Юрий Котиков

Что мешает беспилотникам развиваться?

Юрий Котиков, старший консультант по развитию бизнеса Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия, написал, какие перспективы есть у дронов и почему их развитие идет не так быстро, как хотелось бы.


Как дроны меняют мир – читайте тут. 


Вызовы отрасли

Несмотря на обширные перспективы перед отраслью беспилотников возникает ряд определенных проблем и вызовов, связанных с различными аспектами их функционирования.


Безопасность полетов

Управление беспилотником требует определенного обучения и сноровки. В случае с аппаратами весом в несколько килограмм, способными совершать полет на высоте в несколько сотен метров, отсутствие навыков управления у их пилотов может представлять опасность как для окружающих людей, так и для имущества и даже для полетов «традиционных» летательных аппаратов.Как устроен рынок беспилотников?

Так, в июле этого года был зафиксирован случай, когда дроны мешали тушению пожара на автостраде в Калифорнии. Пожарные были вынуждены прекратить тушения с воздуха, так как существовал риск столкновения вертолета и снимавших происходящее любительских дронов. В ответ на происшествие власти Калифорнии предложили законопроект, разрешающий сбивать дроны, которые мешают работе спецслужб.

Также все чаще появляются сообщения о падении дронов на объекты инфраструктуры. В сентябре этого года дрон упал на один из древних храмов в Японии, повредив часть водостока.     


Приватность

Так как дроны оснащаются все большим количеством различных сенсоров, все более остро встает вопрос об их невмешательстве в частную жизнь. Осенью этого года суд оправдал жителя штата Кентукки, сбившего из ружья дрон, пролетавший над его домом ниже верхушек деревьев. Инцидент был трактован как вмешательство в частную жизнь. Однако владелец дрона был намерен добиться возмещения его стоимости и собирался подавать апелляцию в вышестоящие суды.

Куда более тревожный инцидент произошел у Белого дома США в январе 2015 года. Небольшой аппарат упал у лужайки резиденции президента, из-за чего служба безопасности ввела режим блокировки всех выходов из здания. Аппарат оказался обычным немодифицированным беспилотником, потерявшим управление. Но этот случай стал одним из катализаторов процесса разработки правил, регулирующих полеты дронов в США.


Законодательство

В связи с участившимися инцидентами, связанными с беспилотниками, Федеральное управление гражданской авиации США и Департамент транспорта США приняли решение о разработке законопроекта по регистрации дронов. Эта мера направлена, в первую очередь, на облегчение идентификации владельцев аппаратов – в случае выявления нарушений, связанных с использованием дронов.

Проект будет разрабатываться с учетом рекомендаций рабочей группы, состоящей из 25 компаний и организаций, среди которых DJI, GoPro, Amazon, Google, а также Walmart и Best Buy. До 20 ноября этого года группа должна подготовить рекомендации по особенностям регистрации дронов и перечень беспилотников, освобожденных от постановки на учет.У каких технологий в ритейле есть будущее?

Резонансным для российского законодательства являлся случай доставки пиццы в Сыктывкаре. Летом 2014 года в рекламных целях компания кафе «Додо Пицца» произвела доставку 6 коробок со своей продукцией. Непосредственно доставкой руководила компания «Коптер Экспресс». В связи с большим вниманием к акции пиццерия объявила о планах по созданию полноценной системы доставки. Однако случай заинтересовал местные власти, в том числе и Госавианадзор, обвинивший «Коптер Экспресс» в нарушении воздушного пространства и отсутствии лицензии на подобную перевозку грузов. В октябре 2014 года после разбирательства суд решил оштрафовать «Коптер Экспресс» на 50 тысяч рублей. Но владельцам компании удалось добиться отмены решения суда.

Этот случай выявил проблему российского законодательства – понятия «беспилотный летательный аппарат» в нем попросту не существовало. В июне этого года Госдума приняла поправки, вводящие необходимые определения и позволяющие не регистрировать аппараты весом до 30 киллограмов.


Будущее беспилотников

Новости о дронах выходят практически каждый день. Все больше компаний заявляют об использовании дронов в своей деятельности. Беспилотники становятся частью развивающейся инфраструктуры Internet of Things – концепции, когда окружающие нас вещи будут оснащены технологиями для взаимодействия друг с другом. Дроны уже научились коммуницировать между собой и с окружающим пространством по принципу Sense and Avoid, но для отладки технологии требуется еще достаточно много работы.

Принцип Sense and Avoid

Перед индустрией беспилотников стоит много вызовов, поэтому предугадать вектор развития технологии достаточно сложно. Один из сценариев, описанных компанией Ericsson, предполагает, что беспилотники могут стать значительно больше и заменить собой грузовые транспортные средства:

Станут ли беспилотники неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, покажет только время.

image description
Илья Галушин
Директор по развитию компании Onthesky

Через 5 лет, по нашему мнению, с беспилотниками произойдет то же самое, что и с современным рынком смартфонов – дроны станут доступны практически каждому, будут обладать большим временем полета (от нескольких часов до суток на одной батарее), камерами с высоким разрешением, различными системами безопасности полета и помощью в управлении. В фото- и видеосъемке дроны совершат переворот – подобный тому, что сделали GoPro с экшн-камерами. Но самое важное то, что, благодаря развитию технологий, дроны будут активно проникать в строительство (3D-моделирование объектов, контроль этапов строительства), сельское хозяйство (прогнозирование урожая, точечная доставка удобрений или пестицидов и посадка семян) и многие другие области, значительно увеличивая производительность труда и снижая издержки компаний. Беспилотники – это определенно будущее, которое начинается сейчас.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно