Колонки

Институт стартапов. Лекция номер 1.

Колонки
Рябов Сергей Геннадьевич
Рябов Сергей Геннадьевич

Рябов Сергей Геннадьевич
Институт стартапов. Лекция номер 1.
Присоединиться

Так сложились обстоятельства, что я оказался у разбитого корыта и начинал делать проекты с нуля, без возможности первоначальных вложений, но с огромным опытом совершенно разных проектов в онлайне и не только. Сначала я был уверен, что я настолько крут, что дайте мне просто инвестиции и я из любого говна сделаю конфетку. Поэтому мой первый крупный стартап так и не взлетел, хотя потом аналог сделали основатели Твиттера, то есть идея была неплохая. Уже позже оглядываясь назад я понимал, как я был наивен тогда, как мало я знал, и что тот стартап мог стать успешным только благодаря чуду. Занимаясь стартапами дальше я все больше поражался тому, что до сих пор нет никакой модели построения стартапа.

Вот, например, если я захочу открыть кафе, я всегда найду типовой бизнес-план, управляющего с опытом запуска кучи разных кафе, дизайнера по интерьеру, повара и т.д. и спокойно запущу маленький такой бизнес. И, если я не полный идиот, он скорее всего будет нормально работать. Я долго мучался вопросом, почему? Почему большинство стартапов умирают так рано? Ответ пришел позже: стартап - это процесс построения работающей бизнес-модели в условиях крайней неопределенности! Это не продукт, не конечное решение какой-то проблемы - это процесс постоянного обучения и изменения бизнес-модели исходя из целого ряда факторов.

К моменту, когда с нашим очередным проектом мы прошли стартап-школу SumIT, попали в акселератор iDeal Machine и готовимся к следующему раунду инвестиций, мы поняли для себя, что этот проект мы будем продавать через год-два и поняли, что мы хотим делать дальше. Мы планируем открыть институт стартапов. Систему образования, которая выращивает стартапы, эдакий акселератор с подготовительной группой. Но как любая бизнес-модель требует проверки, так и эта идея нуждается в валидации, поэтому я решил вести некий курс лекций, которые будут основываться на полученных мною знаниях и попытке их применения в нашем собственном стартапе. Может быть так мы сможем найти первокурсников в свой институт :)

Я очень не любил учебу в школе и институте, так как они очень далеки от практики, голая теория, которая как залетает в голову, так и вылетает из нее. Сейчас я поглощаю некоторую литературу о стартапах на английском языке за несколько дней, потому что я моментально могу применять ее на практике и проверять ее на собственном проекте. Если Вы начинающий стартапер, то уверен, Вам будет интересно.

Сегодня мы поговорим о базовых вещах и о том когда и как надо начинать делать стартап. Для начала давайте поймем для себя достаточно сложную вещь - чем стартап отличается от бизнеса? Мы будем более подробно освещать этот момент, но в двух словах: бизнес - это работающая бизнес-модель, которую надо просто грамотно клонировать. Стартап - это процесс превращения плана А в план, который начнет работать. Это процесс нахождения работающей модели, которую можно быстро масштабировать. Это означает, что стартап на порядок рискованнее, чем простой бизнес, который сам по себе считается рискованным предприятием. Какие же маньяки занимаются стартапами в таком случае? Обычно это студенты или скучающие товарищи, которые хотят изменить мир, те, кто придумал гениальную идею и верят в то, что могут сделать мир лучше с ее помощью. Тут есть ряд проблем:
1. часто стартапер не так сильно мотивирован и при первых неудачах бросает все.
2. в наше время главный вопрос не "можем ли мы это сделать?", намного важнее вопрос "надо ли это делать вообще?"

Первое, с чем Вы должны определиться - это мотивация! Если Вас не мотивирует Ваш проект, он обречен на неудачу, Вы должны быть готовы работать сутки напролет, учиться, падать, вставать и снова падать, а без сильной мотивации это невозможно. Мотивация может быть любой, можно быть действительно маньяком, который хочет помочь миру и жить идеей с горящими глазами. Может быть Вы просто хотите доказать окружающим, что Вы можете сделать то, что другие считают невозможным, ведь это самая приятная вещь на свете. А возможно Вы просто хотите стать миллиардером и купить свой маленький островок. Кстати деньги далеко не самая плохая мотивация!

Второе, Вы должны быть готовы учиться, следовать той информации, которую получаете, экспериментировать, но в первую очередь - это выделять время на обучение. Неважно будь это несколько часов в метро + час-два на работе, но если Вы, как основатель, не будете развиваться, Ваш стартап также будет топтаться на месте. В наше время, когда самое ценное - это время и информация, Вы должны уметь ценить и то и другое.

Я не буду здесь сейчас писать содержание будущих лекций, хотя оно есть у меня в голове, но оно наверняка будет изменяться прямо в процессе, я лишь еще расскажу о той базе, которую необходимо иметь любому стартапу претендующему на успешность, а также о том все-таки когда и как?

Итак мы уже поняли, что мы готовы учиться и достаточно мотивированы, например, мы просто хотим Кайен. Что еще нам необходимо:
- время: мы должны работать намного больше, чем на обычной работе. Помимо создания самого проекта нам придется проводить встречи с потенциальными кастомерами, вести операционную деятельность, следить за кучей метрик, учиться, а также спать и кушать :)
- знания: помимо тех знаний, которые мы обсуждаем здесь и сейчас, есть вещи, без которых, как показывает мой опыт, вероятность успешного осуществления проекта стремится к нулю, их просто НЕЛЬЗЯ переводить на аутсорс - это "разработка" (в команде просто обязан быть разработчик), "дизайн" (здесь имеется в виду хотя бы умение сверстать более-менее безглючный сайт с простейщим дизайном и хорошим юзабилити), "маркетинг" (это копирайтинг, коммуникативность, понимание метрик, ценообразования и позиционирования). Именно поэтому как показывает Startup Genome более успешны стартапы, где 2-3 основателя, потому что они могут включать в себя эти три базовых знания, без которых невозможно сделать стартап. Очень редко все эти знания присутствуют в одном человеке.
- деньги: вам все равно придется просуществовать первые пару месяцев, пока Ваш стартап не начнет приносить деньги хотя бы для основателей. И да я уверен, что стартап обязан начинать зарабатывать сразу, исключения бывают, но они лишь подтверждают правила. Причем в этих исключениях, например, в том же Фейсбуке была первоначальная помощь в виде небольших семейных инвестиций, кто не верит, идет читает книги. И да, очень важно максимально быстро по возможности уйти с работы, когда Вы начали стартап, так как времени у Вас будет очень немного. Поэтому не стоит начинать стартап вместе с началом новой семьи, особенно с ребенком.
- английский язык: вы должны быть в состоянии воспринимать хотя бы блоги и какие-то видео на английском. Пусть не в деталях, но хотя юы общую суть. Для чего? Слишком много передовых разработок в методологии построения стартапов делаются на Западе и перевод их появляется у нас спустя годы. Например, я скорее всего очень близко к тексту буду пересказывать здесь книгу Эша Маурьи "Running Lean", которой просто еще нет на русском языке, но она необходима основателю стартапа, как методичка по лабораторным работам в институте.

Вроде ничего не забыли. Теперь немного о том, что обязательно надо прочесть, если Вы планируете делать стартап:
1. Джеффри Мур. "Внутри Торнадо". Неоходимо для понимания Go to Market в стартапах. Обращаем внимание на понятие "кегельбана"
2. Steve Blank. "The Four Steps to the Epiphany". Необходимо для понимания "бизнес-модели" и "customer development". Эта книга есть на русском, ее можно заменить лекциями Стива Бланка на английском.
3. Eric Ries. "The Lean Startup". В русском переводе почему-то книга называется "Бизнес с нуля", но в ней главное - понимание методолгии Lean. Методологии бережливого производства, начатой компанией Toyota и адаптированной для стартапов. Здесь необходимо обратить внимание на "когортный анализ", "lean методологию" в целом, "канбан" и еще многое другое.
4. Ash Maurya. "Running Lean". Это просто методичка для построения стартапов. Эш ввел свои штуки, адаптировал бизнес-модель к системе "lean canvas", рассказывает подробно о кастомер девелопмент, выявлении наиболее рискованных моментов в стартапе и т.д.
5. Блог Ash Maurya. Там очень много всего, стоит иногда просто почитывать.
Ну для начала хватит :) А мы скоро продолжим более подробно выстраивать методологию обучения стартапов :)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году