Top.Mail.Ru
Колонки

Эти программы помогают найти идеального кандидата в команду

Колонки
Виктория Сорочинская
Виктория Сорочинская

Эксперт Spice Recruitment

Виктория Сорочинская

Виктория Сорочинская, эксперт Spice Recruitment, рассказывает, какие процессы HR-специалист уже сейчас может спокойно передать программам, а что машины не умеют делать до сих пор — и вряд ли скоро научатся. Берите на заметку, если ищете кого-то к себе в команду.

Эти программы помогают найти идеального кандидата в команду

Поиск подходящего сотрудника — это всегда борьба за него с другими желающими. С точки зрения технологий, революции не происходило уже лет пять. Другое дело, что парадигма коммуникации с кандидатом изменилась и изменилась значительно.

Сейчас есть рынок кандидатов, который требует аккуратного и вдумчивого подхода. Например, социальные сети помогут вам в изучении потребностей, интересов и желаний соискателя. Изучив странички во «ВКонтакте», Facebook, LinkedIn и Twitter, вы будете точно знать, что сказать человеку в первой беседе, на что сделать акцент, а что завуалировать или вовсе убрать из разговора. Специалист сам спросит и уточнит неясные для него моменты. 

Индустрия HR с момента ее появления в России изменилась. Грубо говоря, 90-е годы — это время шкафов, папок с резюме и кадровых делопроизводителей; на нулевые пришелся расцвет работных сайтов и их повсеместное использование. Последнее десятилетие — как раз пик технологических примочек с набором контактов, фото и увлечений кандидата, о которых и пойдет дальше речь.

Технологии поиска

Первое, в чем вы должны быть уверены: Google знает все. Каждое действие человека в интернете поисковик запоминает и выдает при правильном построении запроса. Разместите ли вы информацию о вашем дне рождения на Badoo или поделитесь телефоном на Devianart, всезнайка Google выдаст информацию хитрому рекрутеру.

Это не реклама, а констатация факта. Вы можете пользоваться «Яндексом», Yahoo, Bing, Mail, Rambler или совсем экзотичными поисковиками, но, по факту, Google не победить.

Что касается работных сайтов, здесь все просто и традиционно. Есть HeadHunter, SuperJob, Job.ru, Работа.ру и другие не самые распространенные истории. В действительности искать людей, пользуясь только данными с этих сайтов, занятие бестолковое. Чтобы привлечь классного кандидата с попаданием в десятку, ищите также и в социальных сетях — как минимум.

Facebook, «ВКонтакте», LinkedIn, Twitter, «Одноклассники», «МойКруг» — кладезь тех, кто не размещает CV на Job.ru и HH. У всех социальных сетей есть возможность отправить личное сообщение, что существенно обогащает выборку из поисковых систем и работных сайтов. Это звучит довольно просто и понятно. В HR вообще найти кого-то — самая простая и понятная часть работы.

GitHub и Habrahabr — идеальные платформы для поиска IT-специалистов разного уровня. У нас их обожают. Используйте их, чтобы узнать что-то новое, а также для поиска кандидата, анализа его профиля и вашего дальнейшего общения. Эти ресурсы также помогут вам разобраться в сложной и новой теме. Вы же не хотите выглядеть глупо в глазах кандидата, не сумев банально поддержать разговор и ответить на интересующего его вопросы?

Технологии хранения данных

HR-технологии в представлении большинства обывателей — в реальности разного вида продукты для хранения данных. Системы работы с кандидатами — это аналоги CRM, где C — это не customer, а candidate. С тем же Excel можно работать и изумительно качественно закрывать вакансии. Все зависит от самого специалиста.

Если вы профессионал, можете донести свои идеи, можете показать, чем та или иная вакансия интересна для кандидата — то какие-то навороты совсем необязательны. Можно (правда!) быть HR-ом экстра-класса, работая в Excel с макросами.

Из действительно полезного существуют облачные системы управления кандидатами вроде E-stuff, Taleo, CVPicker, Friendwork или Success factors. Если вкратце, то эти программы берут на себя функции базы данных, внутри у них есть разные опции и пространства для проставления галочек, и все это находится в облаке.

Но даже они, в принципе, созданы лишь для того, чтобы рационализировать и облегчать, а не полностью видоизменить процесс. Например, те же Taleo от Oracle или Success factors от SAP станут реально годными только после того, как производители подгонят их под нужды бизнеса. Грубо говоря, полностью кастомизируют. Но это стоит немалых денег.

Зато со своей целью они справляются на «ура». С учетом того, что сейчас количество информации растет год от года все сильнее и быстрее, эти программки стали достаточно ценными. Вопрос лишь в том, какой сервис выбирать.

Например, Friendwork разработала российская компания — и когда недавно у нас приняли новый закон о хранении персональных данных, ребята обросли новым поколением клиентов-адептов.

Из относительно свежего на ум приходит AmazingHiring. Программа крута хотя бы потому, что умеет собирать информацию с 50+ источников. Это отличный агрегатор с нормальными алгоритмами, который существенно облегчает работу рекрутера. К примеру, программа в состоянии собирать разрозненные данные и формировать для специалиста расширенное резюме с информацией из социальных сетей, Habrahabr и других источников. 

Найти аналог программы в России сегодня невозможно, разве что у иностранных разработчиков. Идея, естественно, не новая, но пока AmazingHiring — единственная на российском рынке.

Конечно, ни одна из программ волшебства не сотворит, кандидат сам себя не прособеседует, не напишет нормальное сопроводительное письмо в компанию и не получит работу мечты. И в этом и заключается HR-коммуникация.

Технологии коммуникации

Помощников в коммуникации — мессенджеров — хватает, и выбор богатый! Общаться, правильно выстраивать беседу и мотивировать кандидата — важнейшая и сложнейшая часть работы, поэтому расширяем горизонты и устанавливаем столько мессенджеров, сколько получится. Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger, LinkedIn Messenger, Viber — на любой вкус и задачи.

В большинство из этих программ встроена функция проставления статуса. Поэтому не забывайте написать, что ищете кого-то. Возможно, один из ваших знакомых как раз в поисках похожей работы. На худой конец, порекомендует кого-то, что тоже сегодня ценно.

Отдельной строкой стоят Skype и FaceTime. Skype доступен всем и каждому, с FaceTime есть ограничения по девайсу — только Apple. Кстати, за период практики мы заметили, что FaceTime любят представители творческих профессий, особенно дизайнеры.

Без этих программ невозможно обойтись, если часто приходится закрывать вакансии с релокацией. Не видеть человека на удаленном собеседовании — очень плохо. Кстати, в Skype поставить статус, что находитесь в поиске того-то, тоже можно, и к вам начнут поступать вопросы и рекомендации.

Важное, но не про технологии

Рекрутмент — это выверенные с точки зрения бизнес-этики профессиональные отношения между работодателем, соискателем и самим рекрутером. Когда все стороны находятся в одной системе ценностей и координат и могут говорить на одном языке, получается классная история. Рекрутер нашел профессионального кандидата. Компания оценила его и пригласила на работу. Специалист согласился, вышел и успешно работает. Идеальная картина, которую каждый рекрутер мечтает видеть ежедневно.

Навык поддержания уровня доверия ни одна технология не сможет выработать. Программа не умеет убеждать, мотивировать, обучать и адаптировать. А рекрутер умеет. 

Не стоит забывать и про интуицию, совершенно не связанную с технологиями, но реально продолжающую быть актуальной. У нас в портфеле есть кейсы, когда рекрутер находит, казалось бы, идеального кандидата, но чувствует где-то глубоко внутри, что между соискателем и компанией магии не случится. В этом случае профессионал костьми ляжет, но докажет, что дальше испытательного срока кандидат не дойдет. А такого ни одна технология не осуществит.

Фото на обложке: Unsplash


Материалы по теме:

Почему кандидатов надо пробивать через социальные сети

Как удалить старые записи из Хроники Facebook

Сложности, с которыми мне пришлось столкнуться при переезде в Германию

Отбирать сотрудников для Билайна будет компьютер

Советы по использованию Google-документов от сотрудника Google

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «ВКонтакте» запустила бренд «VK Фитнес»
  2. 2 В России появился сервис для создания «социального рейтинга» водителей автомобилей
  3. 3 Как продвигать мобильные приложения в App Store и Google Play в 2024 году из России
  4. 4 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  5. 5 Руководство: как выпускать и продвигать приложения в рунете в 2024 году