Денис Рыжов

Event-отрасль переживает недостаток специалистов

Денис Рыжов, основатель Key Link Agency, рассказывает, почему в России не хватает хороших организаторов мероприятий и кем можно работать в этой области.


Уровень развития любой отрасли, как ни крути, напрямую связан с развитием кадровой сферы. И чем меньше профильных специалистов на рынке, тем медленнее будет происходить развитие.

На рынке организации мероприятий за последние годы наблюдается недостаток рабочей силы и, в целом, ситуация складывается плачевная.


Тому есть несколько причин

Во-первых, в нашей стране очень мало вузов, которые занимались бы подготовкой профильных специалистов в этой области. Многие молодые люди воспринимают маркетинг или рекламу как что-то достаточно простое и всестороннее – и выбирают такую специальность, чтобы от них отстали родители, например.

Во-вторых, это усугубляется тем, что преподавательский состав часто не обладает достаточным количеством знаний и опыта, чтобы обучать студентов. А ведь отрасль очень молодая, возраст сотрудников тоже невелик: отсюда возникает незрелое и легкомысленное отношение к работе. Если судить по кандидатам, приходящим к нам на собеседование, то я не очень понимаю, чему их учат – именно в отношении отраслевой специфики – кроме материалов из книг, которые имеются в общем доступе.


Я считаю, что полноценное образование в event-отрасли пока отсутствует

Когда мы начинали бизнес, про аутсорсинг в сфере организации мероприятий мало кто говорил. Зачем нанимать стороннюю организацию, когда можно сделать все самому? 

Сейчас на рынке уже сложилось и закрепилось понимание, что лучше отдать профессионалам то, что у них получится лучше. Да и, как правило, еще и дешевле. Но вот до кадровой сферы пока дело не дошло – во многом потому что на рынке не так много крупных игроков, имеющих возможность вкладываться в развитие собственного персонала и мотивацию.

Тем не менее, за рубежом уже достаточно давно, насколько мне известно, существует действительно профессиональное отраслевое образование. В нашей компании не работали приглашенные специалисты, но нам достаточно часто приходится сталкиваться с ними в рамках проектов с крупными сетевыми международными агентствами. Могу сказать, что впечатление было положительным. Наверное, главное, что стоит отметить – это более открытый и широкий взгляд, стратегическое мышление и умение обращаться к накопленному опыту. 


Отрасль перестает быть «трендовой»

Из-за кризиса зарплаты перестали расти так стремительно, как раньше. Это также отразилось на качестве кадров.

В большинстве своем отрасль насыщена маленькими компаниями, которые просто не могут позволить себе профессиональных HR и всех сопутствующих технологий и инструментов мотивации сотрудников. В связи с этим на рынке практически отсутствуют программы развития и работы с персоналом. Как результат, наблюдается низкая лояльность, высокая текучесть кадров и быстрое выгорание на работе.

Как избежать текучки кадров?

Основной инструмент, позволяющий снизить уровень ухода профессиональных сотрудников – это, конечно, своевременная индексация заработной платы и актуальное продвижение по карьерной лестнице. Но и этого не всегда достаточно. Помимо прочего, некоторые игроки рынка рассматривают обучение или практику персонала за границей, но это достаточно дорогостоящий и долгий процесс. Не все готовы пойти на такие вложения в собственные кадры, особенно учитывая невысокую лояльность сотрудников в целом.

Несмотря на сложные времена и ситуацию на рынке, многие компании в event-индустрии все же стараются поддерживать программы лояльности и заниматься развитием персонала внутри компании. Каждый придумывает собственные инструменты, исходя из своего опыта – или даже чаще – из опыта клиентов, с которыми работает. Мы у себя стараемся мотивировать людей как раз инструментами, направленными на развитие: обучение, практика или участие в профильных фестивалях. Конечно же, есть корпоративные мероприятия, в которых мы также развиваем командный дух и доверие к ближнему.

Мы постоянно отправляем своих сотрудников учиться чему-то новому. Чаще это курсы или семинары от действующих игроков рынка, конференции. На сегодняшний день можно насчитать несколько крупных отраслевых конференций, таких как Event Show, например, где можно обменяться опытом с другими специалистами и составить представление о том, что сейчас в отрасли происходит.

Кризис оказал влияние и тем, что первым делом клиенты начинают резать рекламные бюджеты (и даже целые направления в своем продвижении), поэтому некоторым агентствам вообще пришлось прекратить свое существование и уйти с рынка.


Кого не хватает

За те 15 лет, что мы работаем в отрасли event-услуг, постоянная нехватка специалистов наблюдается на уровне топ-менеджмента и работников среднего звена. Наша индустрия не отличается высокими окладами и правильной организацией труда, и более-менее зрелые специалисты предпочитают перейти работать на сторону клиента или же вовсе сменить направление. Уровень зарплат колеблется от 30 до 250-300 тысяч, не более, при этом верхних границ диапазона достигают единицы. 

Такая ситуация на кадровом рынке и нам, игрокам event-индустрии, диктует свои правила. Можно долго рассказывать про базовые компетенции специалистов в отрасли, но на мой взгляд, основным качествами являются все же любознательность и умение учиться. Работа в event-индустрии – очень динамичная и многозадачная, а внешняя среда достаточно агрессивна. Нужно обладать хорошей стрессоустойчивостью, в идеале сотрудник должен иметь предпринимательский характер, умение рисковать и принимать неожиданные и быстрые решения.

Конечно же, в любом случае, у человека должно быть высшее образование – именно как фундамент. Без знания английского языка сегодня никуда, так как большинство интересных проектов исходят от транснациональных компаний, практически все технологии и новшества также приходит из-за рубежа. В числе наших основных клиентов преимущественно представители иностранных торговых марок – Mercedes-Benz, Renault, Nissan, Campari, Estee Lauder, LVMH Perfumes&Cosmetics. Часто переговоры ведутся на языке, близком клиенту.


Кто работает в event-агентстве?

Обычно проектная команда агентства состоит из нескольких подразделений.

В первую очередь, это креативная пара: копирайтер и дизайнер, те, кто, по сути, придумывает мероприятие или предстоящую активность. Их работа особенно важна на первом этапе, когда нужно определиться – что именно и как будет происходить на мероприятии.

Также здесь огромную роль играют менеджеры по работе с клиентами, которые выступают некими «посредниками» между клиентом/заказчиком и всем остальным «миром» организаторов ивента.

Также важны проектные менеджеры, которые непосредственно работают на «земле» и отвечают за исполнение задуманного. В зависимости от структуры и размера агентства, проектные менеджеры могут быть многопрофильными или иметь узкую специализацию. Во втором случае каждый менеджер будет отвечать за конкретный, но важный и объемный кусок работы, например: световое, звуковое и сценическое оборудование. Мы, к примеру, даже на кейтеринг ставим отдельного менеджера.

Еще – финансовая служба и сервисы закупок. Их работа не видна внешнему потребителю, но она не менее значима для работы, особенно в части документооборота, который является неотъемлемую частью любого бизнеса. Также в их задачах – построение грамотных и лояльных отношений с поставщиками, количество которых на одном проекте может превышать несколько десятков.

На крупномасштабные проекты или мероприятия с широкой географией агентство часто привлекает менеджеров-фрилансеров. Такое бывает и в случаях со специфическим креативом и режиссурой мероприятий. В среднем на проекте количество членов команды может достигать двадцати, а то и больше.


Материалы по теме:

Занята ли ваша идея для стартапа?

Три шага к идеальному ивенту

Мы переоценили офлайн-маркетинг, больше я в это не верю

Как проходят корпоративы в Google, Yahoo и Facebook

HR-сервисы в России: обзор рынка

Фото на обложке: Shutterstock.

 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно