Ренат Батыров

Идеальный технопарк в России выглядит так

Управлять технопарком может каждый, а вот делать это правильно – намного сложнее.

10 советов инвесторам технопарков сформулировали Ренат Батыров, генеральный директор Технопарка «Сколково», и Кристина Волконицкая, аспирант НИУ ВШЭ, институт менеджмента инноваций.


Несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры в 2014-2015 гг., инвесторы все больше интересуются инфраструктурными проектами для высокотехнологичных компаний. Только в столице в 2015 г., по данным Агентства инноваций г. Москва, статус управляющей компании технопарка был присвоен 13 организациям, 9 из которых являются полностью частными. К сожалению,  в настоящее время технопарковое движение в России подвергается жесткой критике: проводимые параллели начинаются от бизнес-центров и заканчиваются потемкинскими деревнями. Стоит заметить, что в ряде случаев эти аналогии являются справедливыми. Чтобы избежать печального опыта коллег, инвесторам стоит соблюдать 10 правил реализации инфраструктурного проекта в области инноваций.

1.    Меняйте приоритеты

Инфраструктурный бизнес намного сложнее и многограннее традиционного девелопмента. При создании технопарка заполнение имущественного комплекса является лишь первым и зачастую самым простым шагом.  Главная работа начинается после комплектования технопарка резидентами. Успешность технопарка на 100% зависит от динамики развития его резидентов – привлечения финансирования в их проекты, увеличения выручки данных предприятий, роста числа работников, увеличения числа spin-off компаний и прочее. Еще на этапе идеи фокус внимания инвестора должен быть смещен с девелоперской модели на инфраструктурную, только в этом случае у технопарка будет шанс стать востребованным у резидентов и как следствие экономически эффективным.

2.    Окружайте людей стенами, а не наоборот 

Смещение фокуса с девелоперской модели рано или поздно обнажит значимость резидентов для управляющей компании технопарка. Выбор резидентов предопределяет динамику развития технопарка на ближайшие 5 лет. Для того, чтобы созданная инфраструктура соответствовала реальным потребностям высокотехнологичных компаний, еще на этапе проектирования должны быть учтены интересы реального бизнеса. Ищите компании, которые уже сейчас размышляют о размещении в технопарке, и создавайте помещения, инфраструктуру, исходя из их нужд. Например, несмотря на то, что до окончания строительства технопарка «Сколково» остается около полугода, уже более 50% помещений законтрактованы, и их строительство идет, исходя из нужд резидентов.

3.    Сужайте специализацию

Вопрос специализации технопарка многофакторный – нельзя достоверно определить, сколько направлений будет необходимо или достаточно для технопарка. По статистике, 47,1% членов International Association of Science Parks and Areas of Innovation (IASP) являются технопарками общего профиля и лишь 18,4% – технопарками узкой специализации. При этом можно утверждать, что чем меньший перечень направлений деятельности резидентов установит для себя управляющая компания технопарка, тем проще ей будет создать профильную инфраструктуру для них. Снимая ограничения на специализацию резидентов, технопарк рискует создать сообщество не заинтересованных друг в друге участников.

4.    Вовлекайте резидентов

Сужение специализации позволит привлечь компании разного размера, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, из одной сферы. Среда может стать питательной для всех участников.

Во-первых, крупные предприятия, размещенные в технопарке, могут выступать заказчиком продукции для более мелких. Во-вторых, микро- и малые компании, в свою очередь, могут выступать поставщиком идей, разработок и специалистов для более крупных участников, попутно развивая свой бизнес через обмен опытом. Кроме того, кросс-опыление резидентов открывает одним доступ к действительно профильной инфраструктуре и экспертизе, а для других – сокращает расходы на содержание дорогостоящего оборудования. Резиденты начинают оказывать услуги друг другу, что сокращает расходы на содержание непрофильных служб управляющей компании.

5.    Бросайте якорь

Калорийность создаваемой среды напрямую связана с разнообразием резидентов по размеру компаний и стадиям жизненного цикла их проектов. При этом особую роль играют крупные предприятия, находящихся на производственных стадиях. В данном случае мы не говорим о гелиоцентричной системе, в которой более мелкие резиденты вращаются вокруг крупных игроков. Но, тем не менее, наличие крупных якорных арендаторов улучшает имидж технопарка и стабилизирует поступление денежных потоков для управляющей компании. Наличие якорного резидента потенциально открывает возможность управляющей компании предоставлять льготы малым инновационным компаниям за счет доходов, получаемых от крупных игроков.

6.    Инвестируйте в создание инфраструктуры

Технопарк – это проводящая инфраструктура, нацеленная на коммерциализацию проектов резидентов. Для того, чтобы компании смогли успешно пройти цикл «Идея – НИОКР – Промышленный образец – Мелкая серия – Промышленное производство», они должны иметь доступ к соответствующей инфраструктуре внутри технопарка. Только профильная инфраструктура, подобранная под выбранную специализацию (в частности – чистые комнаты, центр коллективного пользования оборудованием, трансфера технологии, прототипирования, хакспейсы, дата-центры и прочее), способна трансформировать бизнес-центр в технопарк. 

7.    Выстраивайте финансовую инфраструктуру

Специфика инновационных проектов предопределяет факт их попадания в так называемую «долину смерти» – начальный этап работы компании, когда инвестиции на реализацию проекта и текущие операционные затраты кратно превышают получаемые доходы. На этом этапе особую значимость приобретают механизмы финансирования инновационных проектов. Наличие в технопарке собственного венчурного фонда или установленных отношений с региональными, корпоративными или бизнес-ангельскими финансовыми институтами существенно повышает выживаемость резидентов в технопарке.

8.    Кооперируйтесь с партнерами

Внешние контакты управляющей компании технопарка нацелены как минимум на два аспекта: привлечение новых резидентов и развитие действующих. Для реализации первой цели особое значение имеет взаимодействие с научными и образовательными учреждениями – как с поставщиками инновационных проектов. Работа по развитию действующих резидентов невозможна без кооперации с органами государственной власти, институтами развития, крупными предприятиями и другими технопарками.

9.    Держите руку на пульсе

Инновационный сектор экономики отличается максимальным разнообразием. Невозможно предугадать, в какой именно области знаний произойдет научный прорыв, способный изменить структуру ВРП региона. В связи с этим долгосрочные инвестиционные стратегии по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры теряют свою актуальность. Собственник технопарка должен чутко реагировать на меняющиеся потребности резидентов, следить за развитием новых направлений, быть готовым скорректировать изначальную концепцию под требования рынка.

10.   Запаситесь терпением

Порой приходится сталкиваться с точкой зрения, при которой от открытого в июне технопарка существенные результаты требуются уже к декабрю. Это недостижимая цель. Технопарку требуется время не только для завершения стадии проектирования, но и 5+ лет на строительство и привлечение резидентов. Именно они определят успех технопарка. Подобные инфраструктурные проекты всегда долгосрочны.

Средний возраст технопарка в мире составляет 15,5 лет. Только при естественном прохождении всех этапов становления технопарка собственники могут создать объект с арендными ставками выше рынка и конкуренцией между стартапами за размещение в нем.

 


Материалы по теме:

Стартап-гид по Брюсселю

Льготы «Сколково» могут впервые дать другим технопаркам

Алиса Мацанюк занялась созданием онлайн-платформы для мейкеров

В уральский технопарк вместо стартапов поедут слесари и фрезеровщики

IT-компании заказали софт студентам Иннополиса

Технопаркам в России нужен частный капитал

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно