Петр Жегин

Сможете ли вы перевезти бизнес в другую страну?

И принять правильное решение


Петр Жегин, аналитик венчурного фонда ABRT, рассказал, о чем должны подумать основатели проектов, прежде чем перевезти команду в другую страну.

С тех пор как Пол Грэм опубликовал эссе о выгодах открытия компании в Кремниевой Долине, прошло более 7 лет, однако дискуссии о целесообразности переезда не утихают.

Например, автор Harvard Business Review, базируясь на статистических данных, призывает: «Не создавайте свой стартап за пределами Кремниевой Долины!». В то же время один из партнеров европейского венчурного фонда Credo Ventures перечисляет причины, по которым европейским предпринимателям не стоит привлекать инвестиции на ранней стадии в США.

После чтения подобных текстов может сложиться ощущение, что наличие достойной аргументации с обеих сторон только затрудняют поиск ответа.

По теме — Станислав Сажин: Стартапам ФРИИ нет смысла переезжать

Изучение историй успешных бизнесов тоже не проясняет ситуацию принципиальным образом. Например, изучив компании из списка Fortune 500, можно узнать, что 90 из них были основаны эмигрантами. Но 90 из 500 — это много или мало? Позволяет ли такое количество успешных примеров сделать вывод о преимуществах США перед другими локациями и принять решение о переезде? Вопрос остается открытым.

Ниже предлагается простое упражнение, которое дополняет полученную из различных источников информацию об экосистемах и помогает первично оценить возможность переезда.

Основателю, который задумывается о создании собственного бизнеса в одном из крупных зарубежных хабов, имеет смысл сделать вот что:

1)     Проверить, есть ли возможность выстроить мечту на домашнем рынке.

Отсутствие локального рынка как такового или отсутствие стабильности в долгосрочной перспективе, что должно позволить предпринимателю выстроить этот рынок – сильный довод в пользую переезда.

Давид Зохрабян, чей проект Gitoon помогает художникам и галеристам, принял решение начать дело в Лондоне, так как этот город, в отличие от Москвы, является одним из «центров притяжения» современного искусства.

В то же время локальный рынок может быть привлекательным для проектов из определенных индустрий. Например, электронная коммерция в России, в отличие от США, не имеет явных лидеров (компаний, которым принадлежало бы более 10% рынка), поэтому возможности для появления новых игроков присутствуют.

2)     Оценить свою личную конкурентоспособность на мировом уровне.

Международные хабы притягивают самых талантливых и профессиональных предпринимателей и работников. Так как на ранних стадиях часто финансируются основатели, а не проекты, перед переездом стоит подумать, позволяет ли текущей уровень подготовки не затеряться среди потенциальных конкурентов. 

Роберт Нойс (Robert Noyce), со-основатель Intel, часто описывается как «самый умный парень практически в любой комнате» и как человек, который мог бы претендовать на получение одной, а то и двух Нобелевских премий.

София Аморусо (Sophia Amoruso), основатель Nasty Gal, построила интернет-магазин с оборотом в два десятка миллионов долларов без привлечения венчурного финансирования, инвесторы 18 месяцев добивались встречи с ней.

Понимание своего уровня профессионализма и наличие ценных компетенций/знаний, позволяющих обойти конкурентов со всего мира, может являться аргументов в пользу переезда.

3)     Уточнить временной горизонт планирования и имеющиеся ресурсы.

Переезд в другую страну, как правило, влечет необходимость заново интегрироваться в сообщество и доказывать свою профессиональную и инвестиционную пригодность. Ставшие известными истории показывают, что российские предприниматели, добившиеся успеха за рубежом, как правило, к моменту триумфа уже долго там жили. 

Дмитрий Пушкарев, основатель ClusterK, купленного Amazon, окончил магистратуру Стэндфордского университета. Ольга Егоршева, со-основатель Lobster, включённого в акселерационную программу Wayra U.K., окончила магистерскую программу в Норвежской бизнес школе.

Готовность предпринимателя к планомерной, небыстрой и затратной в финансовом плане интеграции являются знаком в пользу переезда.

Важно отметить, что предложенный метод не является вердиктом и предсказанием судьбы предпринимателя, при честном выполнении он скорее фиксирует текущее состояние.

Даже если ни одного аргумента в пользу переезда не выявлено, но предпринимательский зов за рубеж не удается пересилить, имеет смысл продолжать работать по направлению к цели, например, строить локального чемпиона и затем выводить бизнес на зарубежные рынки.

Помимо этого, можно повышать собственный профессионализм в выбранной сфере, начать интеграцию в зарубежные экосистемы, например, с помощью образования или работы по найму. Важно продолжать работать, к цели может привести самый неожиданный маршрут.

Ниже предлагается простое упражнение, которое дополняет полученную из различных источниках информацию об экосистемах и помогает первично оценить возможность переезда.Ниже предлагается простое упражнение, которое дополняет полученную из различных источниках информацию об экосистемах и помогает первично оценить возможность переезда.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно