Иван Васюков

7 огнеопасных пунктов в договоре с юридическим консультантом

Юрист Иван Васюков выбрал 7 самых скользких пункта, которые ваш юрист может включить в договор, и объяснил, чем они так опасны.


Договор от контрагента, налоговая проверка, суд с продавцом некачественного автомобиля – решение этих правовых вопросов часто передается на аутсорсинг юридическим консультантам.

К сожалению, консультант, призванный помогать в решении ваших проблем, может отстраниться от их решения или ухудшить ваше положение. Основой для недобросовестного поведения консультанта является заключенный с вами договор оказания услуг.

Есть 7 огнеопасных пунктов договора, совокупность которых  (всех или большей их части) либо отсутствие должно насторожить вас:


1. В случае сопровождения судебного спора вознаграждение взимается только «за сопровождение дела в суде первой инстанции»

О существовании вышестоящих инстанций консультант умолчал.

Что это значит? Если оппонент подал апелляционную жалобу, то вы вынуждены еще раз внести деньги за сопровождение дела — как минимум в апелляционной (второй) инстанции. Ведь апелляционная инстанция может отменить решение первой, которое было принято в вашу пользу.   

Иногда дела проходят еще две кассации… Далее суд выносит решение о взыскании денежных средств в вашу пользу.

Вы сталкиваетесь с необходимостью инициирования исполнительного производства и слышите: «Но мы же все прописали в контракте и вы сами согласились на эти условия. Платите деньги или разбирайтесь с приставом сами!».



2. Не прописываются конкретные сроки/даты оказания услуг

Консультант получает карт-бланш в определении дат исполнения своих обязанностей, что приводит к нарушению всех устных дедлайнов, о которых вы договорились с консультантом.


3. «Приемка услуг осуществляется путем направления Заказчику акта об оказанных услугах телеграфом/почтой и считаются автоматически принятыми с момента его направления»

Вы подписываетесь, что услуги были оказаны в полном объеме, своевременно и претензий у вас нет и быть не могло.

Добросовестный консультант всегда укажет, что Заказчик вправе выразить свои возражения по оказанным услугам «в течение ___ дней с момента получения акта об оказанных услугах».



4. «Заказчик ознакомлен с прайс-листом Исполнителя»

Вам должны оказать несколько услуг (составление претензии, подготовка и подача иска, представление интересов в суде). Часть из них оказали, но вы недовольны качеством и решили расстаться с консультантом.

И здесь появляется место для спора. В договоре указан итоговый размер вознаграждения за все услуги, но не перечислена стоимость каждой из оказываемых услуг.

Для вас математика проста. Вы берете сумму и делите на количество услуг. Вычитаете из итоговый сумму часть за услуги, которые вам оказали и требуете возврата оставшейся суммы. Однако консультант апеллирует к пункту, где вы подтвердили ознакомление с прайс-листом (на руки его вам отдать «забыли»), в котором стоимость оказанных услуг (или одной услуги) составляет большую часть вознаграждения.


5. «При неисполнении Заказчиком содействия в оказании услуг… Исполнитель вправе требовать возмещения убытков и иных издержек»

Под словом «содействие» можно понять очень широкий спектр действий и бездействий, например, ответили с опозданием на мэйл. «Иные издержки», например, нанятый «специалист» со стороны, стоимость услуг которого ты должен дополнительно оплатить.


6. «Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг Заказчику третьих лиц без согласия Заказчика»

По такому пункту консультант вправе нанять стороннего специалиста для оказания услуг и выставить вам счет за его услуги. Проблема в том, что стоимость услуг этого специалиста не включена в ваш договор с консультантом, если об этом прямо не указано.

Поэтому вы рискуете заплатить за услуги сумму значительно большую, чем планировали.



7. В договоре отсутствуют штрафные санкции для консультанта

Нередко консультант получает аванс за свою работу и при возникновении конфликта незаконно удерживает его. Стимулом для возврата ваших денег могут стать неустойки. В практике делового оборота принято указывать неустойку от 0,1 до 1% от суммы задолженности за каждый день незаконного удержания денег (в считанные недели штраф становится равным сумме долга).

P.S. Проверяйте репутацию консультанта.

Порядочный консультант всегда стремится к публичности (пишет статьи в различные издания, порталы; публикует выигранные дела; выступает на конференциях). Профили в Facebook, «ВКонтакте», Linkedin также вам в помощь (в LinkedIn можно найти отзывы клиентов и подтверждение навыков).

За помощь в подготовке статьи благодарю Михаила Зельдина.


Материалы по теме:

Корпоративный договор появился давно, но в него пока никто «не верит»

Как взять кредит и не попасть в ловушку

Что такое «умные контракты» — или как законно украсть $50 млн

Запускаясь в других странах, мы совершили все возможные ошибки


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно