Колонки

«В фитнес-клубы будут ходить только консерваторы». Как выглядит спортиндустрия будущего

Колонки
Тихон Косых
Тихон Косых

основатель сетей фитнес-клубов Raketa и Kometa, проекта bolshepobed.ru

Виктория Кравченко

Новые технологии меняют мир вокруг нас и, конечно, влияют на все сферы бизнеса, в том числе и на индустрию фитнеса. Сами упражнения остались прежними: люди как приседали или поднимали штангу сто лет назад, так делают это и сегодня.

Технологии уже сейчас начинают менять до неузнаваемости сам подход к занятиям спортом и работу фитнес-клубов. Классические модели с дорогим годовым абонементом для современного городского ритма жизни уже не эффективны. 

О том, как это в ближайшие годы изменит индустрию любительского спорта, рассказывает Тихон Косых, основатель сети фитнес-клубов Raketa.

«В фитнес-клубы будут ходить только консерваторы». Как выглядит спортиндустрия будущего
Присоединиться

Тренд 1. Автоматизация бизнес-процессов и сокращение персонала

Первый тренд, который уже сегодня позволяет существенно сократить издержки и количество персонала, необходимого для работы фитнес-клуба — полная автоматизация всех бизнес-процессов. 

В России сейчас господствует архаичный подход к продаже фитнес-услуг. Очень удобно: заключил один раз договор — и через год или полгода позвонил клиенту, чтобы его продлить. Но клиентам удобнее платить раз в месяц, ведь мало кто постоянно ходит заниматься круглый год, даже самые активные поклонники фитнеса периодически делают перерывы в тренировках.

По моим наблюдениям, большинство владельцев годовых карт ходят в зал только первые 3 месяца. И руководители фитнес-клубов это прекрасно знают.

Но они не переходят на ежемесячную оплату не только потому, что боятся потерять прибыль, у них просто нет инфраструктуры для приема и обработки такого количества платежей у тысяч людей каждый месяц.

Регистрация через сайт, продление или расторжение договора через личный кабинет и небольшие ежемесячные платежи, которые списываются с банковской карты — подобная автоматизация процессов позволяет уже сегодня полностью избавиться от отдела продаж.

Фактически для работы одного клуба требуется единовременно всего 2–3 сотрудника. Благодаря этому большие залы площадью 2500–3000 квадратных метров с оборудованием премиум-уровня могут предлагать низкую цену ежемесячной подписки на посещение и делать качественную спортивную инфраструктуру доступной большему количеству людей.

 

Тренд 2. Носимые устройства и биометрия

Сейчас можно легко автоматизировать списание стоимости ежемесячной подписки и оплаты различных дополнительных услуг внутри фитнес-центра.

Мы выдаем клиентам при первичном заключении договора электронный фитнес-браслет, с помощью которого осуществляется доступ в клуб. Он заменяет клубную карту и становится платежным средством внутри клуба.

Фитнес-браслет может измерять различные показатели здоровья и помогает следить за личным прогрессом.

Фактически единственный этап, на котором требуется участие сотрудника — выдача браслета, регистрация его в системе и снятие отпечатка. При этом клиент может не беспокоиться, что его биометрические данные будут использоваться не по назначению. Сканеры не хранят само изображение папиллярного узора, а лишь с помощью специального алгоритма определяют, совпадает он с зарегистрированными в системе отпечатками или нет. 

 

Тренд 3. Искусственный интеллект и индивидуальный подход

Еще один важный тренд, который сейчас используется в разных сферах бизнеса, связанных с обработкой большого объема обращений — автоматизация общения с клиентом. Банки и сотовые операторы уже используют чат-ботов и роботизированные системы распознавания голоса, которые помогают решать через колл-центр самые распространенные проблемы. Эти технологии могут применяться и в фитнес-индустрии. 

Несмотря на полную автоматизацию, использование искусственного интеллекта позволяет сделать взаимоотношения с клиентами более персонализированным. 

Уже на этапе регистрации в клубе мы получаем достаточно много информации: знаем пол, возраст, буквально тремя дополнительными вопросами мы можем определить уровень физической подготовки и цели, которых желает достичь человек, занимаясь спортом. На основании только этих данных можно составлять более индивидуализированные программы питания и тренировок. 

Для этого необходимо разделить всю аудиторию клуба на несколько основных групп, в зависимости от предпочтений и физических данных. Затем остается создать несколько типовых сценариев и внести их в систему, а она уже самостоятельно будет определять, какая программа тренировок подходит конкретному клиенту, исходя из его личных параметров.

 

Тренд 4. Анализ Big Data

Компании сейчас накапливают все больше и больше информации о своих клиентах, но далеко не все понимают, как эти массивые данные использовать. Сфера фитнеса все больше оцифровывается, появляются новые носимые устройства, фитнес-браслеты и трекеры, которые постоянно измеряют пульс, давление, количество шагов и множество других параметров. 

Сейчас мы знаем, сколько километров прошли за день, сколько калорий сожгли, но не понимаем, как применить всю эту информацию для эффективного улучшения своего здоровья. Это только начало большого пути. 

Если фитнес-клубы будут выдавать своим клиентам фитнес-браслеты вместо карт, они смогут собрать огромное количество информации о том, как те или иные тренировки влияют на организм, насколько они эффективны и подходят ли конкретному клиенту. 

Если научиться анализировать эти массивы данных и грамотно применять полученные выводы, в перспективе это поможет сделать огромный шаг не только в развитии массового спорта, но и принесет пользу медицине.

Обычный человек в спортзале рядом с домом сможет заниматься фактически как профессиональный спортсмен — по индивидуальной программе, учитывающей все особенности здоровья.

 

Тренд 5. Тотальное доверие

Со временем появляются все более совершенные технологии и гаджеты, которые помогают человеку поддерживать себя в форме. Как мне кажется, в будущем фитнес-клубы станут достаточно консервативным способом занятия спортом. Все больше людей будет осознанно подходить к заботе о своем здоровье, а гаджеты помогут заниматься дома и заменят персонального тренера. 

Устройства будут не только напоминать о тренировках, но и предлагать рацион на день, анализировать физическую активность и, например, рекомендовать пройтись пару остановок пешком до работы, вместо того чтобы ехать на транспорте. 

Я думаю, пройдет еще несколько лет, и фитнес-браслет будет сканировать, сколько калорий в бутерброде, который вы только что съели. Кстати, такие гаджеты уже сейчас разрабатываются. Все эти технологии изменят лицо фитнеса. Но фитнес-клубы не исчезнут, они станут, прежде всего, местом встречи, где можно хорошо провести время в компании людей, разделяющих твои увлечения и ценности. В конце концов, никакой искусственный интеллект не заменит живого общения.  

Главная задача, которую придется решать фитнес-клубам и другим бизнесам в ближайшие годы — вопрос доверия.

Ведь при помощи браслетов и других гаджетов они будут знать почти все о здоровье, активности и питании своих клиентов. Далеко не все потребители бы хотели эту информацию раскрывать, но без этого ни один фитнес-клуб в будущем не сможет разработать по-настоящему эффективную программу тренировок. И с этой проблемой доверия столкнется в ближайшее время любой технологический бизнес.


Материалы по теме:

Жизнь стартапера в спортивных гифках

Ростех создал фитнес-браслет для военных и спортсменов

«Однажды коллега предложил пробежать марафон, и эта идея меня зацепила»

Как атлеты-олимпийцы применяют технологии для победы

Wearable-технологии и носимые устройства

Около 50 млн человек посмотрело Олимпиаду при помощи Snapchat

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как Web3-проекты меняют взаимодействие между болельщиками и спортсменами
  2. 2 Клиентская база спортивной студии: как работать с данными, чтобы продавать и не страдать от падения трафика
  3. 3 Российский спорттех в 2022: поиски смыслов на стыке спорта и венчура
  4. 4 Уроки пандемии: что объединяет кризисы 2022 и 2020 и как бизнесу с этим справиться
  5. 5 Откуда берёт трафик зависимый от Instagram* бизнес? Статистика рынка спортивных студий