Рената Джордж

13 причин, почему я не хочу растить своего сына гением

Рената Ахунова, директор офиса Life.Sreda в США и член совета директоров Women.VC – о том, почему даже из одаренного ребенка не стоит с детства взращивать гения и к чему могут привести такие стремления родителей.


  1. Все дети рождаются «одаренными»: мы привыкли утверждать, что каждый человек имеет свое предназначение дать что-то этому миру, говоря о взрослых, но почему-то забываем об этом, говоря о детях. Ведь предназначение, если существует, то с рождения или даже еще до него. Но нас это не останавливает: мы считаем себя вправе творить судьбу своих детей! Так вот, остановитесь.

    Если вы верите в то, что у каждого в этом мире своя задача, она существует с самого начала жизни человека или даже раньше его рождения. Да, мы можем искать своё предназначение всю жизнь. Да, обширные знания могут помочь нам в этом. Но почему мы считаем, что мы – родители – вправе определять эти знания для наших детей? И вряд ли кто-то из нас предполагает, что предназначением нашего ребёнка может оказаться, например, духовное наставничество. А это в меньше степени – знания, в большей – опыт. 

  2. С другой строны, многие родители почему-то изначально убеждены, что их дети – гении. И мало того, что они не всегда правильно интерпретируют это слово, но они еще и опираются лишь на собственные представления ожидаемых конкретных результатов (естественно, завышенных относительно реальных способностей ребенка в данный момент) в конкретных областях. Нам необходимо понять, что наши дети – родом из будущего, и мы не можем знать, каких именно результатов и в чем они достигнут.   

    Очень часто родители бессознательно пытаются реализовать свои амбиции посредством ребёнка: не стали выдающимися спортсменами – пусть ребёнок завоюет все незавоеванные мной медали; не любил учительницу по математике в школе – пусть мой сын «отомстит» за меня; так и не научилась танцевать вальс – пусть дочь ходит на бальные танцы. Я водила своего сына в самые разнообразные спортивные секции, но меньше всего ожидала, что он выберет фехтование! Покажите детям все возможности, в которых он может развиваться, но не делайте выбор за них. 

  3. Помните, что «проклятие знания» также распространяется на детей, как и на взрослых, поэтому, поддерживая интерес к познанию нового, важно этим новым не перегрузить, а иногда даже его ограничивать, развивая и другие навыки и интересы. Ведь самые гениальные решения находятся на стыке различных областей знаний.

    «Проклятие знания» означает неспособность человека с глубокими знаниями в какой-то области доступно обьяснить явление из этой области другому человеку, который в ней совершенно не разбирается. Это кажется проблемой, с которой ваш ребёнок столкнётся, например, только говоря о математике. Однако подобные ситуации будут происходить в реальной жизни намного чаще: видя непонимание собеседника, он просто махнёт рукой и скажет: «Ты так ничего и не понял…». Все мы помним терпкое чувство разочарования, когда произносим эту фразу. Вряд ли мы хотим сознательно обрекать детей на это.

  4. Предыдущий пункт ведет к более серьезным психологическим последствиям. Как и все гениальные люди, дети так же будут сильно страдать от того, что информационный уровень окружающей действительности не соответствует их сверхразвитому IQ. Неинтересными могут стать не только книги и сверстники, но и сами родители. В результате ребенок уйдет в себя и может закрыться навсегда. Привет, Григорий Перельман!  

    Наверняка каждый из нас говорил однажды: «Мне не о чем с ним говорить…». Конечно, наличие общих интересов, близкий уровень интеллектуального развития и степень любопытства, которые объединяют взрослых людей, зависят от множества факторов – не только от родительского воспитания. Но, форсируя интеллектуальное развитие детей, мы должны также позаботиться о том, чтобы он не стали чувствовать себя одинокими и «непонятными» слишком быстро в этой жизни. 

  5. Будущие гении в точных науках привыкают, что им что-то дается настолько легко, что у них не возникает необходимости, привычки и толерантности к совершению множества неудачных попыток для достижения какой-то цели. Поэтому, столкнувшись с проблемой, где надо приложить усилия, они часто сдаются, потому что не хотят «проигрывать». По той же причине они избегают любых активностей, в которых они не чувствуют себя уверенно.

    Случаи, когда ребёнок преуспевает в каком-то точном предмете, но не любит уроки физкультуры или рисования, довольно распространены. Что говорит родитель? «Мой ребёнок имеет ярко выраженные способности к точным наукам – он не может быть гениальным во всем / у него нет времени на другие предметы». Убедитесь, что вы не игнорируете его нежелание прикладывать усилия к тому, к чему у него нет такой ярко выраженной способности. Учить детей здоровой конкуренции, в том числе с самим собой и по разным осям, бесконечно важно.  

  6. А с будущими гениями в области искусства очень важно не спутать, когда ребенок творит что-то действительно для себя, а когда – для удовлетворения родителей или учителей. Во втором случае, вступив во взрослую жизнь, он может либо возненавидеть это занятие, либо считать все свое потраченное на него детство потерянным.    

    Другая известная ситуация, когда ребёнок начинает творить что-либо в атмосфере развлечения и свободы – рисовать, играть на музыкальном инструменте, лепить – а родители, заметив эту страсть, хотят развить её в профессию. Однако в большинстве специализированных школ та самая атмосфера развлечения и свободы заменяется домашними заданиями и требованиями. Вы уверены, что ваш ребёнок все ещё творит для себя, а не для хороших оценок и вашего личного удовлетворения? 

  7. Ребенок, которого родители растят гением, быстро учится заслуживать похвалу и достигать результата в чем-то одном, но не успевает познать множество других вещей, которые делают людей счастливыми. Сверхуспевающие дети не получают опыта работы или соревнования без вознаграждения и не понимают, как это может доставлять удовлетворение.

    Радуясь успехам ребёнка в занятии, которые ему выбрали, мы фокусируемся на поддержке и вознаграждении за них больше, чем за прочие достижения и обязанности. Мы склонны «прощать» и игнорировать его лень, например, в помощи родителям по дому. Мы не хотим, чтобы он тратил время на выполнение каких-либо волонтерских работ: пусть лучше пойдёт и выучит ещё одну теорему. Делая упор на какую-либо область науки, мы должны приложить много усилий, чтобы гармонично развить ребёнка во многих других жизненных областях, удовлетворение и выгода от которых неочевидны.

  8. Наше общество уже привыкло и легко поддается соблазну делать большие ставки: мы все хотим, чтобы наши дети стали новыми Стивами Джобсами и Илонами Масками и служили всему миру, но совершенно забываем о том, что миру нужны и те, кто служит локально окружающим их людям. Мы сами обесцениваем все остальные профессии в глаза своих и ребенка, включая те, которые спасают жизни.  

    Никто не спорит, что детям важно показать ориентир, к которому следует стремиться. Это необязательно должен быть известный предприниматель, они также может быть известный писатель или художник. Но давайте вспомним, давно ли мы показывали ребёнку, насколько важны такие профессии, как спасатель, пилот или анастезиолог? Когда я заметила, что мой сын совершенно не понимает значимость «несексуальных», «немодных» профессий, я стала использовать каждый случай, чтобы показать, насколько важно быть профессионалом в своей области, какой бы она ни была. 

  9. И, приводя в пример таких известных личностей, стоит признать, что в современном мире чаще важнее научиться красиво упаковывать и хорошо продавать, чем мучительно изобретать. Эдисон, Джобс, Маск – тому яркие подтверждения. Гениальность сама по себе не ведет к безбедной жизни: гении редко мотивированы деньгами, поэтому вряд ли станут предпринимателями, а в наемном труде их могут просто не оценить по достоинству. И об этом ниже. 

    Я точно знаю разницу между изобретениями и их маркетингом, поэтому я намного спокойнее отношусь к выше упомянутым героям, чем большинство людей в мире. К сожалению, нет идеального набора предметов к обучению в младших классах. Например, я искала школу для своего сына, где бы преподавали навыки презентации (в Кремниевой долине это называют сегодня «storytelling»), которые помогут ему и при маркетинге его изобретений, и при личном общении с людьми. Некоторые умения я считаю базовыми независимо от того, решит ли мой сын стать изобретателем или духовным наставником.

  10. Доказано, что гениальные люди в подавляющем большинстве своем глубоко несчастны, так как именно гениальность делает таких людей изгоями в любом обществе и социальной среде. Люди, меняющие статус-кво, являются угрозой для традиционалистов, привыкших ощущать себя во власти, которые будут всячески ущемлять их. Эта модель поведения также справедлива и для детского сообщества.   

    Мы все знаем выражение «непризнанный гений». Мы также знаем, что многих гениев признали лишь после того, как они покинули этот мир. В большинстве случаев, открытия гениев подрывают существующие порядки, а если это связано ещё и с деньгами, вероятность быстрого признания таких открытий стремится к нулю. Ходят слухи, что лекарство против рака давно изобретено, но оно не выгодно сильным мира сего, поэтому тема до сих пор табуирована. Примеров изобретателей, которых подавляют, которым угрожают и запрещают говорить, довольно много: общество принимает гениев без особого удовольствия. 

  11. Есть связь между настоящей гениальностью и психическими заболеваниями. Мнение Аристотеля: «Нет великого гения без примеси безумия», – подтвердили недавние исследования, обнаружившие, что среди 700,000 взрослых те, у кого были наивысшие оценки в школе, в 4 раза больше подвержены биполярному расстройству. А среди деятелей искусства эта вероятность еще выше.   

    Этот пункт вызывает волну негодования у тех, кто сталкивался с особеннымиГений – не то же самое, что дети особенные, те,что получили свой дар вместе с каким-либо заболеванием. Эта статья не о них. детьми. Нет, статья он не о них. Многие великие люди признавали, что они «не совсем в себе»: от Ван Гога и Фриды Кало до Вирджинии Вульф и Эдгара Элана По. Я лично знаю профессионалов в разных областях, которые также не совсем в себе. Признавая, что гении по определению далеко не обычные люди – здесь даже уместно слово «иные» – я крайне терпелива в общении с ними, но это не то, чего я бы сознательно желала своему ребёнку.

  12. Вместо того, чтобы пытаться доказать себе, что ваш ребенок – гений, обрекая его на постоянную гонку за родительскими завышенными ожиданиями, давайте признаем, что он обычный. Начните с нулевой отметки на шкале гениальности, а не сразу с 10 – и предоставьте ему выбор, наблюдая за тем, к чему он действительно проявит интерес. 

    Это вовсе не означает, что мы должны изначально недооценивать своих детей или признавать, что они хуже других. Но такой подход позволяет нам спуститься на землю и трезво оценивать реальные способности ребёнка. Вы ведь не запрыгиваете в автомобиль на скорости – вы садитесь в него, когда его скорость равна нулю. Это может быть самый быстрый спорт-кар или слабенький семейный седан – об этом вы узнаете лишь через некоторое время. И если вы попытаетесь разогнать этот седан быстрее его возможностей, ничего хорошего не случится. Зато он безопасен для вашей семьи.     

  13. Интеллектуальная скороспелость и зрелость – две разных вещи. В неадекватном стремлении насильно вырастить гения мы забываем о взращивании личности, порождая целое поколение титулованных беспомощных всезнаек.

    У меня очень способный сын, и я в какой-то момент тоже разогналась и хотела нагрузить его больше, чем он тогда смог бы осилить. Моя мама сказала мне тогда: «Не забывай, что ему всего 6 лет». Я задумалась об этом и переключалась на развитие таких качеств, как ответственность за себя, за других, за его решения. Я поддерживаю и усиливаю его любознательность, чувство юмора и эмпатии. Прививать любовь к знаниям пока у нас получается эффективнее, чем попытки заставить эти знания получать насильно.


Если вам показалось, что я лишена каких-либо амбиций для себя и/или своего ребенка, вы торопитесь с суждениями. Своим личным примером я показываю сыну, чего можно добиться. Он занимается спортом, ведёт блог и дневник самопознания, а также изучает китайский и программирование. А о том, чему я действительно хочу его научить, помогая всем этим заниматься, я расскажу отдельно.

Гениальность – это крайность. Мой профессор говорил: «Все крайности – от лукавого». Гениальность даёт много преимуществ, но на второй чаше весов остаётся нечто, чего гению наверняка будет крайне не хватать в жизни. 


Материалы по теме:

Как вырастить предпринимателя: советы от Цукерберга-старшего

12 советов стартаперам от основательницы Y Combinator

Исследование: наличие дочерей у CEO влияет на бизнес

«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»

«Пока все развлекались, он читал советский учебник по ракетостроению»

17 удивительных фактов биографии Билла Гейтса

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно