Александр Фролов

После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом

Александр Фролов, партнер фонда Target Global, а таже инвестор Delivery Hero, Blue Apron, Mixville (продано Unigel), подготовил для Rusbase масштабный материал по теме FoodTech.

Александр расскажет об актуальных трендах отрасли за рубежом и в России, представит выводы и наблюдения на основании данных фонда Target Global, полученных в результате изучения более 200 различных стартапов в сфере FoodTech. Мы также познакомимся с самыми интересными предпринимателями и инвесторами отрасли.

Эти статьи особенно актуальны для предпринимателей, которые ищут привлекательную идею для бизнеса, а также для инвесторов, размышляющих, куда выгоднее вложить свои деньги.


 First we eat, then we do everything else. – M.K. Fisher

В сложившейся ситуации на российской рынке с ценой нефти по 40$ (ура! – уже не 30$), недостатком инвестиций и практически полным отсутствием выходов, задаешься вопросом – в какие сегменты рынка можно инвестировать свои силы, время и деньги? Старая истина – гласящая, что люди меньше всего готовы экономить на товарах первой необходимости – приходит на помощь. Еда, безусловно, относится к таким товарам. Другие варианты – это детские товары, лекарства... Может быть, вы вспомните что-то еще?

Устойчивый спрос на продукты питания – безусловный аргумент за создание бизнеса в этой сфере, но бизнесы бывают разные.

Некоторые вдохновленные предприниматели вооружаются лопатами и начинают вскапывать грядки на даче с целью производства эко-продуктов, кому-то из них даже удается продать урожай. Но если задаться более амбициозной целью – запуском компании с оборотом $100 млн и более, то без технологий, которые позволят быстро масштабировать бизнес, не обойтись.

О компаниях, работающих на стыке технологического сектора и рынка продуктов питания, то есть в сфере FoodTech, мы и будем говорить.

Одна из причин большого интереса к FoodTech со стороны предпринимателей и инвесторов – это огромный рынок.

Объем глобального рынка продажи продовольственных товаров – $5 трлн (оценка BGC research). При этом доля таких продуктов, продаваемых через интернет, очень мала. Даже в США, где проникновение онлайн продаж во всех сегментах существенное, она составляет только 3% (по данным Consumer electronic association, Rocket Internet research). Если добавить к продуктовым магазинам рестораны, доставку пиццы и т. д., то картина получается еще более интересной. Так, по оценке Rocket Internet, общий объем мирового рынка FoodTech-сервисов, в частности – заказа еды онлайн, составляет $324 млрд. Это заметно больше, чем на других крупных рынках электронной коммерции (см. график ниже), а потенциал дальнейшего роста рынка FoodTech – в силу низкого проникновения онлайн сервисов – существенно выше.

Объём рынка e-commerce в мире по сегментам (млрд долл.)

Попытки активной трансформации рынка продуктов питания в онлайне предпринимались уже давно, не мало компаний бесславно погибли на этом пути. Среди них и одно из  крупнейших банкротств кризиса доткомов – компания Webvan. Этот стартап задался целью заменить супермаркеты, он вышел на IPO в ноябре 1999 года и привлекал $375 млн по оценке $4,8 млрд.

Основной фокус был на создании революционной технологической и складской инфраструктуры для быстрой сборки и упаковки заказов. Но на существенные объемы продаж компания так и не вышла – и объявила о банкротстве менее чем через 2 года после IPO, в июле 2001 г. Это доказывает, что только большого рынка для успеха недостаточно, нужна эффективная и устойчивая бизнес-модель. Об успешных бизнес моделях на огромном рынке FoodTech мы расскажем в следующих статьях. Больше об истории WebVan можно прочитать, например, здесь (на английском языке). 

Ситуация на рынке FoodTech сегодня существенно отличается от той, что была в эру доткомов.

Такие компании, как JustEat, GrubHub, Ocado и другие, не только торгуются на бирже с капитализацией в несколько миллиардов долларов, но и генерируют устойчивый денежный поток. Например, EBITDAПрибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. JustEat в 2015 г. составила $85 млн, а GrubHub – $105 млн (данные из финансовой отчетности компаний, доступна на сайтах: 1, 2). Косвенным подтверждением перспективности данного сегмента является и растущий интерес инвесторов к FoodTech, на графике виден динамичный рост объемов финансирования и количества сделок. Только за 2015 г. в FoodTech было вложено более $5 млрд.

Отрасль динамично развивается и дает немало информационных поводов. За последний месяц к таким поводам можно отнести:

    1. Uber запустил отдельное приложение для заказа доставки еды UberEATS. Оно работает в четырех городах США и в канадском Торонто.
    2. Сервис доставки еды из ресторанов DoorDash привлек $127 млн новых инвестиций. Несмотря на динамичный рост компании, коррекция на фондовом рынке и снижение мультипликаторов привели к тому, что оценка нового раунда меньше предыдущего на 16% (Wall Street Journal).
    3. Компания Marley Spoon, работающая в сегменте доставки наборов для приготовления еды, привлекла новые инвестиции – $17 млн – для развития на рынке Австралии. Два основных игрока этого сегмента – Blue Apron в США и Hello Fresh в Европе, но есть и другие, более мелкие, но также перспективные компании.


В следующей статье мы обсудим, из каких сегментов состоит рынок фудтеха – например, сюда входят как заказ еды по подписке, так и сервисы, обеспечивающие доставку еды из ресторанов.

Далее мы обсудим каждый из сегментов в отдельности, руководствуясь простыми принципами:

  • Расскажем о том, что происходит в сегменте за рубежом и что в России;
  • Взглянем на сегмент глазами инвесторов и предпринимателей;
  • Узнаем, что думают люди, которые работают в этом сегменте.

Очень интересными являются случаи, когда за рубежом в сегменте уже представлены несколько динамично развивающихся игроков, а в России никто этого не делает. В такой ситуации нам придется ограничиться мнением зарубежных экспертов. Для российского рынка зарубежные истории успеха означают новые возможности, которыми внимательный читатель сможет незамедлительно воспользоваться. 


Материалы по теме:

Как я запустила бизнес, не рискуя

Из актрисы в предприниматели: Сара Мишель Геллар и ее сдобный стартап

Delivery Club заставил видеоблогера Стаса Давыдова доставлять еду

Как большие бренды могут соперничать с экономикой совместного потребления?

Производство в Москве: своя рубашка ближе к сбыту?

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно