Top.Mail.Ru
Колонки

Семь инноваций в ритейле, которые изменят наши привычки

Колонки
Рубен Бабаев
Рубен Бабаев

Сооснователь EYWA Kitchen

Полина Константинова

Рубен Бабаев, сооснователь EYWA Kitchen, рассказывает о том, что прямо сейчас происходит на рынке ритейла в России и за рубежом и как все это изменит нашу повседневную жизнь.

Семь инноваций в ритейле, которые изменят наши привычки

Пока Amazon осваивал территорию автоматизированных магазинов, развивал голосового помощника для покупок Alexa и патентовал летающий склад с доставкой дронами, конкуренты не спали.

Уже в начале 2019 года Google сделал заявку на победу в цифровом ритейле: успешно запустил доставку дронами в Австралии, обучил Google Assistant по просьбе клиента звонить по телефону и заказывать услуги в ничего не подозревающих организациях. Это немедленно сказалось на его популярности — сегодня Google Assistant уверенно наступает на пятки Alexa (30% vs 35.5% Market Share).

Российские компании тоже не отстают и держатся в топе стран по инновациям в ритейле — бесконтактные платежи, мобильные кошельки, онлайн-кассы, маркировка товаров через распределенный реестр, самое большое, по данным Microsoft, количество внедрений искусственного интеллекта в коммерческих организациях.

Новинки от «Яндекса» — «Суперчек» и «Яндекс,Шеф» — вполне способны изменить наши покупательские привычки. И «Яндекс» далеко не единственный ньюсмейкер в поле цифрового ритейла.

Предлагаем топ-7 инноваций в отечественном ритейле, которые войдут в нашу повседневную жизнь в 2019 году.

Супермаркет 2019

Электронные ценники

Уже в ближайшие месяцы появятся крупные магазины, полностью оборудованные электронными ценниками, в первую очередь это будут магазины «Перекресток» (Х5 Retail Group), «Ашан» и «Магнит».

Как сообщает Владимир Капустин, директор по стратегии Х5, это первая технология, которую они протестировали в своем магазине-лаборатории и которую будут массово внедрять в остальных магазинах.

Электронные ценники — давно известное решение, которое ни в России, ни на Западе пока что не получило массового внедрения, хоть и доказало свою пользу за счет оптимизации расходов и времени сотрудников, постоянно обновляющих ценники на товары.

Связано это было в первую очередь с дороговизной самих ценников, платить по $6 за электронный ценник, который ставится на товар стоимостью доллар, как-то странно.

Фото: Unsplash

Но помимо экономии времени сотрудников, ритейлеры смогли раскрыть другие выгоды от внедрения электронных ценников. Они могут массово подстраиваться под внешние факторы, например, поднимать цены на зонты во время дождя или устраивать скидки на товары, у которых скоро закончится срок годности. С помощью видеоаналитики определять, что в магазин зашло большое количество детей с родителями, и поднимать цены на детские товары и так далее.

Кроме очевидных экономических выгод для магазина, есть еще и психологические нюансы со стороны клиентов. Например, не будет ли выжимать система с помощью умных алгоритмов максимум из клиентского кошелька, или что делать, если вы взяли товар с полки, но пока ходили по залу и дошли до кассы, цена уже изменилась — скандалов и негатива не избежать.

Маркировка продуктов на блокчейне

Но все же защита прав потребителей в приоритете у ритейлеров. Борьба с контрафактом — актуальнейшая для них тема, и здесь нам есть чем похвастать.

В России внедряется маркировка продуктов с занесением их в распределенный реестр. Производитель маркирует товар специальным кодом и заносит его в ИТ-систему. Покупатель может удостовериться в оригинальности товара, отсканировав его код с помощью своего смартфона.

Удалить или изменить данные в распределенном реестре никто, даже сам производитель, уже не может — информация находится одновременно у огромного количества клиентов (узлов) и синхронизируется между собой.

Технология блокчейна исключает выпуск подделок на рынок — нельзя внести в общий реестр код товара, если ты его не производишь, а копировать старые коды тоже нет смысла — на кассе супермаркета товар в блокчейн помечается как проданный.

Железные продавцы

Виртуальные сотрудники

Робот Вера многим снится в кошмарах, но исправно выполняет свои функции рекрутера, ищет сотрудников в компании и самостоятельно проводит онлайн-собеседования.

На пороге уже армия других виртуальных ботов, которые начнут обзванивать в этом году клиентов по загруженным в них базам и предлагать товары и услуги. Остается только надеяться на соблюдение закона о рекламе ч.2 ст.18, который запрещает обзвон абонентов с помощью автоматизированных средств связи.

Фото: Unsplash

Так, компания ООО «Виджет» продвигает своего Zvonobot под лозунгом «Алиса для Бизнеса». Звонобот умеет проводить телефонные опросы, информировать клиентов об акциях и даже брать на себя функцию обзвона по холодной базе. Из кейсов клиентов чаще всего упоминается автообзвон клиентов за день до проводимой акции или конвертация в первое бесплатное посещение потенциально заинтересованной аудитории.

Мало того что предприниматели могут сэкономить на зарплате и социальных выплатах виртуальным сотрудникам, так те еще могут похвастаться скоростью около тысячи звонков в минуту, что просто недостижимо для традиционных сотрудников.

Из аналогичных сервисов стоит упомянуть Calldog и Infobot, последний, помимо всего прочего, умеет самостоятельно продавать услуги или, например, верифицировать зарегистрировавшихся в магазине клиентов по телефону.

Вежливые роботы

В 2019 году многие из нас, возможно, лично познакомятся с «Промоботом». Человекоподобный робот пермских разработчиков перестанет быть модной игрушкой и экзотикой — с выходом четвертой версии начались массовые интеграции. Интерес ритейлеров к «Промоботу» подогревают выгоды, которые уже получили компании, ранее его внедрившие.

«Промобот» успешно заменяет промоутеров, продавцов-консультантов и администраторов, что делает экономию на персонале существенной. Покупатели не избегают вежливого робота, а наоборот стремятся с ним пообщаться, так что он лучше человека завлекает клиентов, помогает им сориентироваться в торговом зале, найти товар и быстро получить информацию о нем и аналогах, участвующих в акциях.

Робот способен интегрироваться с базой данных магазина и выдавать карты лояльности покупателям. Также он может консультировать по продукции, помогать людям с навигацией, выдавать скидочные купоны и считывать штрихкоды товаров, чтобы проинформировать о продукции.

При обнаружении посетителя робот первым начинает коммуникацию. Если он видит клиента впервые, то предложит ему познакомиться, также спросит, есть ли у него карта лояльности магазина. Если человек ответит нет, то «Промобот» предложит ее завести и может сразу выдать карту посетителю. Если человек ответит да, то робот предложит проверить ее статус, узнать баланс бонусов и персональные предложения.

В общем, настоящий промоутер на колесах, работающий без выходных.

Все включено

Голосовые ассистенты

За голосовыми ассистентами будущее: к декабрю 2018 каждая третья американская семья пользовалась умной голосовой колонкой — Amazon Echo или Google Home (в России — «Яндекс.Станция» с Алисой).

Голосовой канал продаж — тренд, быстро набирающий популярность. 35% владельцев голосовых колонок совершали через них покупки, в основном это еда (34%) и заказ такси (31%). По прогнозам, покупки с помощью голосовых ассистентов в США достигнут рынка в $40 млн к 2020 году.

Россия пока что отстает от США по внедрению голосовых ассистентов. Связано это в первую очередь с тем, что основные голосовые помощники только недавно стали полноценно поддерживать русский язык (Google Assistant и Apple Siri). О разработке своих ассистентов заявили Mail.ru (Маруся), «Тинькофф Банк» (Олег), Сбербанк и Центр речевых технологий.

Однако главным и самым продвинутым голосовым ассистентом у нас является Алиса. По оценке Canalys, за 2018 год «Яндекс» продал через собственные каналы и отгрузил ритейлерам 40 тысяч «Яндекс.Станций» с Алисой.

Об объеме голосовых покупок говорить пока рано, но Алиса может заказать пиццу из «Папа Джонс», вызвать такси, заказать доставку из гипермаркета «Утконос» или цветы из Flowwow. Также интегрировано еще несколько коммерческих сервисов (подробнее можно посмотреть в навыках Алисы, категория Покупки). Так что держим руку на пульсе и ждем новых интеграций в 2019.

Домашние супермаркеты и рестораны

McDonald's и Burger King добавляют голосовой ввод в терминалы для заказа еды вместо найма новых продавцов. Скоро можно будет подойти и сказать «два бигмака и картошку». Терминалы научились учитывать большое количество факторов, погоду за окном, акции, время суток, чтобы предлагать человеку наиболее релевантные в данный момент позиции.

Более того, заказать бургеры из «Бургер Кинга» или продукты в «Утконосе» с помощью голосового ассистента можно из дома.

Фото: Unsplash

Умные холодильники Samsung Family Hub и голосовой ассистент Bixby от Samsung переносит онлайн-шоппинг прямо на кухню. Компания Haier (General Electric) представила на прошедшей CES 2019 терминал, встроенный в кухонную вытяжку, за $1 199, с загруженными в него рецептами и веб-камерой для онлайн-стриминга процесса готовки.

Мы также устанавливаем в домашнюю кухню подобные смарт-центры с Google Assistant или Алисой от «Яндекса»: ассистент сможет подсказать, что нужно для приготовления праздничных блинов на масленицу или утки по-пекински, какие продукты можно заказать сейчас со скидкой в супермаркете и сколько в них полезных питательных веществ. И поддерживает управление умным домом.

Google Home Hub и Amazon Echo Show также претендуют на место универсального пульта для умного дома и центра заказов товаров и услуг, но пока еще не работают на русском и в нашу страну не поставляются.

Беспилотники и мобильные магазины

Сервисы доставки еды Instamart, SaveTime и «Утконос» с «Перекрестком» начинают приучать людей к хорошей жизни — бесплатной доставке из магазинов при сумме заказа от 500 рублей. И это только начало. А представьте себе ближайшее будущее: вы заказываете супчик фо-бо, видите через мобильное приложение, как к вам едет машина и встречаете ее. Как в постамате, кодом разблокируете свою ячейку и забираете заказ, а машина уезжает.

Так и будет, когда будут пройдены законодательные и административные барьеры, и автомобили сами смогут перемещаться по городу и развозить заказы.

Технически такой сервис уже возможен — беспилотные автомобили «Яндекса» уже курсируют возле «Сколково», также беспилотники катаются и на улицах Лас-Вегаса (в этом штате США разрешены тесты беспилотных автомобилей).

***

В заключение хочется сказать, что настоящее уже превосходит самые смелые ожидания фантастов. Apple внедряет FaceID и ApplePay, с помощью которых совсем скоро можно будет расплачиваться просто улыбнувшись на кассе, а Amazon не перестает удивлять всех своей автоматизацией складов и магазинами без людей.

Кстати, в России X5 Retail Group и Университет Иннополис начали совместную работу по созданию подобного магазина будущего с полностью автоматизированными и роботизированными процессами, в котором достаточно будет только зайти, взять необходимый товар и выйти, умная касса автоматически узнает вас, посчитает товары и спишет сумму с вашего счета.

Ну что, хватит инноваций на сегодня, ждем достижения точки сингулярности и смотрим Love, Death & Robots.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вкусвилл» расширил региональное присутствие в России
  2. 2 «Магнит» создал собственную лабораторию искусственного интеллекта
  3. 3 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  4. 4 Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?
  5. 5 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта