Ольга Зиновьева

Elementaree: «Мы ищем мелких производителей с высоким качеством продукции»

Генеральный директор Elementaree Ольга Зиновьева – о тенденциях на рынке еды и продовольствия.


Какие тенденции на рынке я заметила в 2015

Стоит, прежде всего, подчеркнуть, что мы работаем на рынке продуктов питания, основными конкурентами считая ритейлеров. Для меня главной тенденцией было ужесточение конкуренции за кошелек потребителя при сокращении ассортимента и постоянной борьбе за качество. Реальные доходы населения стремительно падают – запасы к концу прошлого года истощились практически у всех, и теперь на цену смотрят даже посетители премиальных супермаркетов. В этой реальности стоит освоиться: в ближайшие 2-3 года она только упрочит свои позиции. Сокращение ассортимента – это последствие как снижения покупательной способности, так и санкций. Мало того, что некоторые вещи к нам просто больше не возят – если пойдет такими темпами, скоро будем под заказ искать тигровые креветки (грустный смех), – но и давно налаженные каналы уже не работают, а новые с учетом новых ценовых реалий сложно и долго выстраивать.  Ну, а с плохим качеством ингредиентов ситуация банальнее всего – санкции крайне негативно сказываются на качестве, я вижу это каждую неделю на приемке. Мы все чаще разворачиваем продукцию, но проблема тут в том, что некоторые поставщики вообще исчезают, и альтернативных источников становится все меньше. Мой операционный директор в особо грустные моменты говорит – ну все, пора свои фермы и поля открывать! К сожалению, это отражает то, что контроль качества в стране в целом очень плохой.

Сейчас все игроки рынка заинтересованы в том, чтобы найти новые источники продуктов, еще и в связи с санкциями – нужна замена импортным ингредиентам. Понятно, что это возможно, но чаще всего такая ситуация означает увеличение цены для покупателя. 


Чего ожидать в 2016 году

  • С точки зрения ингредиентов нас ждет сокращение разнообразия, снижение качества, повышение цен.
  • С точки зрения моделей потребления еды нас ждет смещение в стороны бюджетных вариантов, в том числе за счет использования интернета – то, над чем работаем мы в Elementaree
  • С точки зрения соотношения ресторанного и домашнего потребления нас ждет увеличение доли домашнего потребления. При этом походы в рестораны сохранятся – скорее, снизится количество и разнообразие приобретаемых каждым гостем продуктов.

Большинство проектов еды под заказ и по подписке сейчас носят премиальный характер: вряд ли с учетом экономических реалий многие москвичи, не говоря уже о жителях других городов, смогут тратить на порцию еды 300 руб. и больше – а именно этого ждут от них большинство наших коллег, когда предлагают пять ужинов за 3000 руб. или день еды за 2 500 руб. Так что модель большинства копировать точно смысла не имеет: скорее всего, вам будет очень сложно найти постоянных клиентов, без которых сервисы в еде не могут выйти на рентабельность.

Подобные Elementaree проекты ставят целью заменить собой супермаркет, обеспечивая лучшее качество продуктов, при этом укладываясь в бюджет до 5 тыс. руб. на человека на всю неделю за всю еду. При наших текущих ценах это означает, что один прием пищи выходит вам в 100 руб. на порцию. На этом рынке, безусловно, места для развития больше, чем на других смежных. Однако запуск подобного проекта связан с возрастающими инвестиционными потребностями, а климат на венчурном рынке для новых игроков будет непростым. Я бы сказала, что 2016 год, скорее, открывает возможность для тех, кто уже на рынке, доказать, что замена супермаркету – более эффективная, полезная, вкусная, доступная – действительно возможна. 


Импортозамещение и фуд-стартапы

Сочетание падающего курса валюты, растущей инфляции, безработицы и снижения ассортимента продуктов питания в связи с ограничением источников их происхождения дают крайне низкие шансы снижения цен на продукты. Шансов остается еще меньше, если учесть, что для импортозамещения чаще всего нужно оборудование, материалы и другие закупаемые за рубежом и дорожающие вещи.

Тем не менее мы в Elementaree будем рады, если у нас появятся местные качественные поставщики, и поддержим их. Сейчас мы ищем мелких производителей с высоким качеством продукции.

С другой стороны, если наша отрасль будет работать только с российскими поставщиками, то, к сожалению, придется перейти на диету жителей России образца 19 века – с минимальными улучшениями. Конечно, сейчас все пытаются найти приемлемых по цене поставщиков – и логично их искать среди местных производителей. И это действительно ведет к увеличению доли российских товаров на рынке. Однако импортозамещение не может произойти по всем категориям в связи с состоянием наших технологий и объективными характеристиками климата. 


Что мы увидим на новогоднем столе через год?

Праздник всегда остается праздником. В связи с тяжелой экономической ситуацией, скорее всего, увеличится число тех, кто встречает Новый год дома – отсюда повышенное внимание к новогоднему столу. Думаю, на нем сохранятся многие традиционные вещи, от салатов до холодца. Вместе с тем, анализируя спрос на различные позиции нашего новогоднего запаса и совместную с изданием «Афиша-Еда» новогоднюю подборку блюд, мы делаем следующие выводы: растет спрос на развлечения, связанные с едой – люди с помощью еды создают себе увлекательное времяпрепровождение дома, и поэтому особым спросом пользуется наш сет украшений. Также многие хотят добавить заглавное блюдо на стол – здесь приходит на помощь наш запеченный гусь с карамелизированными яблоками и кухней. И третье – многие все же очень любят европейскую, и в частности французскую, кухню, поэтому сет закусок с уткой, лососем и риетом тоже бьет все рекорды. 


Три главные проблемы фуд-стартапов в 2016

  • Тем фуд-стартапам, которые были изначально ориентированы на премиальных потребителей, будет сложнее всего сохранить клиентов. Потребительская корзина будет очень сильно пересмотрена – а вместе с ней и траты на еду.
  • Тем, кто ближе к массовому потребителю, будет трудно обеспечить качество, особенно при росте бизнеса.
  • Тем, кто только начинает путь, сложно будет найти адекватную инвесторскую поддержку.


Материалы по теме:

Где заказать еду на новогодний стол: обзор фуд-стартапов

Ищите людей, которые готовы поставить на карту все

3 урока от пионеров еды на колесах

Из российского стартапа можно выйти только «вон»

«Воккер»: «Открывать точки – не очень сложно, гораздо сложнее их закрывать»

Кулинарный акселератор Mabius запустил конкурс для стартапов

McDonald’s станет е-сommerce

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно