Виктория Кравченко
Александр Харитонов, автор серии статей о современных тенденциях в интернет-сфере, рассказывает, как работает система предугадывания желаний и почему современные сервисы наперед знают каждый наш шаг.
ПрисоединитьсяФеномен «шведского стола»
Вся жизнь человека состоит из стремления удовлетворить свои потребности. А важнейшим показателем успешности бизнеса является степень удовлетворённости покупателя его товарами и услугами. Довольно просто накормить человека, чтобы он не остался голодным, и гораздо сложнее сделать так, чтобы еда вызвала у него максимум положительных эмоций.
Вот почему многие отели в последние десятилетия перешли от обслуживания своих гостей официантами по меню к самообслуживанию у «шведских столов». Это только на первый взгляд кажется, что сервировка «шведского стола» приводит к лишним расходам из-за ежедневного списания невостребованных излишков.
Зато удовлетворённость гостей ежедневным изобилием еды возрастает в несколько раз, потому что предложение блюд предвосхищает их скрытые желания и позволяет сделать правильный выбор, глядя на аппетитную еду и ощущая её аромат.
Изобилие «шведского стола» надолго остаётся в памяти и довольным гостям хочется возвращаться в этот отель снова и снова.
А что нам предлагает современный интернет?
Увы, но сегодня главные страницы большинства интернет-сервисов предлагают нам сначала указать массу параметров того, что мы ищем, и только потом начинают показывать то, что нам нужно! Это напоминает заказ еды по меню, когда вы не видите того, что заказываете, и должны по максимуму включить своё воображение, чтобы не ошибиться в выборе блюда. Но так ли это необходимо?
Частенько посещая Санкт-Петербург, я бронирую гостиничные номера исключительно через Booking.com, и меня бесконечно раздражает, что каждый раз я должен заново указывать параметры отеля снова и снова. Ведь мои требования относительно цены и расположения отеля остаются всё те же. И мне искренне непонятно, почему Booking.com помнит мои номера телефона и банковской карты, но не помнит мои привычки в выборе отеля?
Мне, как потребителю, было бы очень приятно, если бы при вводе названия города Санкт-Петербург Booking.com по умолчанию показывал бы мне отели, в которых я уже останавливался, и другие, схожие с ними. Отсутствие индивидуального подхода свидетельствует лишь о невнимательности этого сервиса к своим клиентам.
Современные технологии интернета позволяет заботливым сервисам не только знать привычки своих клиентов, но и предугадывать то, что им может быть нужно. Как? Очень просто!
1. Потребительский портрет пользователя можно составить в процессе наблюдения за его поведением в интернете.
Существует очень много способов наблюдения за пользователем в сети с целью выяснения его привычек и пристрастий. Самые простые из них – это лайки, дизлайки (если они есть), перепосты (ретвиты), комментарии и собственные посты (или твиты). Современные программы позволяют не только анализировать отношение пользователя к определённым брендам, товарам и услугам, но и отделять серьёзные высказывания от шуток.
2. Каждый интернет-сервис может сохранять данные о сделанных клиентом заказах и анализировать их.
Метод коллаборативной фильтрации позволяет находить пользователей с таким же поведением и использовать их поведение в других ситуациях для предположения о том, что этот клиент повёл бы себя похоже.
Этот метод не гарантирует 100%-е попадание в точку, но обеспечивает высокую вероятность того, что человек положительно отреагирует на созданную специально для него подборку предложений и выберет что-нибудь из этого списка. Это и есть своего рода «шведский стол» современного интернета.
3. Сервис становится помощником
, а клиент – звездой.
Этот способ предугадывания желаний пользователя ещё мало используется в современном интернете, поскольку он подразумевает доверительные отношения между пользователем и сервисом, который становится носителем его «секретов».
Здесь сервис становится своего рода импрессарио своего клиента, а последний получает статус «звезды» и… формулирует свой личный «райдер». То есть свой личный список требований и желаний, включающий в себя все аспекты жизни современного человека от обучения, карьеры и потребительских пристрастий до самых интимных сфер жизни, включающих набор качеств желаемого сексуального партнёра и спутника жизни.
Каким бы фантастически всеобъемлющим этот «райдер» вам ни казался, все эти данные уже сегодня можно собрать о любом более или менее активном пользователе интернета. Но куда более фантастические перемены произойдут в способах «доставки» необходимых человеку товаров и услуг после того, как интернет-сервисы перейдут в изучении потребительского спроса от обрывочных данных потребителя до анализа «райдера» всей его жизни.
Только представьте себе ситуацию...
Когда-нибудь потребительский сервис будет автоматически анализировать цены в ближайших продуктовых магазинах и просчитывать ваш гастрономический «райдер», отталкиваясь от сформированного вами меню на неделю с полным набором необходимых продуктов.
В нужный момент он даст вам лишь финальный совет: «Мой господин/моя госпожа! Сегодня вам лучше покупать продукты в магазине N!» При этом, ритейлеры города будут точно так же в онлайне получать данные об объёме потребительского спроса на конкретные продукты и завозить их торговые залы ровно столько, сколько нужно, ломая свой мозг лишь над тем, как заманить нужных покупателей именно в свой магазин?
Не о таком ли сервисе мечтает сегодня "Х5 Ритейл Груп"? А ведь это только маленькая зарисовка того, что в скором времени станет нормой жизни среднестатистического человека, пользующегося интернетом. О других аспектах использования технологии «предугадывания желаний» и перспективах использования Маркетинга 3.0 я расскажу очень скоро.
Материалы по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
- 2 Ностальгия: почему мы платим за это
- 3 «Деловая среда» расскажет, как привлекать клиентов в 2024 году
- 4 Бесполезная аналитика: 5 ошибок российских компаний в работе с данными
- 5 Shorts – убийца горизонтальных видео на YouTube? Видимо, рекламодатели так не считают
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги