iDealMachine

У каких технологий в ритейле есть будущее?

Совсем скоро выполнять доставку со склада будут дроны и роботы, а маркетинг нельзя будет представить без нейроисследований и дополненной реальности. О будущем технологий в ритейле Rusbase рассказал заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам компании «Лента» Николай Вяткин.


Продолжение. Первая часть статьи доступна тут.

Конечно, со временем то, что сейчас кажется «слишком» инновационным, отойдет на второй план, уступая место усовершенствованным технологиям и разработкам. Начнем с чистого листа и подумаем, что могло бы быть через 10, 15, 20 лет. Иногда такой подход во многом помогает сыграть на опережение.

Технологии активно проникают на рынок. И, с учетом потребностей населения и технологической грамотности, дополненная реальность начинает давать действительно значимые возможности для реализации внутри рынка, в том числе и рынка услуг. Можно легко посмотреть на телефоне или планшете, какого года, например, эта картина, кто ее автор или что это за здание. В своей статье для издания RetailTouchPoints Гленн Тейлор прогнозирует, что к 2018 году 200 миллионов пользователей будут пользоваться приложениями дополненной реальности на смартфонах и планшетах. В этом плане перспективен fashion&beauty ритейл. Виртуальные примерочные с «умными зеркалами» уже появляются в Москве. Видеокамера сканирует внешние параметры человека, и система дополненной реальности предлагает трехмерные модели одежды, подгоняемые под фигуру. Технология позволяет определить, что подходит покупателю, заметно сокращая время на примерку и увеличивая пропускную способность примерочных кабин. По этому же принципу применяют дополненную реальность в магазинах косметики – интерактивные приложения позволяют виртуально подобрать себе макияж. Сенсорный монитор со встроенной камерой работает на базе технологии компании ModiFace, которая уже не первый год разрабатывает интерактивные приложения для производителей косметики. Благодаря стремительному развитию технологии дополненной реальности стало возможно демонстрировать пользователям любые изменения в реальном времени. Камера тщательно отслеживает положение лица девушки в трехмерном пространстве по характерным чертам: линии глаз, носа и губ. Благодаря этому наложить цветные тени для век программе оказывается довольно просто, главное, чтобы девушка не двигалась слишком быстро и не отворачивалась от камеры.

Как ни странно, у этой технологии длинный жизненный путь, но сейчас есть ощущение, что она переживает реинкарнацию. Так или иначе, мы скоро получим серверы, связанные с виртуальной реальностью. В магазине Hointer в Сиэтле вся одежда уже сейчас отображается не в кучах или на стеллажах, а в виде галереи. Покупателям нужно считать код понравившейся вещи своим смартфоном и выбрать цвет и размер уже на экране телефона. Технология в магазине отслеживает вещи, и к тому моменту, когда покупатель уже готов примерить вещицу, она находится в раздевалке. Если покупателю вещь не нравится, ее можно удалить из онлайн-корзины. На выходе из магазина вещи оплачиваются автоматически, без участия кассира.

  • Голография

Про голографию было снято много фильмов, теперь эта технология начинает применятья и в реальности. Некоторые компании в США продают виртуальных мужчин и женщин, которые всегда улыбаются и знают основную информацию о бренде. Walmart уже использует голографических администраторов, которые доброжелательно и оперативно встречают посетителей. Технология может быть использована и в виртуальной гардеробной. Британское цифровое агентство Engage создало Virtual Style Pod, который сканирует покупателей и создает их модели в натуральную величину, на них потом можно примерять одежду. Virtual Style Pod показывали в шоппинг-центрах в Дубае и Абу-Даби.

Привычных нам манекенов вытесняют манекены голографические – успешный опыт демонстрирует парижский магазин нижнего белья «l’Atelier lingerie», в витрине которого вечером появляется объемная голограмма молодой девушки, что привлекает внимание широкой публики.

  • Нейротехнологии

Уже существуют гаджеты, которые на базе электроэнцефолограм считывают потенциал мозговых волн. В голову ничего не надо вживлять, это не мокрые датчики, которые использовались раньше в стационарных аппаратах – когда человека намазывали гелем и надевали шапочку. Теперь это – устройство наподобие наушников, способное считывать потенциал головного мозга. Нейроэкономические исследования показали возможность объективно изучать процесс принятия решения о покупке товаров.



По теме: Когда креатив – это игра в свои ворота?



Нейромаркетинг возник в 90-х в Гарварде, когда профессором Джерри Залтманом была разработана общая методика нейромаркетинга и запатентована технология ZMET (Zaltman Metaphor Elicitation Method). В этой методике использовались наборы картинок, вызывающие у клиента положительный эмоциональный отклик. В настоящее время нейромаркетинг развился до полноценного направления маркетинга с немалыми бюджетами и солидными заказчиками. Нейромаркетинг оказывает влияние на все пять органов чувств, и это открывает новые возможности в организации продаж, ведении переговоров и выстраивании отношений с клиентами.

Компания Nike ароматизировала запахом свежей травы и колы один из торговых залов. Другой зал, с тем же ассортиментом и расположением обуви, не имел никакого запаха. В зале, оказавшемся под влиянием «запаха стадиона», было продано на 80% больше обуви.

Сейчас нейротехнологии для ритейла выводят на новый, более глубокий уровень. Значительная часть самых передовых научных наблюдений и экспериментов в разных странах мира в нейробиологических и нейромаркетинговых лабораториях. В ходе этих исследований различные биометрические параметры человека используется для оценки не только того, что люди говорят о предлагаемой для них продукции, но и того, что они чувствуют по этому поводу.

  • Виртуальная валюта

На самом деле никто еще не придал особого значения этому феномену. В чем нюанс? В том, что появилась виртуальная децентрализованная валюта, аналогичная по принципам построения обычной.

Как работает текущая финансовая система? Государство формирует долг, и под него выпускаются деньги. Так устроена система. В чем принцип биткоина? Чем больше биткоинов добыто, тем больше сложность криптографии, и тем сложнее добывать их дальше. И там есть четкое ограничение – максимум может находиться в обороте 21 млн биткоинов. Суть в том, что это виртуальный ресурс. Ты добываешь эту валюту так же, как золото или серебро, но в здесь есть ограничения, и каждые 4 года скорость добычи падает в два раза. Ребята просто создали электронный ресурс, который сложно добыть. Вообще децентрализованные валюты сейчас активно обсуждаются. Более того, в социальных сетях тоже есть свои валюты.

Наша эпоха – эпоха глобализации. Многие компании реальные деньги конвертируют в деньги виртуальные, а потом еще и продают товары за биткоины. И на этом все не остановится. Ведутся разговоры о том, что из-за глобализации рынка появляются новые типы валют и происходит в какой-то степени децентрализация лояльности. Это значит, что крупные компании будут вводить свои внутренние «фантики» для того, чтобы каким-то образом мотивировать людей. Возможно, они также будут объединяться в холдинги.

Выходим на другой тип технологий. Все говорят об электрокарах, о различных типах автомобилей, которые будут управляться без водителя. Да, возможно в скором будущем так оно и будет. Тот же Google в подобные проекты вкладывается. И здесь сервис, скорее, направлен не на физическое лицо, а в большей степени на пассажирские и грузоперевозки, особенно дальнего следования.



По теме: Как дроны меняют нашу жизнь?



Чем беспилотники интересны для ритейла? Их использование успешно решает вопрос доставки чего-либо в «обход» пробок. Такие крупные ритейлеры как Amazon и Walmart ставят целью начать применение беспилотников в течение 4-5 лет. Тогда как Walmart сотрудничает с производителем беспилотников DJL, Amazon занимаются разработкой собственных дронов. Именно таким способом в сотрудничестве с инженерной компанией «Коптер Экспресс» пробовала доставлять свою продукцию сыктывкарская пиццерия «Додо Пицца». Первый полет состоялся летом прошлого года. Но ситуация усложнена тем,  что применение беспилотных летательных аппаратов никак не регламентируется законом и их статус не определен на территории РФ – как минимум, в связи с этим предприниматели вынуждены отказаться от их использования.

Что такое на самом деле 3D-печать? Это так называемые аддитивные технологии. Мы привыкли лить все из металла, пластика и других материалов и соответственно получать какие-то формы. 3D дает возможность напечатать любую структуру. За счет возможности создания другой формы объекта приносится лишняя технологическая выгода. Промышленная 3D-печать уже активно используется, но в ритейл-сегменте технология только начинает развиваться. 

Например, петербуржский стартап Prixel основан именно на идее использования 3D-печати. Молодые предприниматели реализуют печать рельефных репродукций картин на принтере. Сейчас картины от Prixel представлены в нескольких дизайн-студиях в Москве и Санкт-Петербурге, а также в интернет-магазинах. 

Прогнозируются также серьезные изменения для розничной торговли, связанные с 3D-печатью. В технологии заложен немалый потенциал – она позволит производить простые вещи, вроде обычной кофейной чашки, имея только код нужного предмета для распечатывания.

Также с помощью высоких технологий уже делают персонализированные принты на кондитерских изделиях – например, блинах и оладьях – прямо в процессе приготовления.

Это стало возможным с применением цифровой камеры с функцией распознавания лиц и устройства-робота, распределяющего тесто с нужной последовательностью. Такую идею разработала компания Kinneir Dufort, и это определенно инновационный креатив: изначально система распознавания лиц применялась в сфере безопасности. Более того, уже обсуждается печать продуктов питания. Идет решение вопроса получения биомассы, а потом – ее соединения в какие-то съедобные вещи. 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно