Колонки

ИИ, миллиарды инвестиций, беспрецедентный рост: почему нужно следить за Китаем, если вы в EduTech

Колонки
Михаил Мягков
Михаил Мягков

Генеральный директор Maximum Education

Полина Константинова

13-17 ноября в Пекине прошла выставка GET Summit & Expo China, в рамках которой был проведен международный саммит EdTechXAsia. Уже третий год он собирает широкий пул крупнейших международных инвесторов, представителей мировых компаний, работающих в сфере образовательных технологий, фондов, высших учебных заведений. Все они собираются в Пекине для обсуждения вызовов и возможностей, которые предлагает стремительно растущий рынок образовательных компаний Азии.

Михаил Мягков, генеральный директор Maximum Education, посетил саммит и рассказал Rusbase, что обсуждали эксперты, и объяснил, почему именно в Китае формируется будущее EduTech.
ИИ, миллиарды инвестиций, беспрецедентный рост: почему нужно следить за Китаем, если вы в EduTech
Присоединиться

Если смотреть на макроситуацию на китайском рынке, то можно увидеть, что на нем происходит нереальный рост. Это и темпы роста крупных игроков китайского рынка — до пяти-шести раз в год, и количество игроков, которое стремительно множится, в том числе копируя друг друга.

Почему это происходит? Драйвером этого является стремительный рост среднего класса и естественный фокус на успех, который связан с образованием. В Китае много университетов, но хороших мало, поэтому существует очень высокая конкуренция за места. Еще один драйвер: желание, чтобы дети учились за границей, поэтому сейчас мы видим на китайском рынке высокий спрос на английский язык.

Три тенденции, которые драйвят китайский рынок

Все крупнейшие игроки апробируют, тестируют, внедряют технологии, связанные с AI. Эффективное образование не мыслится без преподавателя, глобальный рынок кажется все-таки пришел к тому, чтобы принять этот факт. Не может быть обучение результативным, если есть только онлайн-среда без наставника. И здесь важно, что сейчас AI не мыслится в разрезе замены учителя. Искусственный интеллект призван помочь преподавателю с точки зрения и результата, и масштабирования, и персонализации одновременно.

То, что сегодня демонстрирует азиатский рынок в сфере AI, — это технологии, которые анализируют все действия ученика во время занятия, стиль его занятий, его общий прогресс, считываются даже такие мелочи, как мимика и жесты, чтобы понять, в какой момент ученику стало скучно или он наоборот не успевает за темпом преподавателя. Что это дает уже сейчас? Возможность внедрения действительно работающей персонализации и адаптивного обучения.

Если говорить о конкретных примерах, которые впечатлили, то это, конечно, VIPKid. Компания работает по модели one-to-one в секторе дополнительного онлайн-образования для детей. Все преподаватели — носители языка из США. Компании пять лет, она стремительно растет, имея уже сейчас 500 тысяч платящих учеников. В этом году на очередном инвестиционном раунде она привлекла более 500 миллионов долларов.

VIPKid много инвестируют в технологии AI, которые помогают американским преподавателям, не до конца понимающим культурный китайский код, интерпретировать эмоции и поведение ребенка, тем самым помогая ему достигать хороших результатов в обучении.

Другая компания — один из лидеров китайского рынка TAL— работает (в том числе) по модели Dual teaching и также инвестирует в технологии, которые на первом этапе распознают поведение, эмоции и ретранслируют эту информацию преподавателю. Сейчас они уже анонсируют второй этап, где технология будет сама реагировать на то, что происходит с учеником в данный момент, и моделировать урок.

Как это у них работает на blended-формате в большом количестве небольших городов Китая? Один преподаватель транслирует знания во множество классов, наставник на местах (более слабый преподаватель/ассистент) контролирует ситуацию в классе. Ученики сидят перед камерами и технологии передают данные о поведении, эмоциях преподавателям, например, улыбается ученик или нет. Преподаватель не может видеть и следить за всеми учениками, но он видит дашборды и понимает, что в этом классе, например, уровень энергии и вовлеченности ученика понизился — нужно уделить внимание именно этому классу. Это позволяет ограниченному количеству сильных преподавателей из любой точки мира работать с огромным количеством учеников одновременно. Это лишь два примера крупных компаний, которые проводили демонстрации, как это работает на практике. Конечно, это впечатляет.

  • Рост

Китайские компании по сравнению со всем международным рынком EduTech показывают беспрецедентный рост. И фокус на рост, особенно у молодых компаний, доминирующий: их не волнует рентабельность в моменте. Это, конечно, связано с потенциалом и ростом китайского рынка, когда нужно смотреть только вперед и успеть захватить свою долю. Например, уже упоминавшийся VIPKid растет исключительно на инвестициях, огромные средства вкладываются в рекрутинг нового персонала.

На саммите. Фото из архива автора.

Вот несколько цифр, подтверждающих потенциал рынка. По данным UBS Research, уровень проникновения онлайн-образования на китайском рынке составляет всего 5%, но, согласно прогнозам, к 2025 году это будет уже 35%. Доля частного репетиторства в 2017 году составляла 38% по всему Китаю и 45% в городах, к 2025 году прогнозируется уже 68%. По данным международного аналитического агентства Holon IQ, $4,5 млрд долларов в 2018 году было инвестировано в китайский рынок не частного образования.

  • Бизнес-модели

Этот фокус вытекает из предыдущего. Да, рентабельность в моменте не интересует, но интересует рост, а значит, инвестиции. Поэтому на саммите много внимания было уделено различным эффективным бизнес-моделям, продуктам, маркетингу и продажам.

Несколько инсайтов. У нас в России очень драйвится тема ухода продаж и маркетинга в онлайн. Совсем другой фокус на китайском рынке: высокий средний чек не продается в онлайн — только телемаркетинг. 65% новых клиентов у VIPKid приходят через реферальную программу, и даже в этом случае воронка устроена так: пробный урок и потом уже личные продажи. Поэтому компания за последний год зарекрутила более 7 тысяч менеджеров по продажам.

Во всех бизнес-моделях лидеров рынка на первое место выходит преподаватель, никто не готов отказаться от него в пользу роботов, онлайн-сервисов без человека. Основные модели, которые работают и доказывают свою эффективность, — занятия one-to-one в онлайн, blended-learning, dual teaching.

VIPKid, работающий по модели один на один, нашел свою нишу, приведя на китайский рынок американских преподавателей. Они могут быть коммуникативными и веселыми с детьми во время занятий, в отличие от традиционных китайских преподавателей. При этом компания трансформировала модель, сделав упор на конкуренцию клиентов за учителей. Как это работает? Каждый понедельник родители логинятся и букируют преподавателя своему ребенку на следующее занятие. Они не получают одного и того же преподавателя на весь цикл обучения. Представьте, каждый день проходит 100 тысяч уроков по 30 минут, это примерно 30 тысяч задействованных преподавателей ежедневно. Компания при таких объемах не имеет права на ошибку — поэтому даже протянула собственный трансатлантический кабель для устойчивой связи.

Как ни странно, модель blended-формата продолжает развиваться, и компании продолжают инвестировать в открытие филиалов по всей стране, потому что верят, во-первых, что это прибыльно в перспективе 6-7 лет, и, во-вторых, это позволяет оставаться в контакте с ЦА и считывать лучше ее потребности.

На саммите. Фото из архива автора.

Конечно, на саммите основной фокус был сдвинут на китайский рынок.

Главные выводы, которые можно сделать:

  • высокий темп роста числа и масштаба частных образовательных компаний на китайском рынке обусловлен тем, что они много инвестируют в качество продукта и технологии;
  • основные инвестиции направлены в различные разработки и применения AI, а точнее — в замену части функций преподавателя софтом, но без исключения человека из этого процесса полностью;
  • китайские компании, наверное, будут мировыми лидерами, потому что есть большой внутренний спрос, большой рынок, много инвестиций и огромный массив данных — Big Data, которая позволяет им учиться и идти вперед опережающими всех темпами;
  • почему не США? Потому что американский рынок по сравнению с китайским чуть застывший, меньше экспериментов и больших шагов. В США много стартапов, которые делают точечные вещи — инвестиции в фичу или часть процесса;
  • почему американские компании не идут на китайский рынок? Образование всегда очень зависимо от культурного кода той или иной страны, особенно на таких непростых рынках, как азиатские, отчасти это верно и для России. Сложно сделать хороший образовательный продукт, не адаптировав его под национальные особенности;
  • на китайском рынке аккумулированы сейчас огромные деньги, причем не только китайских инвесторов, туда сейчас инвестирует весь мир;
  • международные инвестиции сейчас сосредоточены на нескольких рынках — Китай, Вьетнам, Индонезия и Бразилия.

Идти ли нам по китайскому пути?

Почему этот вопрос в принципе возникает? С одной стороны, доминирующая роль государства на рынке образования — схожая черта для наших рынков. Но Китай более открыт к международным инвестициям в сектор дополнительного образования. Школы и университеты — нет, но все что вне — welcome.

Еще одна отличительная черта Китая — ориентир компаний на развитие long-term, фундаментальный подход к образовательному продукту. Поэтому на рынке мало акселераторов и компаний, которые хотят быстро что-то придумать и сразу получить прибыль. Наверное, нам в России этого стратегического взгляда часто не хватает.

При этом у России есть все возможности, чтобы пойти по китайскому пути — вкладываться в технологии и фундаментальное качество продукта. Есть много точек, где мы можем сотрудничать с китайскими партнерами.

На мой взгляд, драйвером рынка должно стать коммерческое дополнительное образование. А государство этот драйвер должно поддержать, потому что именно этот сектор может агрессивно двигать весь рынок вперед, создавая новые продукты и технологии.


Материалы по теме:

«Рынок настолько большой, что места хватит всем». EduTech-стартапы — о том, как выжить проекту в сфере образования

За два года мы открыли 35 школ программирования для детей. Вот как нам это удалось

Где лучше всего развивать EduTech-проект: большой обзор мирового рынка

Почему я ушла из банковской сферы и открыла онлайн-школу: что было самым трудным

«Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания»

Фото на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  2. 2 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  3. 3 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
  4. 4 Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году
  5. 5 Как дважды два: как быстро освоить профессию разработчика онлайн-курсов
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти