Top.Mail.Ru
Колонки

Фантастическая оценка Mobileye, или зачем нужен хороший инвестор

Колонки
Офер Векслер

Руководитель консалтинговой группы, занимающейся аудитом, финансовым сопровождением, привлечением капитала и анализом инвестици...

Офер Векслер
Фантастическая оценка Mobileye, или зачем нужен хороший инвестор

Впервые я столкнулся с компаниейMobileyeв 2011 году , когда анализировал потенциал компаний разрабатывающих продукты в сфере безопасности дорожного движения. К тому времени компания просуществовала уже 12 лет, из них 7 лет без инвесторов, что, в последствии, было щедро компенсировано: в 2006 году компания получила 15 миллионов долларов от группы промышленных и институциональных инвесторов, а в 2007 году Mobileye получила чек в 100 миллионов долларов отGoldmanSachs. В 2013 году компания получила уже 400 миллионов долларов от ведущих инвестиционных банков мира для подготовке к эмиссии на бирже . Компания получила деньги про пре-инвестиционной оценке в полтора миллиарда долларов: чтобы окупить деньги. Таким образом, чтобы оправдать инвестицию, компания должна быть продана (или быть оценена при эмиссии на бирже) за 3-4 миллиарда долларов. Именно по этой оценке Mobileye решила выпустить свои акции на NASDAQ. Но как оказалось, это суммы оказалось недостаточно: рынок оценил компанию более, чем в 7 миллиардов долларов. Как правило, такую оценку могут получить компании с потенциальной прибылью в 500-700 миллионов долларов. В тоже время , годовой оборот компании в 2013 году составил около 80 миллионов долларов, а чистая прибыль – около 20. За первый квартал 2014 года (квартал перед эмиссией) объем продаж в размере 35 миллионов долларов текущий убыток составил те же 20 миллионов, которые компания заработала за весь 2013 год. С одной стороны мы можем наблюдать однозначный рост продаж, с другой стороны, на данный момент невозможно спрогнозировать финансовые потоки. На первый взгляд, компания еще не готова к эмиссии. Но рынок доказывает обратное: цена акции компании выросла в более, чем в полтора раза по сравнению с прогнозом. Возможно другая компания и не смогла бы добиться такого успеха, но если в вашу компанию вложили 500 миллионов, такие инвесторы как GoldmanSachs и MorganStanley, то у такой компании нет шанса на проигрыш.

Итак , вернемся к цифрам. Согласно прогнозам менеджмента,Mobileye рассчитывает достичь в 2018 году 800 миллионов долларов продаж и около 200 миллионов прибыли со средним ростом продаж порядка 50%-60% в год. Компания аргументирует свои финансовые прогнозы уже заключенными и потенциальными договорами. В 2014 году компания рассчитывает реализовать более 2 миллионов единиц продукта и достичь продаж в размере 130 миллионов долларов и прибыли около 28 миллионов долларов. Но даже, если прогнозы менеджмента компании являются оправданными ( хотя даже самые верные прогнозы не всегда сбываются), финансовые показатели все равно не способны оправдать сегодняшнюю оценку рыночную оценку. Речь идет о коэффициенте цена/прибыль (Price-EarningRatio) порядка 260, что не соответствует рыночной показателям даже для очень перспективных компаний. Даже если компания достигнет предполагаемых результатов в 2018 году, то к этому времени существующий бизнес уже не сможет достигать высоких показателей роста и акционеры могут рассчитывать на рыночную цену порядка 4.5-5 миллиардов долларов. Соответственно, инвесторы, вкладывающие деньги сегодня и рассчитывающие на высокую отдачу на инвестицию, заинтересованы купить акции из расчета рыночной цены компании в размере 3-3.5 миллиардов долларов. Тем не менее, когда за дело берутся GoldmanSachs и MorganStanley, рыночные показатели занимают второстепенной значение, по сравнению возможностями инвестиционных банкиров раздуть цену. Поэтому наличие крупного институционального инвестора может значительно влиять на цену компании на рынке не зависимо от реальной оценки. Впрочем, насколько это хорошо для основателей компании и других акционеров – покажет время.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  2. 2 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  3. 3 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  4. 4 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами