Федор Анциферов

«Роль инвесторов в России очень скромна»

Федор Анциферов, CEO Command Spot, рассказал, чем живет российский рынок Интернета вещей и почему в ближайшее время стоит ожидать его роста.

Российский рынок Интернета вещей молод, но заметен. Причем некоторые проекты приобрели известность на мировом рынке, как, например, браслет Healbe (успешная краудфандинговая кампания по сбору средств на Indiegogo в 2014 году), система для умного дома Iridium mobile, а также Remoto, проект из области Connected Cars.По теме: Как обезопасить Интернет вещей?

В отличие от мирового, российский рынок IoT мало кто оценивает. Мне известна только оценка агентства J’son & Partners: по их прогнозам, объем российского рынка Интернета вещей составит в 2015 году $527 млн, а в 2020 году – $980 млн. Наш рынок IoT, конечно, отстает от зарубежных. Это видно и по количеству проектов, и по самому рынку. Навскидку вряд ли можно назвать более 30 проектов, из них еще меньше – состоявшихся историй успеха.

Развитие IoT идет, но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент начинается серьезная поддержка отрасли со стороны государства, госкорпораций и некоторых крупных частных компаний. Возможно, рынку удастся ускорить рост уже в следующем году. К тому же, наметился тренд на импортозамещение, что, в теории, также должно ускорить рост.

Не хочется никого пугать, но все же. Решили вы купить, скажем, умный термостат Nest. Куда будут уходить данные с вашего термостата? Правильно, в облака Google. В рамках отдельно взятого домохозяйства это не очень страшно. А с точки зрения крупного производства получается, что данные с турбин, произведенных General Electric, на электростанциях, построенных E-on, хранятся где? На зарубежных серверах. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать развития российских аналогов многих зарубежных разработок из области Интернета вещей.


Готовы ли потребители к «умным» гаджетам?

На мой взгляд, российский потребитель пока к «умным» гаджетам не готов. Многие наши сограждане даже не понимают, что такое «умный дом».

По мнению руководителя магазина гаджетов Madrobot Николая Белоусова, в настоящий момент умными устройствами интересуются только самые продвинутые – гики и инноваторы. Но такая ситуация сложилась не только у нас в стране. Приведу один пример. В свое время американский стартап в сфере умного дома 4Home, созданный, кстати, эмигрировавшим в Кремниевую долину выпускником МГУ Алексеем Федосеевым, спустя несколько раундов финансирования был продан Motorola. После некоторых изменений продукт Motorola в виде субсидированного набора устройств и сервиса по управлению ими стал продаваться крупнейшим в США оператором связи Verizon. А когда была продана сама Motorola, продукт и сервис достались компании ARRIS, которая просто закрыла этот проект.


Когда «умные дома» смогут стать обычным явлением?

Продажи умных домов в России начнутся так же, как и в Америке, усилиями сервис-провайдеров – таких как «МТС» или «Ростелеком». А здесь возможны два варианта. Если провайдеры будут вкладывать много ресурсов в продвижение таких продуктов, то сдвиг произойдет через 2-3 года. Если нет, то процесс затянется лет на 5.По теме: Интернет вещей. Куда смотрят венчурные фонды?

Но здесь нельзя и недооценивать реальные потребности клиентов. Почему в США приобрели определенную популярность умные термостаты Nest, Ecobee, Honeywell? Потому что Америка в основном одноэтажная. Собственники частных домов управляют отоплением и кондиционированием с помощью термостатов, которые есть в каждом доме. Расходы по энергопотреблению существенны, а умные термостаты позволяют их серьезно сократить.

Доля расходов российской семьи на энергопотребление в многоквартирном доме в общих расходах, в общем-то, не критична, и никаких термостатов в наших квартирах не предусмотрено. Поэтому потребности в «умных» термостатах для квартир мы не наблюдаем. Нет реальных потребностей – нет продаж.

На мой взгляд, потребность № 1 для российских потенциальных потребителей – это безопасность дома.

Это подтверждается как нашими, так и другими  исследованиями по теме.


В чем проблема IoT в России?

Технические проблемы Интернета вещей в России не являются какими-то особенными. Как и везде: проблема отсутствия стандартов и общих протоколов, проблема безопасности, проблема энергопитания беспроводных устройств.

Из специфических проблем хочется отметить проблемы организации прототипирования, опытного, а в дальнейшем – и серийного производства. Если проблемы прототипирования еще можно решить, то с производством дела пока обстоят не очень хорошо. С введением в действие новых технопарков проблема опытного производства должна быть хотя бы частично снята.

 Кроме того, до недавнего времени ни государство, ни крупные российские компании в упор не замечали неразвитость отечественного сегмента Интернета вещей, что в дальнейшем может привести к реализации некоторых угроз безопасности. Надеюсь, что ситуация в  следующем году изменится к лучшему, и это положительно скажется и на рынке, и на проектах.


Инвестиции

Intel Capital – крупнейший инвестор IoT в мире в 2014 году (по версии CB INSIGHTS). Известно, что в прошлом году фонд ImpulseVC выступил инвестором компании «Бесконтактные устройства», средства выделены на разработку контроллеров Wiren Board для умных домов и промышленности. А Maxfield Capital инвестировал в американский проект в области IoT – Weaved.

Если рассматривать совокупный вклад в мировой IoT, то роль инвесторов просто огромна. В границах России же – очень скромна.

Думаю, что любой инвестор на вопрос об инвестициях в российский Интернет вещей скажет, что просто тут очень мало хороших проектов, и в чем-то будет прав. Однако общими усилиями эту ситуацию можно изменить к лучшему.

Самая перспективная область Интернета вещей – однозначно, «умный транспорт» (Connected Cars) и все, что с этим связано. Здесь уже есть много проектов, и они получают значимый доход. Дело в том, что Россия – огромная страна с большим количеством дорог и автотранспорта. На втором месте – «промышленный интернет», он должен подняться обязательно, просто даже за счет потенциальных объемов. Также должны «выстрелить» проекты в области ЖКХ– за счет возможного потенциала экономии, сельского хозяйства – вследствие отсутствия как монополий, так и зарегулированности, а также здравоохранения – из-за крайней важности проблем.

Хотелось бы отметить стремление мобильных операторов поучаствовать в рынке Интернета вещей. Развитие и распространение технологий M2M может стать серьезным драйвером роста.


Есть ли недостаток людей и идей

К сожалению, недостаток людей наблюдается во всем IT-секторе экономики. И видимо, это проблема государственного уровня. При этом я не слышал, чтобы кто-то жаловался на недостаток идей. Но, в принципе, дело-то не в идеях, а в правильной их реализации.

На мой взгляд, стимулировать разработчиков идти в сферу Интернета вещей специально не нужно. Они сами найдут путь к наиболее перспективным разработкам, которыми и являются продукты и сервисы Интернета вещей.

Свяжись с героем материала
Федор Анциферов
Федор Анциферов
связаться
Rusbase Connect: медиа как сервис

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно