Top.Mail.Ru
Колонки

В Великобритании через краудлендинговые платформы инвестируются миллиарды фунтов в год. Чего ждем мы?

Колонки
Константин Шабалин
Константин Шабалин

Генеральный директор инвестиционной площадки StartTrack

Виктория Кравченко

Чуда в российском банковском секторе не происходит — ставки по вкладам продолжают снижаться. И в этом Россия не уникальна. На Западе из-за низких учетных ставок центробанков невысокая доходность депозитов тоже стала общим местом.

При этом как на Западе, так и в России банки неохотно кредитуют малый бизнес, а стартапами практически не занимаются. 

Константин Шабалин, генеральный директор инвестиционной площадки StartTrack, рассказал, как в скором времени изменится индустрия.

В Великобритании через краудлендинговые платформы инвестируются миллиарды фунтов в год. Чего ждем мы?

В результате финансового кризиса 2007-2008 годов...


Банки резко сократили кредитование, из-за чего увеличилась ниша для альтернативных источников финансирования, ведь спрос на инвестиционные инструменты растет.


Рынок отреагировал на все это созданием новых инвестиционных возможностей, позволяющих инвесторам получать более высокий доход, а малому бизнесу и стартапам — привлекать более дешевое финансирование. Вместо банка со сложной и дорогой инфраструктурой появились интернет-платформы, позволяющие индивидуальным инвесторам вкладываться напрямую в бизнесы, минуя банк-посредник.


В результате доходы инвесторов растут, а проценты по кредитам падают. В Великобритании через краудлендинговые платформы уже инвестируются миллиарды фунтов в год.


Сейчас лендинговые платформы воспринимаются как инструмент для индивидуальных инвесторов. Однако ими уже начинают интересоваться институциональные инвесторы, для которых они могут стать эффективным способом диверсификации рисков, в Великобритании институциональные инвесторы уже стали наиболее значимым источником капитала на таких платформах.


Когда через прямое, равноправное кредитование (peer-to-peer, P2P) будут предоставляться инвестиционные продукты такого уровня, который будет удовлетворять требованиям пенсионных фондов, мир финансов изменится.


Институциональные инвесторы потребуют максимальной прозрачности и аудита, что в конечном счете приведет к росту доверия к P2P-индустрии. Однако уже сегодня это эффективный инструмент диверсификации портфеля, поскольку позволяет вкладываться в некоррелируемые активы.


Как изменится ситуация 


Еще больше ситуация изменится, когда в заметных масштабах начнется перетекание депозитов из банков на лендинговые платформы. Конечно, такие инвестиции, в отличие от депозитов, не застрахованы. Но P2P-индустрия работает над решением этой проблемы.


Например, может быть создан фонд, из которого кредиторам будут выплачиваться средства в случае дефолта заемщика. Это позволит рядовым вкладчикам банков сделать выбор в пользу краудлендинга.


У инвесторов появляется выбор, как и у компаний, которые хотят привлечь финансирование. И здесь у P2P есть явные преимущества перед банками.


Как говорится в одном из последних исследований Deloitte, главное преимущество краудлендинговых платформ — это даже не более конкурентоспособные процентные ставки (как можно было бы ожидать), а простота подачи заявок, быстрый процесс принятие решений и удобство использования онлайн-платформ.


Быстрое развитие P2P-индустрии объясняется еще и тем, что объем данных о потенциальном заемщике, которые сегодня можно получить и обработать, позволяет узнать о нем больше, чем он знает сам о себе. Причем для получения и обработки этих данных необязательно быть банком.


Уровень дефолта заемщиков у наиболее крупных западных платформ зачастую ниже, чем у банков, поскольку современные информационные технологии позволяют создавать эффективную систему оценки кредитных рисков, используя большие объемы данных.


Привлекает инвесторов на таких платформах и возможность «знать в лицо» заемщиков:

  • Банки много говорят о развитии личных отношений со своими вкладчиками и заемщиками, однако отношений напрямую между вкладчиками и бизнесами работа банка, разумеется, не предусматривает.
  • Лендинговые платформы, напротив, могут проводить офлайн встречи между инвесторами и представителями компаний, привлекающих финансирование.

При этом от конкретной платформы очень многое зависит. И дело не только в том, что нужно сразу отсекать сомнительные проекты. Если речь идет не просто о займе, а о покупке доли, необходимо следить, например, за тем, чтобы:

  • Перспективные компании не завышали стоимость своего бизнеса (в таком случае инвесторы получат непропорционально малую своим вложениям долю в бизнесе и, соответственно, в будущих доходах).
  • Доля инвесторов не должна произвольно размываться при следующих раундах привлечения капитала. То есть созданием платформы должны заниматься профессионалы. Вопрос доверия к ней принципиален (как принципиален он и в случае с eBay, например).

Развитие этого рынка пока находится в начальной стадии, новые платформы еще создаются. Однако их отсев — это уже не самая далекая перспектива. Консолидация и профессионализация этого рынка — неизбежный процесс. Институциональные инвесторы уже предпочитают инвестировать через крупнейшие платформы.


Про банкира говорят, что это человек, который одолжит вам зонт, когда светит солнце, и потребует его назад, когда пойдет дождь. Рано или поздно у банков должна была появиться альтернатива.


Британское правительство уже предоставляет кредиты малому бизнесу через краудлендинговые платформы, поскольку способа мотивировать к этому банки не нашлось. Однако именно малый и средний бизнес делает экономику устойчивой.


Финансы — инновационная сфера, которая всегда находится в процессе изменений. Когда-то в качестве нового инструмента для индивидуальных инвесторов воспринимались корпоративные облигации с их более низкой, по сравнению с акциями, волатильностью и более высоким процентным доходом, чем у депозитов.


Что в итоге


Инвесторы всегда стремятся к повышению доходности и диверсификации рисков, поэтому возникновение P2P-индустрии было вполне закономерно. Как и в результате предыдущих инноваций, повышается конкуренция на рынке финансовых услуг благодаря диверсификации источников финансирования. Поэтому выбор становится шире.


Банкам придется реагировать на эти изменения, повышая ставки по депозитам и снижая проценты по кредитам, однако они смогут делать это только до определенного уровня.


Издержки у банков в принципе выше, чем у лендинговых платформ. Кроме того, для банков может быть просто невыгодно работать с небольшими кредитами.


Однако, по оценке Deloitte, в перспективе краудлендинговые платформы, скорее всего, не вытеснят банки, а станут их партнерами. Компании могут привлекать финансирование как через банки, так и через альтернативные финансовые механизмы в зависимости от конкретной ситуации. В выигрыше окажутся все.


Материалы по теме:

Kickstarter на фоне громких провалов запускает бесплатные консультации для «железных» проектов

Краудинвестинг разгоняется в США. Цифры и прогнозы

Зачем Kickstarter радикально изменил свою бизнес-модель: разбор полетов

6 трендов в экономике совместного потребления, которые определяют будущее

«Нам приходится взывать к 3% финансово грамотных граждан». Почему инвеcторы не любят «крауд»

Дешево и необычно: как купить квартиру по схеме краудфандинга

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Деньги на платформе: рассчитывать ли на крауд-технологии в кризис?
  2. 2 «Нам приходится взывать к 3% финансово грамотных граждан». Почему инвеcторы не любят «крауд»
  3. 3 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  4. 4 Где взять деньги для запуска первого бизнеса
  5. 5 11 ошибок при запуске и ведении крауд-кампаний