Екатерина Бочкарева

Google Car: утопия или реальность?

Беспилотники становятся бесконечно заманчивой фантазией. Но насколько далеки мы от того, чтобы эта надежда транспорта превратилась в реальный продукт? Бывший исполнительный директор Apple Computer, ученый и автор в блоге Monday Note Жан-Луи Гассе делится своими соображениями на этот счёт.


Солнце едва поднялось, когда мы выехали на Хана Хайвей, направляясь на «дождливую» сторону острова Мауи. По пути на этой длинной и волшебной дороге открываются виды на море, водопады, на могилу легендарного Чарльза Линдберга, а в конце ждут Семь священных бассейнов. После полудня мы собираемся ехать обратно на пляж Каанапали. Дотуда можно рискнуть и доехать по неудобной и перегруженной в это время дороге Хана Хайвей или же пробраться по «сухой» стороне острова через Пиилани Хайвей:

«Дорога, по которой каждому стоит проехать. Она круто поднимается вверх и спускается вниз, словно едешь на американских горках. В некоторых местах дорога настолько узкая, что проехать сможет только один автомобиль. Почти везде по краям она обрывается на высоте сотни метров над морем, без каких-либо дорожных ограждений». (dangerousroads.org)

Вот такая трасса Пиилани.

На полпути мы сворачиваем в затяжной поворот и видим, как навстречу нам движется грузовик. Как и говорилось в описании дороги, перестраиваться некуда. Вспомнив совет местного официанта, я вылезаю из машины, подхожу к грузовику и со смущённой улыбкой прошу водителя о помощи: «Извините, что перекрыл вам дорогу. Мой приятель предположил, что вы лучше знаете, как в такой ситуации поступить..»

Мужчина с ухмылкой отвечает: «Здесь больше места, чем ты думаешь. Дай заднего ходу футов на двадцать, отрегулируй зеркало заднего вида, я сориентирую вас, как втиснуться в место до обрыва скалы».

Через несколько минут тихого и медленного ужаса махина осторожно отъезжает назад... Затем раздаётся гудок, водитель машет нам рукой. После чего грузовик исчезает за поворотом.

hana

Хана Хайуэй, Гавайи. Источник фото: wsj.com

Давайте повторим эту сцену, но только с полностью автономной машиной Google, у которой вообще нет руля. [Посмотрим, приживётся ли к Google Car её название, или же холдинговая компания Alphabet придумает машине новое имя]:

Что произойдёт при встрече с грузовиком? Как мы прикажем машине втиснуться в узкую щель дороги у обрыва скалы? Позволят ли её датчики проделать такой манёвр?

Возможно, пример достаточно экстравагантный, но давайте рассмотрим аналогичный пример из повседневной жизни, который произошёл со мной совсем недавно, когда я столкнулся лоб в лоб с Lexus на узкой улице Маунтин-Вью с однополосным движением из-за стоянки у тротуара. Из-за нас обоих ряд машин позади оказался в пробке. Однако сообща мы справились с затором, благодаря своему терпению и любезными жестам. Это Калифорния, а не Париж.

Беспилотник Google остался бы в полнейшем тупике. Не смог бы двинуться ни вперёд, ни назад:

narrow

Узкая улица с припаркованными по обе стороны авто.

Пассажиру беспилотника пришлось бы выйти и со смущённой улыбкой попросить обычных водителей освободить дорогу так, чтобы не сбивать с толку его авто. Я по-другому себе представлял самоуправляющиеся машины.

В идеальном будущем, где все машины будут автономными, такая тупиковая ситуация не могла бы возникнуть в принципе. Наши машины «общались» бы друг с другом и обладали «всевидящим зрением Бога», видя трафик в любой точке города. Когда и как мы попадём в такой мир, насколько долго будем привыкать к подобному переходу, пока неизвестно.

(Этот долгий промежуточный период напоминает мне один старый анекдот. Одна европейская страна думает над тем, как перейти с правостороннего движения на левостороннее. После многократных попыток в пользу того или другого, и так и не придя ни к какому решению, один политик предлагает гениальную идею: «Давайте уже примем какие-нибудь меры. Начнем с грузовиков...»)

В статье Slate с заголовком «Автономный автомобиль Google может так никогда и не воплотиться в жизнь» Ли Гомез описывает те препятствия, которые стоят между нами и нашими беспилотниками мечты:

«прежде чем реализуется концепт повсеместных беспилотников, все 4 миллиона миль общественных дорог США необходимо будет снабдить картой, въездами, ограждениями на бездорожье. То же касается всех тех мест, куда когда-либо захочется поехать на автомобиле… Машина Google не сможет постоянно справляться с огороженными частями дороги, где проходят ремонтные работы. К тому же солнечный свет может затмевать их видеокамеры, из-за чего трудно будет определять цвет светофора».

В итоге Гомез высказывает предположение о том, что беспилотники Google будут однажды выставляться в Музее будущего, которое никогда не наступит.

Даже если прогнозы Сергея Брина о том, что самоуправляющиеся машины станут реальностью к 2017 году, не подтвердятся, сама идея — отличный пиар-ход. Предполагаемая машина Google хорошо соотносится с достижениями компании в машинном обучении и её выдающимся положением в автоматизированном картографировании. Google: Технически на шаг впереди в заботе о вашем благополучии.

Пиар-ход также подтверждает значимость частичных решений, решений компьютеризированного содействия водителю. Наши машины становятся полуавтоматическими, выполняя команды по обеспечению безопасности и комфорта под контролем сидящего за рулём водителя. И это не какое-то туманное будущее, это настоящее, которое мы можем купить уже сегодня. Для этого не нужна никакая магия, наука, инфраструктурные изменения, нужно просто применить технологии, с которыми разберётся рынок.

Например, у автомобиля Prius, за руль которого мне однажды довелось сесть во Франции, есть улучшенная система круиз-контроля и система предупреждения столкновений. Когда прямо навстречу мне медленно двигался грузовик, Prius автоматически уменьшил запрограммированную скорость, чтобы удержать меня на безопасном расстоянии. Когда я повернул налево, чтобы перейти на переходно-скоростную полосу, машина снова переключилась на среднюю скорость. Удобно, учитывая как часто на туманных автострадах происходят аварии цепочек автомобилей, следующих друг за другом.

Новые элитные автомобили обладают функцией считывания дорожных знаков, которая уведомляет водителей о действующих дорожных ограничениях. У других автомобилей есть система предупреждения о смене ряда движения. Например, в машине моей супруги система посылает в руль сигнал, если слишком далеко отклоняешься. (Я скептично отношусь к этой функции, поскольку всякий раз, когда перестраиваешься на другую полосу, включается ложная тревога, и сознательно или нет, но ценность такого предупреждения при этом снижается).

Следующая моя машина может переходить в автономный режим при вождении с частыми остановками, очень плотном движении транспорта, а также изобилует множеством других плюсов вроде улучшенной системы ночного видения, обзора в 360 градусов и предупредительных сигналов. Это довольно крупный шаг вперёд для машины того же производителя, которой я пользовался пять лет назад. И хотя я немного беспокоюсь за те баги, которых не избежать при огромном росте бортовой электроники, кажется, что пути назад уже нет.

К счастью или нет, совсем недавно в Guardian вышла статья под названием Документы, подтверждающие то, что Apple разрабатывает беспилотники. Согласно этой статье, оказалось, что компания Cupertino ведёт переговоры о доступе к системе тестирования повышенной безопасности недалеко от Сан-Франциско. Этот факт придаёт дополнительный вес последним сплетням о проекте по разработке Apple Car.

Это наводит меня на следующие мысли:

Первое: Браво, Google! Теперь сознание людей искорёжено настолько, что любая засекреченная автомобильная разработка обязательно будет связана с беспилотниками.

Второе: GoMentum station, упомянутая в статье Guardian, тесно связана с государственным органом Contra Costa Transportation Authority. Помимо деятельности, связанной с автономным транспортом, это учреждение поддерживает ряд программ технологии connected vehicles, которые могут оказаться интересными для разработки приложений Apple Car Play:

connected

Схема connnected vehicles.

Несмотря на то что многим, как и автору этой статьи, хочется увидеть Apple Car, слухи не подтверждают то, что компания в самом деле выпустит такое авто. Эксперимент может заключаться в следующем: это всего лишь возможность узнать о том, как делать не стоит, шанс на провал с большим преимуществом.

Если Apple на самом деле разрабатывает электромобиль, то проект обязательно будет включать функции содействия водителю, но он совершенно точно не будет автономным, самоуправляющимся авто. Эта компания предпочитает выпускать продукты, а не концепты.


По теме: 5 стартапов, меняющих представление об автомобиле


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно