Старков Владимир

С чем пришлось столкнуться стартапу за 1,5 года существования


С чего все начиналось

Летом 2012 года я носился по своим друзьям с идеей создания интерактивного телевидения… 

Тогда это была довольно интересная и модная (по крайней мере, в моем родном городе Саратове) тема. Появились первые абонентские приставки, которые крупнейшие интернет-провайдеры стали продавать своим абонентам. Как они тогда писали — «обеспечивающие широчайшие возможности для создания домашнего центра развлечений». Поигравшись полдня со своей, понял что так домашний центр развлечений выглядеть не может и решил создать свой. Я видел так:

— пришел домой, включил телевизор, выбрал интересные тебе передачи и фильмы из всего, что предлагают или предлагали к просмотру все доступные каналы в течение нескольких предыдущих и будущих дней;

— что-то поставил на запись и указал, в какой день и во сколько хочешь посмотреть. А что-то  смотришь сразу, сейчас. То есть можно из всего того, что предлагают телевизионные каналы в течение недели, «собрать» свою собственную телепрограмму и смотреть тогда, когда удобно.

Идея казалась просто гениальной и самое главное — новой. Существование ivi.ru, zoomby.ru и прочих меня особо не смущали :)

Заручившись поддержкой одного из своих друзей, осенью того же года я зарегистрировал компанию и принялся подыскивать себе сотрудников-программистов. Нужно сказать, что IT занимаюсь достаточно давно, еще с 90-х, и вроде многих в городе знаю лично, но найти нужных людей оказалось не так просто. Одно дело — работа в крупной компании, и другое — молодой стартап, пусть даже у хорошего знакомого. 

Ошибка номер раз. Длинный путь — самый короткий

Я поступил, как, наверное, и многие — обратился к фрилансерам. 

И это было НЕправильное решение! 

После пятого раза, когда вместо самой работы я получил очередное уведомление об удорожании работ, я решил никогда не пользоваться услугами «свободных программистов». К тому же так совпало, что в это время мне начали звонить и интересоваться условиями работы студенты Саратовских вузов. Сработали многочисленные объявления, расклеенные мной в техническом и классическом университетах. Это мне показалось на тот момент единственным вариантом начать уже работу над проектом. Существенным недостатком было отсутствие опыта работы у ребят, ведь помимо программирования серверной части (с чем, в общем-то, особых проблем не было), нужно было программировать под мобильные платформы (смотреть свое ТВ мы хотели и с мобильных устройств). Тогда это были iOS, Android и Blackberry. Да, мы сразу рассчитывали на выход нашего проекта на американский рынок, и именно эти три мобильных платформы нам казались перспективными.

И вот тут мне, наверное, повезло: ребята оказались очень талантливые и «самообучались» достаточно быстро. Тем более, что всем необходимым оборудованием со своей стороны я их обеспечил. 

Могу предупредить сразу всех, кто захочет повторить этот путь — забудьте про эмуляторы, только настоящее «железо», только «живые девайсы» и только «свежие» девайсы. Если вы хотите, чтобы ваши приложения работали так, как вы это задумали, тестируйте их только на настоящих устройствах. Конечно, не нужно покупать ВСЕ устройства. Но купите лидеров в сегменте. Поверьте, это то, на чем нельзя экономить!

Шло время, сотрудники набирались опыта, мы публиковали приложения в AppStore и GooglePlay. Приложения были, конечно, не «бета-версиями» основного продукта. Одни лишь показывали какую-то часть функционала будущего проекта, на других мы просто отрабатывали, например, работу с видео и аудио, рассылку уведомлений и прочие мелочи, из которых и состоит любой большой проект.

Никогда не говори никогда. Отрицательный результат — тоже результат

Так как компания существовала все это время на мои личные сбережения, мы, естественно, выполняли небольшие работы на сайтах-биржах так ненавистных мне фрилансеров, мы стали одними из них. И у нас появились клиенты! Писать мобильные приложения на заказ, а, тем более, полные сервисы — отдельная жизнь. Заказчик очень часто имеет лишь весьма поверхостное представление о сервисе (приложении), который просит сделать. Две трети всех сделанных нами работ — это «переделка» ранее сделанных «кем-то» программ и половина из них — умелая имитация проведенной работы. В мобильном приложении довольно много можно быстро сделать красиво, и заказчику это нравится, и он за это платит. Но вот только такое «красивое» приложение работать не будет. В нем нет «функционала», оно не связано с сервером, сервисами заказчика и так далее. Это просто красивая обертка, за которую заказчик заплатил кому-то до тебя. И теперь, имея отрицательный опыт, он становится неадекватным и не последовательным в своих поступках.

Кстати, в результате мы стали обладателями нескольких весьма интересных проектов, например, полного аналога Delivery Club (всего, включая сервер, сайт и мобильные приложения), интерактивного путеводителя по одной братской республике, теперь уже не самой маленькой социальной сети и сервиса оплаты через мобильные приложения — каждый потянет на отдельный стартап :) Причина проста — с нами либо полностью, либо частично не расплатились.

Такая работа, конечно, с каждым днем все дальше отодвигает тебя от твоих первоначальных планов. Так случилось и с нашим проектом. Но мы не отказались от первоначальной идеи. Проект постоянно напоминает о себе его компоненты чудесным образом постоянно появляются во всех наших нынешних проектах. Однажды, я думаю, нам просто останется собрать все это воедино.

Случай решает все

Весной того же года мне позвонили мои бывшие партнеры по продажам из одного из дистрибьютеров Microsoft. Они с первого дня интересовались моими «SturtUP-успехами» и искренне не понимали, зачем мне, в моем возрасте (за 40), практически «бросить» уже устоявшийся бизнес и заниматься «ребячеством». Звонок был из разряда «мы хотим тебе предложить, раз уж ты нас все равно не слушаешь, помощь». Microsoft совместно с правительством Москвы проводил тогда конкурс, нужно было создать мобильное приложение для москвичей и гостей столицы. Любое приложение. Любое — это было ключевое слово. Попробуйте дизайнеру дать задание нарисовать макет и не ограничивайте его ни в чем. Мы не успели к окончанию конкурса, но у нас появился новый проект. Plyar — индивидуальный мобильный гид с дополненной реальностью.

«Представьте, например, что вы приехали во Францию и решили взять напрокат машину, чтобы посмотреть страну. Наше приложение предложит вам не кратчайший маршрут из точки А в точку В, а несколько маршрутов. Например, как проехать по самым живописным местам. Мы расскажем, что вон за той рекой делают прекрасное вино, и что лучше брать бутылку позапрошлого года — прекрасный урожай. Что с того холма открывается чудесный вид на Бискайский залив. Расскажем и покажем все, что вам будет интересно услышать и увидеть о полях лаванды или о замках Луары».

Текст выше найден мной где-то в интернете, но он очень точно рассказывает суть проекта :)

Это было поворотной точкой нашей молодой компании, именно с этого проекта мы все меньше стали заниматься написанием ПО на заказ, пришло понимание, как делать приложения и, самое главное, НА ЧТО их делать.

Я понимал, что проект на несколько миллионов долларов я один никак не потяну. И путей финансирования было не так уж и много. Венчурные фонды, мягко говоря, скептически смотрели на проект, многие даже не отвечали на наши письма. А те, что отвечали, не скрывали сомнений в возможности сделать туристический проект команде, состоящей из «просто программистов». Мы, конечно, пробовали возражать, говорили что, наверное, среднему туристу не так уж и важна «развернутая» информация о городе, где он находится, а возможность составлять собственные комментарии и просматривать самые популярные маршруты других туристов, поможет компенсировать некоторое отсутствие информации. С нами даже соглашались, все отмечали, что использование аккаунта из социальной сети (тогда это еще было новинкой) для пользования сервисом — это явная находка и гигантская экономия денег на продвижение, но… денег никто не давал :)

Однако в этот момент (а нам шел уже 9-ый месяц) я уже мог позволить себе ждать. Разработка заказных мобильных приложений уже позволяла на 2/3 существовать компании самостоятельно, без моих ежемесячных вложений. Но все же этого было недостаточно. Я впервые в жизни обратился за помощью к государству.

Государственная поддержка, ожидания и реальность

Идея получения поддержки от государства появилась довольно спонтанно. Несколько лет назад, я, бывший пионер и один из последних комсомольских секретарей, совершенно перестал интересоваться «политической жизнью». Мне она была совершенно не интересна. Но городские новости и «лайки» друзей на Facebook делают свое дело. Так я узнал, что Министерство экономики Саратовской области возглавил один из выпускников нашего Университета. Это снимало для меня некоторые барьеры, я знал нового министра лично. Решив, что хуже не будет точно, я записался на прием к Министру. Мой вопрос решили минуты за три, я должен был представить проект через 9 дней на заседании областной комиссии по отбору проектов в Фонд Посевных Инвестиций Венчурного Фонда Саратовской области (ФПИ) — дочерней структуры Правительства Саратовской области и Российской Венчурной Компании (РВК). Сказать, что я был не готов, ничего не сказать! Нужно было успеть сделать все: от презентации до бизнес-плана. Второго шанса небыло (теперь я точно знаю что он есть всегда, но тогда была другая история). Нужно было либо сделать самую блестящую презентацию и самый убедительный бизнес-план, либо просто уехать в деревню и забросить все! В деревню я не хотел.

У меня появился самый «шикарный» куратор от ФПФ, я даже специально укажу тут его — Алексей Прозоров. Несмотря на свою молодость (я знавал еще его деда), а возможно, и благодаря ей, он своей энергией буквально заряжал и побуждал нас работать все больше и больше. И, видимо, это удалось. Члены совета задали всего пару несущественных вопросов. Мой проект получил одобрение, нас отобрали для участия в конкурсе на финансирование от Фонда Посевных Инвестиций РВК. Судя по всему, в проекте действительно было что-то стоящее. Со мной еще долго здоровались в коридорах здания Правительства области совершенно не знакомые, как мне казалось, люди. И с улыбкой, видя мое замешательство, добавляли, что они помнят мой проект.

Ребята, не передать то состояние, когда твой проект проходит конкурсный отбор! Это были несколько дней полнейшей нирваны. Девять суток без сна совершенно не мешали. Да еще появился новый клиент — концертное агентство, которое попросило сделать электронную покупку билетов у них на сайте. В Саратове это до сих пор первый и пока единственный подобный проект. Напомню, что к этому моменту компания уже в меньшей степени нуждалась в моей «финансовой» помощи как владельца, и я позволил себе нанять еще программистов. 

Мы победили в открытом конкурсе областного правительства и стали резидентами Областного бизнес-инкубатора. У нас появился второй, практически бесплатный, офис. Одновременно мы подписали соглашение о членстве в Технопарке Технического Университета. Это дало нам возможность напрямую, официально приглашать на стажировку и работу студентов старших курсов.

Два проекта, одна компания

Помните про нового клиента, который попросил установить на сайте оплату пластиковыми картами? Мы не остановились на картах и предложили ему сделать мобильное приложение: электронный билет и электронное контрольное устройство для площадок, на которых проводятся концерты и спектакли. Предложение было встречено восторгом! 

Чем больше я вникал в новый проект, тем интереснее он для меня становился. Организация концертов оказалась совсем не тривиальным бизнесом, с целой герляндой «особенностей» и «странностей». Но это затягивало, как омут! Представьте, у вас есть шанс сделать всю цепочку: появление мероприятия (концерта), билет на него, проверка билета на входе. И при этом, у тебя уже есть заказчик — вот он, рядом, ты видишь его каждый день, он может позвонить тебе в любую минуту. А у этого заказчика есть друзья и в России, и в Европе, которые звонят тебе и интересуются, как бы и им получить тоже самое…

Идея на поверхности, нужно было ее протестировать и сделать масштабируемое решение. Именно так мы и поступили. Проект получил название GO2Show.

Второе пришествие Microsoft. Все в Ажур(е)

Несколько лет назад одна из моих компаний уже сотрудничала с Microsoft. Microsoft и тогда, и сейчас сдает практически все свое программное обеспечение в аренду. Так как денег катастрофически не хватало, решение было очевидным — Windows Azure! К тому же, я искал инвестиции в свой первый проект — Plyar.

Условием подачи заявки в Венчурный Фонд Microsoft было обязательное участие в программе Microsoft BizSpark. Регистрация прошла довольно быстро, однако Plyar не прошел отбор: сумма, затребованная нами, была больше допустимой. Мы не получили финансирования в этот раз.

Но BizSpark оказался очень ценным для наших проектов.

Мне мало кто верит, но в офисах моих компаний всегда было только лицензионное программное обеспечение. Это наша четкая позиция. Кроме того, в офисах всегда была смешанная среда Windows, Mac OS, Linux. Дизайнерские пакеты от Adobe и даже на Mac OS рядом с офисным пакетом от Apple (а он невсегда был бесплатным). Всегда стоял лицензионный офис от Microsoft, а на Linux — лицензионный Redhat. Потому бесплатное использование программного обеспечения в рамках программы BizSpark было для меня неким откровением, именно теми упущенными деньгами, которые я потратил несколько месяцев назад и продолжал тратить. Если прибавить к этому то, что многочисленное клиентское программное обеспечение концертных и кассовых агентств, с которым мы согласовываем серверную часть GO2Show, написано как раз «под Windows», варианта всего два — Windows Server и Windows Azure. Я стараюсь всегда ставить задачи своим сотрудникам таким образом, чтобы системы практически изначально работали с любым количеством клиентов и любым количеством запросов. Поэтому протестировав работу на Windows Server, мы перенесли все сервисы проекта GO2Show в облако Windows Azure.

Первый провал, он трудный самый…

Тем временем пришла пора ехать в Москву, в РВК, с проектом Plyar. Все же хорошо, что в Венчурный Фонд Microsoft он не прошел заочно. 

До сих пор, спустя уже полгода, с содроганием вспоминаю этот день. Естественно, кругом попадались черные кошки, развязались все шнурки, и зашел я вначале совершенно не в то здание. Естественно, только по дороге в Москву меня осенило, что прошло 4 месяца и бизнес-план требует немедленной временной корректировки — проект подвержен риску сезонности… Но это все неважно. 

Далее я высказываю исключительно только свою личную позицию, основанную, возможно, в большей степени на эмоциях от встречи, которые переполняют меня и сейчас, когда я ее описываю. Я постараюсь описать ее подробно. Возможно, кому-то пригодиться, а, возможно, кто-то сделает какие-то выводы. Очень надеюсь, что ситуация изменится.

Мы приехали в Фонд Посевных Инвестиций РВК с группой проектов из Саратовской области, прошедших предварительный отбор областной комиссии. Нас было несколько совершенно различных проектов:

  1. Производственный проект, автор привез готовое изделие, ему нужны были деньги на производство в промышленных масштабах. Университетсткий проект.
  2. Биологический препарат, готовое мелкосерийное производство, превосходит западные аналоги, применяется для заживления ран на поле боя и подобных ситуаций. Двоякое авторство, с одно стороны, можно рассматривать как университетский проект, с другой — патент у автора. Производство налажено на средства, полученные от разных  «умников», «стартов» и прочих грантов. Нужны средства на строительство завода и серийное производство.
  3. Медицина, все патенты есть, нужны деньги на небольшую клинику и производство. Проект госучреждения.
  4. Ребята научились по видеоизображению плазмы в сварочном слое предсказывать качество сварки (могу соврать, но что-то типа того). Частный проект. Развитие и производство.
  5. Жутко горжусь, что лично знаком с этой «профессоршей химии», она из группы европейских ученых и по совместительству преподаватель нашего Университета, принимала участие в создании IPS-матриц мониторов. В этот раз привезла в Фонд ПОСЕВНЫХ Инвестиций (замечу - государственный фонд!) РВК абсолютно новую разработку в продолжение темы мониторов. Ребята ученые УЖЕ УМЕЮТ делать мониторы, от которых «веет холодом» и «пышет жаром»!!!
  6. Ну, и мой проект.

Отгадайте, кому дали деньги. Правильно — НИКОМУ! В одном проекте не понравилось, что он частный, в другом — что государственный, в одном — надо строить помещение, в другом — не предусмотрено строительство помешения, проект про матрицы — это вообще непонятно, типа вот бы увидеть опытный образец (ну он, собственно, в SAMSUNG-то или LG и останется! Не вернется он в Россию, не вернется!)

Мой проект был последним, и коллеги с уверенностью подбадривали меня. Если  рассмотреть отрицательные факторы всех предыдущих проектов, наш действительно был их лишен — а значит, имел высокие шансы.

Девочка с проектором включила старую презентацию… но и ее никто не смотрел. Я стоял перед, как они выразились, «аналитиками» Фонда, большая часть из которых на меня и презентацию даже не смотрели. Я защищал свой проект, своего «ребенка», как мог. Это была самая длинная защита проекта в этот день. Под конец презентации проснулись все «аналитики» и уже с нескрываемым интересом смотрели на меня.

Но денег не дали. 

Говорили, что никому не интересна краткая, пусть и яркая информация о том или ином месте. Что такие проекты должна делать компания типа журнала «Вокруг Света». Спрашивали почему я уверен, что мы потянем проект, есть ли в команде разработчики-звезды. Ребята, мы все звезды, мы из Саратова, мы делаем клоны известных сервисов, получивших венчурные деньги от ваших коллег.

Вернулся я домой, конечно, никакой. И несколько дней ничего не хотелось делать.

Второе дыхание. Третий проект

А на третий или четвертый день у меня снова появился новый клиент. У соседа есть, а точнее, были металлоконструкции, билборды, которые городские власти стали «убирать». Это круто — город стал красивее и чище, но сосед начал терять деньги. Он считал, что я занимаюсь каким-то там программированием и потому решил попросить меня сделать для него что-то типа устройства-контроллера для того, «чтобы видеорекламу по плазме крутить». Ну а так как он предполагал установить их «много», надо было сделать их как можно дешевле и чтоб можно было закачивать ролики по GSM-сети.

Примерно такой опыт у нас уже был, мы пробовали «посотрудничать» с двумя достаточно известными стартапами из «Русской Америки» и «Англоязычного Дубая», выпускающими небольшие компьютеры-стикеры на Android, которые и подключаются напрямую к HDMI-разъему телевизора.

Устройство подходило, как никакое другое. Оставалось сделать только программное обеспечение. А самое главное — вновь рядом был человек, готовый все это оплатить. Через два месяца программное обеспечение было готово.

Ломаем рынок. Создаем рынок

А у нас появился третий проект - Upnews | tv. Приятель четко нарисовал задачу и получил ее решение. Мы же получили совершенно новый инструмент.

Судите сами — средняя стоимость организации системы Indoor TV (так это все называется) — около 30 тысяч рублей. При равных размерах экранов стоимость нашего решения 10 000 рублей за телевизор и 3000 рублей за медиаплеер. Вам нужно только скачать на медиаплеер наше приложение из Google.Play, зарегистрироваться на нашем сервисе, загрузить на сервис Ваши видеоролики сформировать Ваши плейлисты, где, что будем воспроизводить, и нажать кнопку. Через несколько минут ролики будут крутиться на всех Ваших Indoor TV! А Вы сможете, сидя в офисе, ими произвольно управлять. Это стоит $ 3,99 за устройство в месяц. И, кстати, серверная часть проекта находится все там же — на Windows Azure. И еще одна новость (Microsoft пока не знает, но я практически уверен, что мы договоримся): если ваши ролики лежат в облаке Microsoft Onedrive, подключенном к вашему личному кабинету, то каждое устройство обойдется в $1,99 в месяц.

И это не реклама от Microsoft, это наша признательность за поддержку.

Первое признание. Черт, это приятно

Однажды, оглянувшись по сторонам и прислушавшись к проблемам своих друзей и клиентов, я вдруг понял, что мне теперь совершенно необязательно «бегать по различным тусовкам» в поисках потенциального инвестора. Мы участвуем в действительно значимых для региона мероприятиях и встречах. Мы не просим денег и нас «все любят». 

Нам оказывают административную помощь в наших проектах. Например, в нашем новом проекте — Организации платных парковок. Естественно, с использованием смартфона. 

Теперь я больше ищу партнеров. Именно партнеров в каждый из своих проектов. И мне есть, что предложить. Коллектив, опыт. 

Вчера наш проект GO2Show победил на Приволжском региональном форуме «Бизнес-Успех» как лучший проект в сфере электронной коммерции. Это наша первая награда, первое признание за полтора года жизни…


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно