Дмитрий Кабанов

Как работают со стартапами в Университете ИТМО

Дмитрий Кабанов, сооснователь медиахаба Rockin’Robin, рассказывает о том, как работа со стартапами построена в Университете ИТМО – и почему такую инфраструктуру надо стараться выстроить в каждом вузе.


Проект Vee-Route, который оптимизирует логистику грузоперевозок, признан лучшим стартапом России 2014 года по версии GenerationS. Стартап Oriense, разрабатывающий высокотехнологичные системы для незрячих и слабовидящих, в июне 2015 стал победителем соревнования от Intel в рамках стартап-конференции Startup Village и получил право поехать на лондонский саммит Challenge Up. Малое инновационное предприятие «ХимЛаб», разрабатывающее уникальный гидрогель для сельского хозяйства, в 2015 году вошло в финалисты международного конкурса бизнес-планов в Гонконге...

Все эти стартапы объединяет то, что они были созданы при Университете ИТМО.

Проекты, реализованные учащимися и аспирантами университета, становятся финалистами престижных конкурсов, привлекают внимание инвесторов и аудитории – причем происходит это регулярно. В этом материале мы попытаемся разобраться с тем, как в рамках отдельно взятого вуза можно сформировать пул инновационных компаний в самых разных направлениях – от веб-технологий до робототехники и химии – на примере опыта Университета ИТМО.


Игра в предпринимательство

Вовлечение студентов в предпринимательскую активность, по мнению сотрудников Университета ИТМО, должно начинаться с первого курса: студентов в этом вузе с первого дня обучения стараются заинтересовать не только профильными вопросами, но и тем, как построить технологический бизнес.

Задача не из простых: в жизни недавнего школьника, а теперь студента, и так достаточно стресса – масса новых предметов и дисциплин, необходимость самостоятельно структурировать учебный процесс... Кроме того, мало кто после школы идет в вуз с твердым намерением развивать конкретный проект: ребята еще далеки от мысли о том, как и где они хотят работать (не говоря уже об идее создать собственный бизнес).

Вовлечение в инновационное предпринимательство должно проходить достаточно «ненавязчиво» – иначе сложно будет справиться с возросшей учебной нагрузкой – и при этом эффективно. Решить задачу помогает формат деловых игр: он позволяет понять, что представляет из себя бизнес, почувствовать себя в роли основателя проекта.

Одна из программ, созданных для решения этой задачи в ИТМО, – деловая игра «Маркетинг инноваций». В рамках этой и подобных «игр» ребята учатся оценивать идеи не только с технологической, но и с «бизнесовой» точки зрения, приобретают так называемые «soft skills» – умение грамотно презентовать свой проект, рассказать о нем потенциальным инвесторам, эффективно работать в команде.


Будущие предприниматели представляют свои проекты в рамках деловой игры «Маркетинг инноваций»


Даже если проекты, над которыми будущие предприниматели работают в рамках деловых игр, никогда не выйдут в реальный мир, у ребят сформируется навык объективной оценки перспектив бизнеса, понимание того, как работают механизмы венчурной экономики.

Если же студент уже на первом курсе понимает, что может принести пользу в настоящем инновационном проекте или даже создать свой собственный – он может наравне с учащимися старших курсов участвовать в университетских программах акселерации бизнеса: никаких ограничений по возрасту для начинающих предпринимателей в университете нет.


Как связать бизнес и науку

Есть в Университете ИТМО студенты, которые не просто могут, а должны в ходе обучения работать над собственным проектом – это участники магистерской программы «Технологическое предпринимательство и управление инновациями». Создание полноценного стартапа – ключевая задача образовательного процесса в рамках этого направления.

Фактически, успешный, функционирующий проект для этих студентов – главное доказательство того, что полученные знания удалось применить на практике. Выпускники программы должны не просто уметь распознавать потенциально перспективные направления и разработки и понимать, как доводить их до коммерциализации, но и разбираться в математических методах и моделях управления инновациями, уметь находить оптимальные решения при создании наукоемких продуктов. 

Иногда будущих предпринимателей можно (и нужно) поддерживать и после окончания учебы в вузе. Например, если в ходе учебы или подготовки диссертации был создан продукт, запатентована технология, которую можно коммерциализировать – сделать на ее базе успешный бизнес.

Но чтобы развить такой бизнес-проект, необходимо дорогостоящее оборудование, рабочие площади, понимание того, как «упаковать», кому и как продавать конечный продукт – все это требует у недавних студентов или аспирантов времени, капитальных вложений и экспертизы, которых у них может и не быть.

В этих случаях университет тоже готов помочь – и выступить соучредителем в малом инновационном предприятии (МИП). Этот формат позволяет предпринимателям-исследователям получить серьезные льготы и при этом легально развивать свои разработки (и получать с них прибыль), используя интеллектуальную собственность и инфраструктуру вуза. Как показывает практика, такой формат взаимодействия вуза и молодых предпринимателей оказывается успешным: к 2016 году на базе ИТМО реализованы уже 45 действующих малых инновационных предприятий.


Рост количества МИП в ИТМО с момента появления закона, разрешающего создавать подобные структуры при вузах и НИИ (2009 год)


Подобный формат взаимодействия не только стимулирует появление новых бизнесов, но и приводит к созданию действительно успешных компаний в наукоемких отраслях – например МИП «Квантовые коммуникации», созданное совместно с Университетом ИТМО, в 2015 году представило свою квантовую систему безопасной передачи данных на выставке CeBIT в Ганновере и заинтересовало этими разработками представителей немецкого автопрома.

А робот «Бабочка», разрабатываемый МИП «Образовательная робототехника», был признан одним из лучших роботов года на конференции ICRA-2015 в Сиэтле. Этот робот выполняет ряд задач (например, задачу манипулирования объектом при неудерживающем контакте), для которых ранее не существовало универсальных решений, и может использоваться в дальнейшем на производстве или даже в службе спасения. Кроме того, робот не просто выполняет заданные команды – это установка, позволяющая учить студентов робототехнике.


Ускоряем развитие стартапа

Бизнес-акселерация – достаточно популярная в настоящее время форма поддержки малого инновационного бизнеса. В данном случае речь идет о возможности в короткие сроки ускорить продвижение проекта, получить консультации экспертов по маркетинговым, юридическим, экономическим вопросам и понять, как монетизировать бизнес (как правило, это основные сложности, которые возникают у проектов на ранней стадии).

Программа бизнес-акселерации, как правило, короткая – длится от 3 до 6 месяцев, в течение которых командам надо максимально эффективно работать над своим проектом, чтобы показать динамику его развития на финальной питч-сессии и заинтересовать потенциальных инвесторов.

Сжатые сроки и серьезная конкуренция между проектами заставляют их основателей буквально совершать рывок в развитии бизнеса – именно этого от команд и ждут.

В Университете ИТМО есть сразу несколько акселерационных программ: для проектов в сфере IT/Mobile & Internet (SUMIT), для «хардверных» стартапов (Future Technologies ITMO), а также программа акселерации и венчурный фонд iDealMachine, финансирующий оба эти направления. iDealMachine при этом входит в топ-3 лучших европейских и топ-5 мировых акселераторов, действующих совместно с университетами. За всю историю своего существования акселераторы ИТМО выпустили более 150 проектов и привлекли в общей сумме более 217 миллионов рублей инвестиций.

В рамках программ акселерации Университета ИТМО резидентам предлагают не только финансовую, но и менторскую поддержку – за каждой командой закрепляется специалист, готовый помогать проекту своими знаниями и опытом. В число таких менторов входят, например, сотрудники Университета ИТМО, представители и партнеры программ Startup Sauna и Helsinki Ventures, успешные российские и зарубежные предприниматели и бизнес-консультанты – проектам есть у кого поучиться, причем обучение проходит практически в индивидуальном формате.

Команды не только учатся просчитывать экономику проекта, находить максимально эффективные способы его монетизации и проводить анализ рынка: участники совершенствуют свои продукты с технологической точки зрения – для этого к работе привлекается эксперт, имеющий опыт в указанном направлении. Большое внимание уделяется и дизайну – в акселераторах командам помогают усовершенствовать внешний вид и эргономику промышленных образцов и/или интерфейсов будущего продукта.

Вопрос о предоставлении доли в компании за участие в программе акселерации решается в индивидуальном порядке и зависит от интеллектуальной собственности, занятой в проекте. Если точнее, доля в компании берется не за акселерационные услуги, а по факту того, участвует ли Университет в проекте своей интеллектуальной собственностью. С учетом этого размер доли варьируется в рамках 5–50%, при этом акселераторы Университета ИТМО готовы предложить каждому проекту-резиденту гибкие условия сотрудничества.


Резиденты акселератора Future Technologies ITMO на конференции в Брюсселе


Участие в программах акселерации – не только возможность приобрести полезные знания и ускорить развитие проекта, но и шанс получить признание за рубежом. Так, в июне 2015 года в рамках акселерационной программы Future Technologies ITMO прошла питч-сессия резидентов акселератора перед европейскими инвесторами в Брюсселе.

Конференцию, в рамках которой прошли питчи, организовали представительство Университета ИТМО в Брюсселе и проект Startups.be. Для проектов-резидентов акселератора это был не только новый опыт публичных выступлений, но и возможность получить практические советы от зарубежных экспертов, понять, как организованы выступления европейский коллег, оценить свои шансы выхода на рынки стран Европы.

А один из выпускников акселератора SUMIT, проект Prixel, в 2013 году получил возможность принять участие в программе бизнес-акселерации Startup UCLA Университета Калифорнии, Лос-Анджелес, пройти стажировку в США и получить оценку американских экспертов.


Проекты-«абитуриенты»

Для тех, кто хочет заметно «ускорить» развитие своего проекта, но еще не готов подавать заявку в акселератор, есть и другие программы поддержки: одной из них является формат преакселерации, который появился в Университете ИТМО с декабря 2015 года.

Преакселерация – также достаточно популярное явление в венчурном бизнесе: далеко не все проекты готовы сразу же подавать заявки в акселератор. Преакселерация позволяет лучше понять требования акселератора и разобраться с тем, стоит ли развивать бизнес в выбранном направлении или необходимо изменить вектор движения. Этот формат хорош не только для стартапов, но и для самих акселераторов – он позволяет отбирать в акселератор только самые сильные проекты.

Например, преакселератор при ITMO Future Technologies проводит для выпускников несколько питч-сессий. Проектам указывают на сильные и слабые стороны члены жюри – партнеры и сотрудники акселератора, после чего командам предоставляется время на доработку своих идей и презентаций. Команды, показавшие себя лучше других в рамках второй сессии питчей, попадают в набор акселератора.

Еще более «компактный» формат, позволяющий, тем не менее, улучшить и развить идею будущего бизнеса – «стартап-уикенд». Обычно это двух-трехдневное мероприятие, в рамках которого все желающие могут озвучить перед аудиторией свою идею, привлечь единомышленников, понять, какими должны быть их первые шаги при построении бизнеса и презентовать итоговые проекты членам жюри.

В Университете ИТМО такой формат развивается в рамках мероприятия ITMO Startup Weekend. Принять участие в «уикенде» можно, и не имея конкретной бизнес-идеи, – участник может присоединиться к заинтересовавшему его проекту. Тем не менее, ITMO Startup Weekend – не просто возможность «потусоваться» в стартап-среде – лучшие проекты по результатам своих выступлений получают возможность попасть в акселератор SUMIT.


Главный результат – успешный бизнес

Все форматы поддержки инновационного предпринимательства Университета ИТМО объединены в рамках Департамента проектной и инновационной деятельности, в состав которого входят бизнес-инкубатор ИТМО, акселерационные программы, Технопарк ИТМО и ФабЛаб Технопарка ИТМО, венчурный фонд ITMO Venture Partners и Инжиниринговый центр М2М Телемеханика (подробнее об их работе и ближайших мероприятиях можно узнать здесь).

Кроме того, помощь венчурным предпринимателям в Департаменте оказывает ряд специализированных отделов: отдел по работе с МИП, отдел фандрайзинга и проектного менеджмента, отдел маркетинга инновационной деятельности. Финансируются разнообразные программы Университета на средства институтов развития: список программ и фондов, с которыми работают проектные менеджеры Университета ИТМО для привлечения средств на инновационную деятельность вуза и стартапов, достаточно велик. Туда входят, например, РВК, Роснано, Фонд Сколково, различные гранатовые программы – как российские, так и зарубежные.

Разнообразные виды поддержки предпринимательства в Университете ИТМО имеют одну общую цель – помочь развивать идеи и создавать на их основе реальные бизнесы. Один примеров – проект Video360Production, организованный на базе Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО. Проект разработал собственную технологию создания интерактивной видеозаписи для очков виртуальной реальности.

Проект также получил признание в стартап-сообществе: стал победителем регионального конкурса «Кубок вызова 2015 – Лучший инновационный регион России», выступив в нем от Санкт-Петербурга (номинация «Приз зрительских симпатий»), прошел в финал конкурса стартапов и получил бесплатный стенд на одном из крупнейших мультимедиа-мероприятий России – RIW 2015.

В планах у Университета ИТМО – запуск новых акселерационных программ, направленных на поддержку социальных проектов и вовлечение девушек-предпринимателей в стартап-среду: об этом мы обязательно расскажем в другой раз. 


Материалы по теме:

Российские криптографы работают над новым методом шифрования данных

Как выглядит образование в новую эпоху

Стартап-гид по Брюсселю

Все еще хотите стать венчурным инвестором?

Томас Миколов, Facebook: До восстания машин еще далеко

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно