Колонки

Feedback: что мы знаем о рынке travel

Колонки
GreenfieldProject
GreenfieldProject

Стартовая площадка для высокотехнологичных стартап-проектов, общения потенциальных предпринимателей и людей, которым интересно ...

GreenfieldProject
Feedback: что мы знаем о рынке travel
Присоединиться

Начав с рассмотрения самых крупных игроков разных travel-ниш, Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix, кратко охарактеризовал ситуацию на рынке: динамика роста замедляется, маржинальность падает с 9% до примерно 4%, существует угроза появления крупных западных игроков, а конкуренция и так очень большая. Все это вместе со сложностью получения инвестиций крайне затрудняет запуск масштабных travel-стартапов. Александр также обозначил ряд ошибок, которые, по его мнению, свойственны проектам: ставка на демпинг, который точно не принесет ожидаемых результатов, создание клонов западных сервисов (да-да, западный опыт не всегда применим для отечественной действительности), отсутствие исследований рынка до разработки продукта, недостаток тестирования, и, внимание!, создание слишком «хипстерских» сервисов (основной контингент — это обыватели, которые явно не воспримут вас всерьез при таком подходе). Презентацию Александра можно посмотреть тут.

Важной особенностью структуры тревел-рынка Леонид Пустов, руководитель аналитического агентства Rutramarin, назвал сравнительно небольшую представленность туров в онлайне (всего 4% в отличие от оффлайна, где они занимают 57% рынка), что является хорошим подспорьем для стартапов. Но главным стало представление результатов голосования группы Travel Startups, которое выбирало самые известные и любимые потребителями сервисы. В первой тройке оказались AviasalesExcursiopedia и Ostrovok. С полным списком рейтинга вы можете ознакомиться в презентации Леонида.

Каждый спикер отметил высокую конкуренцию между игроками, но это не значит, что на рынке не осталось свободных ниш. Валентин Домбровский, основавший Travelatus, впоследствии купленный сервисом Excursiopedia, сосредоточился непосредственно на запуске проектов в обсуждаемой сфере. Вместо того, чтобы бороться с разрушительной силой конкуренцией, нужно ориентироваться на new inventory — направления, которые не активно продвигаются в онлайне и будут нужны путешественникам, пусть и не подавляющей их части. Примером этих ниш являются страхование, визы, билеты на мероприятия, предложения для активного отдыха детей и пожилых людей. Плюсы в том, что у потребителей есть нереализованная потребность, которую вы можете удовлетворить, а у вас — возможность начать с малого и найти партнеров, вместе с которыми будете развиваться. Больше вы можете узнать из презентации Валентина.

Развернувшаяся дискуссия с залом коснулась жизнеспособности купонных сервисов и соотношения продаж авиабилетов и отелей. Все спикеры отметили несостоятельность такой модели, приводя в пример несколько кейсов, когда купонаторы становились банкротами в считанные часы. Грядущей тенденцией назвали проникновение пакетного туризма в онлайн, появление новых технологий и ускорение процессов бронирования. Посмотреть все выступления наших гостей и полную дискуссию с залом можно на нашем канале YouTube.

Вторая часть конференции была полностью посвящена проектам, работающим в отрасли travel. Надо сказать, что все они как раз представляли ниши new inventory, о которых говорили спикеры.

Проект Piiine — гид для путешествий на машине, позволяющий планировать путешествие в режиме одного окна, начиная от аренды автомобиля до поиска гостиниц и квартир. Проект решает несколько проблем: во-первых, агрегирует информацию про места с интересной историей для путешественников (кто не мечтал заночевать в гостинице на дереве?), а также помогает сервисам бронирования гостиниц продавать отели, находящиеся между городами или вдали от основных туристических маршрутов. Пользователи сервиса могут составлять списки гостиниц, которые интересны, и делиться им с другими участниками. Среди планов на будущее — выход на те рынки, где развиты автомобильные путешествия, в том числе Америку и Бразилию, а также партнерство с сервисами по аренде автомобилей. Выступление проекта можно посмотреть здесь.

Следующие гости — сервис Cherehapa по покупке туристических страховок онлайн. Рынок появился совсем недавно, когда основные оффлайн игроки стали на своих сайтах размещать калькуляторы для расчетов, но лишь несколько из них предложили услугу заказа страховки. Cherehapa же представляет собой агрегатор, позволяющий сравнивать условия страховок от разных компаний. Среди особых фич — возможность моментального страхования и переход от бумажных полисов к личным кабинетам. В будущем команда надеется расширить клиентуру и двигаться в сторону других страховок, в том числе КАСКО и ОСАГО. Кстати, на своем опыте команда подтвердила важность мониторинга отзывов пользователей и участия отраслевых экспертов в разработке проекта. Выступление проекта можно посмотреть здесь.

Своей историей развития поделился проект Маугри, приложение для посещения музеев. Изначально сконцентрированный на создании дополненной реальности, проект скоро понял, что ходить по музею долгое время, смотря в телефон сложно, а у музеев есть куда большая проблема, которую можно решить — а именно привлечение и удержание посетителей. Сейчас приложение распознает экспонаты по QR-кодам и публикует новости музеев, возвращая посетителей. В скором времени команда подключает функционал покупки билетов в музей и заказа персональных гидов, а также размещение платного контента. Надо заметить, что открытием стали ошибки и открытия, которые проект для себя вынес. Первая ошибка была стандартной — неправильная финансовая модель. Модель Freemium с платной подпиской не смогла прижиться в работе с музеями, где были особенности бюджетного финансирования. Дальше — интереснее. Попытавшись выйти на американский рынок с более развитой инфраструктурой, проект увидел открытое недоверие со стороны музеев. Выводом из этой ситуации стало то, что выходить на зарубежные рынки надо со своим представительством, которое будет рядом с клиентами. Выступление проекта полностью доступно здесь.

И в конце мы дали слово одному из выпускников рабочих выходных Harvest — проекту Walk.Explore. Это мобильное приложение для самостоятельных путешественников, которое поможет им изучать исторические достопримечательности городов с помощью интерактивных экскурсионных маршрутов, создаваемых местными гидами и наполненными аудио и видео.

Тут полный фотоотчет с мероприятия. Отмечайтесь, лайкайте и шарьте! Все видеоматериалы можно найти на нашем канале Youtube, а презентации - на Slideshare.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году