Top.Mail.Ru
Колонки

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать

Колонки
Вероника Ноговицина
Вероника Ноговицина

Директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia

Полина Константинова

Для успешного развития карьеры hard skills и диплома престижного вуза недостаточно — нужно уметь анализировать свои чувства и эмоции, а также других окружающих людей. Вероника Ноговицина, руководитель департамента Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, что такое эмоциональный интеллект, как он влияет на карьеру и можно ли его развить.

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать

Узнаем, что такое EI

Эмоциональный интеллект — система характеристик, оценивающих вашу способность взаимодействовать с миром вокруг. Недостаточно быть гениальным и умным и иметь высокий IQ. Важно также уметь осознавать свои и чужие эмоции и чувства, выстраивать отношения с другими людьми, доносить свою точку зрения, внушать коллегам уверенность в своей экспертизе и уметь подстраиваться под других. 

Именно эмоциональный интеллект как основополагающую характеристику топ-менеджеров будущего выделили такие люди, как Петр Авен, Олег Тиньков и Эльвира Набиуллина на Finopolis в Сочи в октябре, крупнейшем событии года в финансовом секторе.

Ученые изучают эту тему с 1960-х годов. Наибольшую популярность получила концепция Даниэля Гоулмана, а среди систем оценки распространена TEIQ профессора К.В. Петридиса, тестирование по которой прошли более 6 миллионов людей в мире. Технически это опросник на 20 минут, по результатам которого вы получаете часовую обратную связь. 100% эмоционального интеллекта — это не абсолютная цифра, а сравнительная со всеми другими протестированными участниками. 

В рамках нее выделяется 15 характеристик из пяти блоков: 

  1. Счастье, оптимизм, самооценка
  2. Управление эмоциями, импульсами и стрессоустойчивость
  3. Восприятие эмоций, сопереживание, выражение эмоций и межличностные отношения
  4. Управление эмоциями, ассертивность, социальные отношения
  5. Адаптивность и самомотивация

Для успешного выполнения работы необязательно иметь 100% по каждому параметру. Все зависит от специфики деятельности. Например, в рамках работы, связанной с продажами, критично производить впечатление эксперта, уметь убеждать и работать с аргументами, и поэтому на первый план выходят такие характеристики, как управление эмоциями и самооценка. 

Для вакансий, связанных с трансформацией бизнеса, критичным будет наличие высокой адаптивности — способности как менять окружающую реальность, так и подстраиваться под изменения. Также для выполнения таких проектов лучше подойдут люди со средним контролем импульса, способные принимать решения на основе ограниченной информации и фактов, так как предсказать заранее и проанализировать всю информацию невозможно, и приходится начинать изменения методом проб.

Связываем EI с карьерой и доходом

Международная статистика говорит о том, что у сотрудников с более высоким эмоциональным интеллектом (от 70% из 100%) на 20% выше зарплата, шансы получить предложение о работе и повышение на следующий грейд. $29 тысяч в год разделяют людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом, согласно исследованию международной компании Talent Smart. Такие же результаты дало 10-летнее исследование журнала Journal of Vocational Behavior (Volume 101, August 2017, Pages 77-89 A time-lagged study of emotional intelligence and salary).

Недостаточно знать правильное решение и быть гениальным инженером, программистом, продавцом, маркетологом. Повысят до директора того, кто при этом сможет убедить других в правильности своего подхода, выстроить отношения в команде, вдохновить других людей, взаимодействовать с большим количеством сотрудников и быть готовым инициировать и подстраиваться под изменения и ситуации неопределенности.



Те же результаты дает и мой опыт. Например, генеральный директор розничной сети: всю карьеру он быстро получал повышения, менял сферы деятельности и функционал, однако на каждом месте получал наивысшие оценки руководства. 13 из 15 параметров в его тесте EI составляли около 90%. 

Его ассертивность, то есть ориентация на результат, высокая адаптивность, оптимизм, способность выстраивать близкие отношения с клиентами и сотрудниками, управление эмоциями коллег и умение быстро принимать решения, конечно, сильно помогали ему.

Корреляция между высоким эмоциональным интеллектом и зарплатой, должностью и уровнем позиции крайне заметна, если судить по моей практике.

Но бывают исключения. Например, сотрудник, занимавший первую позицию в крупной региональной компании, обладал всего 13% эмоционального интеллекта, то есть почти все характеристики были на слабом уровне. Как случилось, что он смог построить карьеру

В каждом случае ситуация индивидуальна, однако здесь свою роль сыграло то, что основной его опыт сложился в государственных структурах. Там не требовалась высокая ориентация на результат или ассертивность, а наличие лидерских качеств, управление эмоциями других людей и работа с подчиненными не были критичными для роста.

Используем EI в работе

Понимание своего эмоционального интеллекта позволяет ответить на вопросы:

  • Способны ли вы быть успешны в холодных продажах?
  • Стоит ли вам соглашаться на новую позицию, требующую гораздо больше аналитики и глубокой работы с данными?
  • Каких качеств вам не хватает для успешного руководства командой и чего не хватает вашим подчиненным?
  • Какой руководитель/работа/KPI позволят вам добиться максимального успеха? 

Одна крупная финансовая компания повысила успешного сотрудника до начальника отдела, и в течение месяца на стол легло пять заявлений об увольнении людей из его команды. 

Почему это произошло? Причин может быть несколько:

  1. Сотруднику присущ микроменеджмент в работе с подчиненными, а они привыкли к автономной работе
  2. Он не умеет делегировать и берет все на себя, а команда ощущает себя лишней
  3. Людям не хватает обратной связи и более человеческого отношения, к которому они привыкли ранее
  4. Руководитель ждет быстрых изменений и решений от команды с высокой степенью аналитичности и низкой адаптивностью к изменениям

Ситуации индивидуальны, но в каждой из них есть решение. В большинстве случаев можно наладить работу без увольнений — нужно разобраться в причинах конфликта и осознать, что именно в поведении и взаимодействии с подчиненными важно изменить. 

В этом случае ключевым негативным фактором оказался стиль управления нового руководителя. Из-за высокого контроля и низкого выражения эмоций начальник никаким образом не давал свою оценку происходящему, но при этом несколько раз в день просил делать отчеты о проделанной работе.



Сотрудникам казалось, что им не доверяют и их постоянно контролируют. При этом они не получали никакой обратной связи ни через мимику/невербальные эмоции, ни словесно и ощущали себя недооцененными и недостаточно эффективными. 

После конфликта было принято решение изменить следующие моменты: в команде обсудили сложившуюся ситуацию, согласовали еженедельную обратную связь (совещания) и отсутствие проверок в течение дня. Климат и эффективность команды были налажены.

Продолжаем развивать EI

Как развивать эмоциональный интеллект без затрат?

  1. Старайтесь регулярно озвучивать себе свои эмоции: «сейчас я расстроен из-за..., я рад, потому что..., я разозлился только что, потому что...». Это позволит улучшить восприятие собственных эмоций и замечать их у других людей.
  2. Обращайте внимание на поведение других людей. Задавайте себе вопрос, в каком настроении ваш собеседник, настроен ли он на искреннюю и душевную беседу с вами или лучше обойтись кратким конструктивным диалогом, а, может, вообще отложить беседу на потом.
  3. Избегайте отрицания эмоций. В российской культуре мы с детства слышим «ничего страшного, не плачь, что ты разнылся», и для нас становится естественным обесценивать, не осознавать, скрывать и не давать выхода своим эмоциям. Повысить свой эмоциональный интеллект можно только понимая, что каждая эмоция имеет значение, и ей важно дать возможность быть.

Другим помощником может стать обратная связь. 

Шаги следующие:

  • Я все-таки рекомендую пройти тестирование и получить обратную связь по итогам него, чтобы оценить масштабы «бедствия» и текущий статус развития вашего эмоционального интеллекта. 
  • По итогам важно выделить один параметр, который на текущем уровне сильно мешает или принципиально поможет вашей работе либо жизни.
  • По этому критерию запросить обратную связь у коллег-руководителя- подчиненных-родных.
  • Расписать все возможности, которые вы получите, если удастся нарастить эту компетенцию, а также проблемы, которые он вызывает в данный момент.
  • И начать регулярно отслеживать ее проявления в вашей жизни и работе, просить близких давать вам обратную связь и самостоятельно раз в неделю-две отвечать себе на вопрос: «В каких ситуациях мне удалось/не удалось проявить тот или иной параметр EI (выражение эмоций, стрессоустойчивость, ориентация на результат).
  • Практически по каждой характеристике можно найти релевантные статьи, книги, видео, интервью, а также курсы и тренинги в онлайн- и офлайн-формате. 

Любопытно, что внимательно прорабатывая одну характеристику, вы с большой вероятностью улучшите и ряд других. Но концентрироваться в моменте рекомендуется все-таки на одной. 

Как итог вы гарантированно сможете лучше понимать себя и других и улучшить свои отношения с окружающими. А в лучшем случае добавите к своей зарплате насколько десятков тысяч долларов. Поэтому почему бы не попробовать?

Итого

  • Нас приучили думать, что красный диплом и развитые hard skills, глубокая экспертиза в конкретном виде деятельности позволят добиться успешной карьеры, однако это не так. Развивать свой эмоциональный интеллект, анализировать свои чувства и эмоции других людей, тратить силы на построение долгосрочных отношений — критичные навыки для современных топ-менеджеров.
  • Эмоциональный интеллект — система характеристик, оценивающих вашу способность взаимодействовать с миром вокруг, понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоции других людей. EI оценивается с помощью тестов, наиболее распространена методика TEIQ Петридиса, где выделяется 15 характеристик из пяти блоков. Для успешного выполнения работы необязательно иметь 100% по каждому параметру. Все зависит от специфики деятельности и вашей роли.
  • Если вы хотите развивать уровень EI, лучше пройти тестирование и по результатам сконцентрироваться на совершенствовании одного параметра, который существенно влияет на вашу жизнь и карьеру.

Развивать ЭИ вполне реально самому, не тратя денег на коучей.

  • Старайтесь регулярно озвучивать самому себе свои эмоции — это позволит улучшить их восприятие и замечать их у других людей.
  • Обращайте внимание на поведение других людей и принимайте во внимание их эмоции при коммуникации. 
  • Не отрицайте эмоции: каждая эмоция имеет значение и «право на существование». 
  • Обязательно используйте обратную связь: общайтесь с коллегами, родственниками, друзьями.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как технологии изменили наши мысли и эмоции
  2. 2 Осознайте свои эмоции: упражнение, которое тренирует вашу реакцию в неожиданных ситуациях
  3. 3 «Профессия буквально выжгла меня изнутри». Реальная история об эмоциональном выгорании