда мы организовывали первый турнир в Кирове и говорили тайваньским партнерам, как мы будем выходить на Китай, они со скептической улыбкой смотрели на нас и желали удачи. А сегодня, спустя 2 года, у нас есть контракты с китайцами, мы продаем свои услуги по всему миру, а наш турнир входит в десятку крупнейших киберспортивных проектов мира.

Советы начинающим

Старайтесь не делать бизнес на кредитные деньги.

Есть распространенное заблуждение, что для бизнеса нужны деньги, это неправда. Для бизнеса нужны идеи. Сегодня мы активно сотрудничаем с инвесторами и четко понимаем, что денег в России значительно больше, чем качественных идей.

Поэтому первое, на чем нужно сконцентрироваться начинающему предпринимателю, это поиск и проработка идей, которые будет приносить деньги. А дальше под эти идеи можно привлекать инвесторов и партнеров.

Еще раз: старайтесь не брать кредиты. В случае провала какого-то проекта вы навсегда испортите себе кредитную историю.

А еще занимайтесь самообразованием: очень важно быть конкурентноспособным. Вкладывайте прибыль в дальнейшее развитие компании, старайтесь забирать себе дивиденды с вложенных денег. Не пытайтесь на первые же  деньги, полученные от первого контракта, купить себе мерседес. Такой подход к бизнесу никогда не приведет вас к большому результату.

 


Материалы по теме:

Как киберспорт захватывает мир

Киберспорт как бизнес: можно ли заработать на видеоиграх?

«Одноклассники» будут транслировать крупнейший турнир по Dota 2

Киберспорт признали официальным видом спорта в России

Сервис киберспортивных мероприятий привлек 300 тысяч долларов

Как проходят киберспортивные турниры?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно