Top.Mail.Ru
Колонки

Минуты счастья для клиента: что такое импакт и как с ним работать

Колонки
Михаил Палей
Михаил Палей

Cооснователь закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и председатель правления Ассоциации импакт-инвесторов

Виктория Сафронова

Бизнесмены по всему миру утверждают: успешный проект — тот, который, помимо бизнес-задач компании, удовлетворяет и социальные потребности сотрудников, клиентов, других граждан. Именно на бизнесе часто лежит ответственность за прогресс — культурный и технологический.

Отказ бренда от социальной ответственности иногда сопряжен даже с коммерческими и репутационными рисками, утверждает Михаил Палей, руководитель Бизнес-платформы ОНФ, сооснователь закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и председатель правления Ассоциации импакт-инвесторов.

Минуты счастья для клиента: что такое импакт и как с ним работать

Тренд на импакт-маркетинг и импакт-инвестирование появился еще в нулевых — в связи с появлением интернета и доступности информации участникам рынка все сложнее было игнорировать проблемы потребителей и глобальные изменения в стране и мире.

Значительное развитие импакт получил в США — вероятно, это связано с большим количеством местных компаний-гигантов, которые и начали трансформировать образ предпринимателя. Бизнес — уже не погоня за деньгами. Свои ресурсы компании все чаще использовали во благо: основывали благотворительные фонды, внедряли краудинвестинг и краудфандинг, проводили масштабные исследования аудитории. Одна из первых крупных импакт-ассоциаций GIIN (Global Impact Investing Network) тоже была создана там.

Сейчас импакт актуален во всем мире, а пандемия и вовсе подняла его на несколько ступенек вверх. Основная его доля приходится на США и Канаду — 58%, 21% — на Северную, Западную и Южную Европу. Россия, Восточная Европа и Средняя Азия занимают на рынке около 1%.

 

Что такое импакт

Основной смысл импакта: решить базовые проблемы общества и наполнить жизнь людей интересными занятиями, счастьем и смыслом. Через ваши продукты люди должны чувствовать себя хорошо. Импакт — измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности.

Часто люди путают импакт-бизнес и социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство ставит перед собой главной целью решение социальных, культурных или экологических проблем. Проект Meet For Charity, театр «ВзаимоДействие» являются хорошими примерами социального предпринимательства.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Главная цель импакт-бизнеса — получение прибыли через решения глобальных проблем. Примером импакт-бизнеса могут быть такие компании как «Моторика», Genotek, «Ешь деревенское» — они в первую очередь нацелены на получение прибыли.

Идеальный такой бизнес должен быть не только полезным, устойчивым и стабильным, он должен масштабироваться. А сама компания, если уж решила пойти по этому пути, не может останавливаться на одном лишь полезном продукте — иногда пересмотра потребуют многие процессы (ведь странно производить льняные шопперы и рассылать их по точкам в неперерабатываемой упаковке?).

Импакт — это и позиционирование, новый месседж, который компания хочет донести до потребителя, партнера, социума. Стратегии здесь могут быть абсолютно любые — ограничений нет. Одни предприниматели делают жизнь потребителя ярче за счет событий, другие — за счет образовательного компонента, кто-то удовлетворяет базовые запросы, улучшая бытовые процессы.

Основатель интернет-агрегатора фермерских продуктов Илья Елпанов закрыл потребности не только для широких масс, но и для производителя. Он предоставил фермерам рынок сбыта, позволив им таким образом больше зарабатывать и повысить уровень жизни. Польза очевидна: люди удобным способом получили качественный продукт за разумные деньги. Количество постоянных клиентов бренда исчисляется тысячами, среди них даже другие бизнесы — рестораны, отели.

Артем Елмуратов из компании Genotek популяризирует генетику. Он позволяет людям лучше узнать самих себя, получив сведения о болезнях, предрасположенностях, склонностях и талантах. Люди, узнав о себе что-то новое, могут скорректировать свою жизнь, тем самым — улучшить ее.

Предназначение бизнеса в целом — искать проблемы и желания людей, а потом делать так, чтобы проблемы решались, а желания исполнялись. Большая часть дела (70%) так или иначе должна быть связана с импакт-составляющей.

 

Как измерить добро

Единой методологии по оценке эффективности импакта в бизнесе нет. Споры идут даже в мере измерения. Многие пытаются переводить его в деньги. Спасли жизнь человека? Давайте посчитаем, какой вклад в ВВП он принесет за свою жизнь. Показатель странный и непонятный, но кому-то близок.

Мы же пришли к выводу, что лучшая мера измерения импакта — время. Прежде всего, это время, освобожденное от проблем. Продукт компании должен спасти человека, допустим, в моменты, когда он замерз или голоден. Это экономия времени, которое бы у него ушло на то, чтобы вернуть себя в комфортные условия с помощью других ресурсов.

Продукт освобождает человека от проблемы: чат-бот заменяет долгое ожидание оператора поддержки, кафе на будто бы безлюдной трассе поможет расслабиться и набраться энергии после утомительной поездки.

Стоит учитывать и то время, которое мы дарим человеку. Вы ведь помните крылатую фразу: «Время, проведенное с удовольствием, не считается потраченным»? Продукт должен придавать смысл, создавать настроение, эффективно заполнять пространство и время собой.

Но не стоит думать, что и другие показатели вашей импакт-компании должны быть так же размыты, как время. Управлять можно лишь тем, что можно измерить, поэтому у всех процессов должны быть свои KPI — их выполнение позволит понять, какие продукты нужно запустить, как можно перестроить процессы.

 

Бизнес-профит, или зачем компании импакт

Что происходит с бизнесом, если через его продукты и услуги клиент чувствует себя лучше? Очевидно — он растет, ведь человек всегда возвращается туда, где ему доставили радость. Сохранение клиентов, привлечение новых и их удержание развивает дело и позволяет ему расти. К тому же, импакт-бизнес предполагает масштабируемость по определению: в идеальной ситуации нужно улучшить жизнь всех людей, по крайней мере — стремиться к этому, расширяя зону своего влияния.

За то, чтобы жить лучше, люди готовы платить, поэтому импакт-бизнес часто прибыльный. Наличие импакт-компонента, по мнению консалтинговой компании NewForesight, привлекает и инвесторов. Часто этому способствуют публикации СМИ. Бренды любят лояльность потребителя, они окружают его заботой и участием, а издания склонны продвигать добрые истории. К тому же современные компании нередко развивают свой импакт-сегмент довольно креативно, поэтому инвесторы и будущие партнеры мимо не проходят.

Вложения иногда происходят даже неосознанно. К примеру, 60% инвестиций Orbita Capital Partners связаны с импакт-проектами, хотя цели вложить деньги именно в них не было. Цель инвестора — заработать, и так уж получилось, что заработать можно именно на импакте.

 

Илья Елпанов, основатель агрегатора малых производителей и хозяйств «Ешь Деревенское»

«До создания „Ешь Деревенское“ я запускал еще два проекта для того, чтобы самореализоваться как предприниматель. Но оба проекта были неуспешны. Проанализировав ситуацию, я понял, что мне не хватало энергии, я быстро перегорал.

Тогда я начал поиск источников этой энергии и вдохновения и понял, что для меня одним из мощных источников является создание импакт-бизнеса, который осуществляет социальную трансформацию в обществе и в целом меняет его в лучшую сторону. Именно такой стала модель проекта „Ешь Деревенское“. Я получаю огромный заряд энергии и вдохновения от осознания того, какую пользу несет проект.

Когда в компании есть какой-то нерв в виде глубинного смысла (например, мы улучшаем климат малого и среднего предпринимательства в сельской местности, даем доступ к качественным продуктам), это еще больше заряжает и мотивирует всю команду.

Я уверен, что в современном обществе в бизнесе важно ставить целью не только увеличение прибыли, но и развивать социально-ответственное направление»

 

Предпринимателям нужно проводить оценку социального воздействия своей компании. Это даст понимание, в какую сторону нужно двигаться.

Инвесторы чаще инвестируют в компанию, у которой есть оцифрованные импакт-показатели. Например, количество свободного времени, которое получает человек, соприкасаясь с вашим продуктом (ему уже не нужно убираться или готовить полезную еду). Такие показатели могут быть как индивидуальными для продукта, так и общими в регионе.

Мы в своей работе используем такую метрику как «счастье» — сколько часов абстрактного счастья пользователь получит при единичном взаимодействии с продуктом. Для этого мы создавали специальную методологию и изучали десятки метрик. Нельзя просто взять и придумать показатель, который вы будете измерять — для этого нужна серьезная методологическая база.

Создаются целые ассоциации — например, GIIN (Global Impact Investing Network), основанная при участии Рокфеллера и Гейтса. Опытные предприниматели безупречно знают эту формулу: если продукт решает проблему и улучшает жизнь клиента, при прочих равных этот продукт имеет больший потенциал для роста.

Инвестиции миллиардеров часто поддерживают социальные интересы общества: образование, технологическое развитие, здравоохранение. Это устойчивый глобальный тренд , который растет и будет только расширяться.

Мы живем и работаем в парадигме, когда важно учитывать интересы как можно большего количества сторон. Это позволяет выигрывать на современном рынке, позволяет зарабатывать.

Не каждый бизнес создан для импакта, но в каждом бизнесе он может быть. Онлайн-курсы сами по себе улучшают среду, образовывая население. А если я скажу, что с заботой о мире и человеке работает даже производитель стройматериалов? Ведь он вполне может создавать их из эко-сырья. Компании, развивающиеся в подобном русле — это организация не «для», но с импактом.

Не стоит забывать и о самом простом в реализации «добром проекте» — корпоративном импакте. Создание рабочих мест, забота о сотрудниках — все это тоже решает социальные проблемы.

 

Что нужно делать, чтобы импакт принес пользу?

Несмотря на то, что бизнес сам по себе подразумевает улучшение жизни, многие предприниматели не решаются связывать себя с термином «импакт». Одни не уверены, что полностью отвечают его критериям, другие не верят в распространение своих идей и должный отклик. Барьеры могут быть разными, однако самые распространенные из них можно преодолеть, следуя нашим рекомендациям.

  • Ищите свободные ниши рядом. Для друзей, коллег и самого себя создавать продукт приятнее и даже в чем-то легче. Вспомните, на что жаловались ваши знакомые в последний раз? Нытье может стать отличной идеей для стартапа.
  • Думайте о том, как дело вашей мечты может улучшить жизни других людей. Такой стиль ведения дел необходим, если вы решили работать с импактом. Миллионы людей каждый день окружены рассуждениями, задачами, эмоциями. Ваше дело — услышать их. Вдохновляйтесь не проблемами, а улучшением окружающего мира.
  • Добру тоже нужна реклама. Не бойтесь продвигать свой продукт, ведь если вы его создали, значит, он действительно заслуживает внимания. Важная часть импакт-бизнеса — объединение людей «за» улучшения.
  • Будьте ответственными. Влияние импакт-проектов значительно, и что произойдет с обществом и миром, теперь зависит и от вас.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как создать свой продукт для бизнеса
  2. 2 Эффективные методы сокращения затрат на производстве и оптимизация издержек компании
  3. 3 Скучный и предсказуемый: 8 качеств эффективного руководителя
  4. 4 Торговая марка для компании: как проверить и зарегистрировать
  5. 5 В Сочи пройдет конференция-кэмп для C-level в IT South HUB 2024
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!