Top.Mail.Ru
Колонки

Когда шторм большой, а твоя лодка маленькая. Как малый бизнес справляется с кризисом

Колонки
Дмитрий Пучков
Дмитрий Пучков

Директор по развитию платформы «Авито Работа»

Ольга Лисина

Малый бизнес весной 2020 разделился на два лагеря. Первые предпочитают залечь на дно и дождаться лучших времен — когда утихнет история с вирусом или подорожает рубль.

Вторые решают во что бы то ни стало держаться на плаву и находят ресурсы — несмотря на то, что бизнес-игра напоминает шахматный турнир, где каждый день правила становятся все сложнее. 

Категорийный менеджер сервиса «Авито Работа» Дмитрий Пучков пообщался с представителями второй группы и рассказывает о том, как малый бизнес находит точки роста в кризисное время.

Когда шторм большой, а твоя лодка маленькая. Как малый бизнес справляется с кризисом

Проработать с командой худший сценарий и понять, готовы ли люди работать и зарабатывать меньше 

Конечно, все мы верим в лучшее, но для того, чтобы быть морально готовым в любому развитию событий, важно проработать с командой худший сценарий. Вы наверняка слышали это от личных психологов, но к бизнесу это тоже относится. 

Важно выяснить у сотрудников, есть ли у них желание и возможность на какое-то время залечь на дно, и насколько для каждого критичен вопрос сокращения рабочих часов и заработной платы. Наверняка в коллективе будут как те, кто готов какое-то время зарабатывать меньше, так и те, кто к этому не готов. Постарайтесь, чтобы интересы и обстоятельства всех были учтены.


Андрей Богомолов, основатель гастропроекта «5+2» 


«С самого начала мы собрались все вместе и обсудили текущие события. Я озвучил «за» и «против» продолжения работы в новых условиях. Поделился, почему лично мне было бы интересно продолжать, и большинство с энтузиазмом поддержало такой план. 

Дальше выяснили, у кого какая жизненная ситуация, какие обязательства — съемная квартира, ипотека, дети, пожилые родители. А также как каждый относится к риску своим здоровьем ради рабочих смен и общего дела. 

Несколько человек попросили отпустить их в неоплачиваемый отпуск на время пандемии. Другие вызвались работать столько, сколько необходимо для проекта. Мы  приняли выбор каждого и стали адаптировать работу под оставшийся коллектив.

В итоге в условиях ограниченного количества рабочих рук в смене и почти постоянного присутствия руководительского состава — получилось, что все вдруг стали делать все. Заботятся друг о друге, поддерживают — команда стала еще слаженнее и эффективнее. А трудиться вместе стало еще душевнее».


Сергей Ребриев, основатель и совладелец детского секонд-хенда и социального проекта «Крок и Зябра»


«Каждому сотруднику мы сократили количество часов пропорционально его обычной занятости, при этом уменьшилась общая заработная плата. Плюс у нас на складе сейчас находится только один работник — чтобы люди не пересекались в небольшом пространстве. 

Наши сотрудники с пониманием относятся к сложившейся ситуации, поэтому пошли на такой компромисс. Это максимум, что мы можем сделать в нынешних условиях, но это лучше, чем радикально сокращать штат».


Найти площадки для рекламы и размещения (или стать такой площадкой)


Сергей Ребриев, основатель и совладелец детского секонд-хенда и социального проекта «Крок и Зябра»


«Наш проект состоит из трех направлений: сбор и сортировка вещей, благотворительные отправки вещей в регионы и офлайн-магазин. В последний месяц у нас уменьшилось количество сдаваемых нам вещей в 2–3 раза, на столько же уменьшился приток покупателей в магазине. Кроме того, с 28 марта офлайн-магазин пришлось закрыть в связи с указом мэра Москвы. 

Уйти в онлайн всегда было проблемой, потому что каждая вещь в магазине уникальная, и если создавать онлайн-магазин, придется сделать полный каталог — а это огромные трудозатраты. В итоге полтора месяца назад мы все-таки решились попробовать расширенную функциональность для продажи вещей на «Авито».

Неожиданно для себя обнаружили, что сервис предлагает удобную доставку по всей стране — сейчас 80% продаж проводим через него и активно наполняем каталог вещей, пытаемся ускорить и оптимизировать процесс». 


Саша Сколков, совладелец яхтенной школы «Сила ветра»


«Несмотря на то что популярность яхтенной индустрий набирает обороты, рекламой и в этой сфере почти никто никогда не занимался. Сейчас, когда все несколько заморожено, можно успеть сделать классные спецпроекты дешево. 

Мы как площадка активно предлагаем разные форматы — от рекламы в соцсетях и нашем журнале до интересных коллабораций с блогерами. Также мы готовы начинать разрабатывать истории для будущих мероприятий — верим, что летом уже будем ходить под парусами — как минимум, в России.

В прошлом году мы, например, делали классный спецпроект с «Мегафоном» — блогеры снимали во время регаты stories-сериал, который транслировался в Instagram, на наших площадках и на площадках рекламодателя и партнеров». 


Грамотно трансформировать офлайн-деятельность в онлайн-форматы

«Не всякая деятельность может быть оцифрована!» — скажете вы и будете правы. Зачастую мы не видим возможностей за пределами привычного течения бизнеса. Но в кризис теряют все, поэтому возможность попробовать что-то совсем нестандартное для вашего бизнеса, не потратив на это денег, — зачастую единственный вариант оставаться на плаву.

Онлайн-курсы — несмотря на большую конкуренцию — все еще покупаются; доставка — даже того, что раньше не доставлялось, — востребована. Многие компании в условиях невозможности развиваться офлайн вышли в онлайн. Недорого.



Саша Сколков, совладелец яхтенной школы «Сила ветра» 


«Месяц назад отменились все регаты. С одной стороны, это большие денежные потери, с другой — у нас никогда не было столько свободного времени. 

За март мы придумали много разных онлайн-активностей. Запустили курс «Школы капитанов» для обучения яхтингу — все лекции, которые раньше преподавались у нас в офисе по вечерам, теперь ведутся в формате вебинаров. Нам это практически ничего не стоило: мы просто оперативно собрали материалы и протестировали с преподавателями Zoom

Оказалось, что люди, у которых не было возможности приехать к нам из регионов, готовы приобрести такой продукт за ту же стоимость, что и очный курс. В итоге несколько дней назад стартовала группа, в которой проходит обучение онлайн 15 человек — в то время, как в наших группах в офисе было 10–12».  


Аркадий Захаров, директор чайного клуба «Атма Сфера» в Краснодаре


«Мы запустили онлайн-заказ и доставку нашего китайского чая, которая, вопреки всем нашим ожиданиям (все-таки не гречку продаем), пользуется спросом. Оказывается, некоторым покупателям просто не хотелось ехать к нам в центр города. 

Сейчас мы не можем, как раньше, проводить в нашем пространстве чайные церемонии, поэтому решили запустить «Чайную школу» онлайн — рассчитываем, что человек, находясь дома, вместе с нашими видеолекциями узнает чуть больше о чайной культуре и освоит искусство чайной церемонии. 

На всеобщем карантине активно снимаем видеолекции для школы. Запустим три курса по шесть занятий, ориентировочная цена за курс на выходе — 6–10 тысяч рублей, в зависимости от сложности.

На видеопроизводство мы тратим суммарно около 270 тысяч рублей — и эта стоимость ниже, чем была месяц назад, когда мы только начинали проработку идеи. Сейчас, в условиях кризиса, подрядчики готовы идти на уступки».  


Оптимизировать основные расходы 

Если вы снимаете коммерческое помещение, есть смысл провести переговоры с арендодателем — возможно, вам пойдут навстречу и снизят арендную плату. Арендодателю выгоднее снизить цену на короткое время, чем с вашим уходом потерять арендатора и искать нового уже в условиях посткарантинной конкуренции.


Андрей Богомолов, основатель гастропроекта «5+2»


«После того как объявили выходные и стало понятно, что мы не можем работать даже на доставку — потому как находимся в ТЦ «Цветной», который закрылся, — мы провернули решительную авантюру: объединились с проектом «Циферблат» и за день развернули нашу кухню в их пространстве на Кузнецком. Даже в день переезда продолжали отправлять рационы. Теперь работаем здесь, делаем доставку. 

А еще считаем, что в текущих обстоятельствах и этой неопределенности надо в любом случае искать цифровой формат для проекта. Вдруг в городе запретят перемещения курьеров — тогда будем из самоизоляции делиться рецептами и искать новые способы извлекать пользу из компетенций команды. Мы, кстати, уже начали пробовать — получается любопытно».


Сергей Ребриев, основатель и совладелец детского секонд-хенда и социального проекта «Крок и Зябра» 


«Мы договорились, что на время «простоя» будет действовать скидка на аренду, плюс с нас не требуют, как раньше, оплату за месяц вперед — то есть  арендодатель предложил своего рода отсрочку платежа». 


Создавать больше вовлекающего контента для клиентов (у которых внезапно появилось свободное время)

Сейчас люди больше времени проводят дома и потенциально они могут уделять вашему продукту или услуге больше внимания, чем раньше. Согласно данным статистики, мировой интернет-трафик вырос от 10 до 40% с момента установления карантина в зависимости от региона, российские же интернет-провайдеры говорят об увеличении на 10–30% только за последнюю неделю марта. 


Арсений Афонин, идеолог и куратор образовательного проекта и сообщества молодых архитекторов «Софт Культура»


«У нас, помимо очных и онлайн-курсов для архитекторов, есть собственное небольшое медиа, и сейчас мы с редакцией смещаем фокус и уходим от сложных больших текстов и исследований в сторону более легких форматов.

Пока договариваемся тратить меньше ресурсов на истории, которые сделают нам имидж в течение следующего года, и уделяем больше внимания краткосрочным текущим задачам, маркетинговым текстам и бесплатным вебинарам. 

В целом в этот кризис мы можем позволить себе экспериментировать с контентом. Так, например, раньше мы с осторожностью относились и к онлайн-курсам, в которых превалирует живая коммуникация между преподавателями и студентами, и к большому объему домашних работ — полагая, что у людей просто нет времени на это.

Сейчас же мы решили попробовать эти форматы: у нас есть шанс выяснить, интересно ли людям уделять продукту больше внимания, чем это предполагалось».  


Саша Сколков, совладелец яхтенной школы «Сила ветра»


«Мы наконец-то опубликовали много интересных материалов на сайте — и рассматриваем это скорее как меру поддержки аудитории, нежели шаг для спасения бизнеса. 

Хорошо зашла, к примеру, история о том, как несколько начинающих капитанов из недавних выпускников «Силы ветра» встретили коронавирус посреди океана. Еще читатели оценили подборку фонов для онлайн-конференций, которую «Силы ветра» сделала из архивных фотографий — теперь можно сказать коллегам, что вы проводите дни самоизоляции на яхте. 

Мы верим, что это поможет людям продолжать мечтать о новых приключениях и путешествиях, а не унывать в самоизоляции. Мы говорим о том, что все закончится — и все смогут вернуться к своим увлечениям с прежней страстью. В такой период это важная риторика». 


Один из фонов для Zoom

Рассмотреть новые и нестандартные коллаборации 


Саша Сколков, совладелец яхтенной школы «Сила ветра»


«С нами согласились сотрудничать многие специалисты сферы — звезды парусного спорта России, капитаны, люди из науки. Все они на безвозмездной основе читают лекции, а мы, тоже совершенно бесплатно, показываем в социальных сетях.

Уже третью неделю подряд у нас ежедневно выходит новая лекция — так мы привлекаем от пяти новых спикеров еженедельно. И все это строится исключительно на чувстве эмпатии — мы хотим хоть как-то подбодрить людей в это карантинное время. 

Кроме того, мы стараемся поддерживать небольшие яхтенные школы, которые оказались в той же ситуацией, что и мы — когда все мероприятия отменились, а средства вернуть невозможно. Мы предлагаем этим компаниям, которые замерли с закрытием границ, провести регату, тренировки или серию занятий в Москве или Подмосковье — у нас есть 10 яхт в Строгино и еще 10 яхт на Пироговском водохранилище.

Мы готовы сдать лодки по самым низким ценам, которых не бывает и никогда не было, — чтобы просто помочь им существовать. Потому что не имея совсем никаких активов внутри страны, эти компании обречены на смерть, пока границы не откроются.

Это важно просто для того, чтобы поддержать индустрию в целом — так такие компании могут заработать и иметь хоть какой-то капитал для работы с возвратами или просто для выплаты зарплат сотрудникам». 


Относиться ко всему происходящему философски

Чувствовать себя потерянно в сложных условиях — нормально. И повесить замок на дверь своего бизнеса — это, в общем-то, тоже выход, иногда единственно верный. Но для начала можно попробовать изменить свое отношение к происходящему. 


Саша Сколков, совладелец яхтенной школы «Сила ветра»


Кажется, что это такое время, когда все, что ты делаешь, звучит как-то отложено. Но на самом деле это просто шанс попробовать что-то новое, привлечь к вашему бизнесу новую аудиторию, которая «после того, как все закончится» останется с вами».


Арсений Афонин, идеолог и куратор образовательного проекта и сообщества молодых архитекторов «Софт Культура»

«Вся эта встряска на самом деле стала для малого бизнеса своего рода идейной встряской. Это такой рубежный момент, который заставляет тебя собраться и создать то, чего ты раньше боялся или откладывал — а сейчас условия заставляют тебя это сделать». 


Сергей Ребриев, основатель и совладелец детского секонд-хенда и социального проекта «Крок и Зябра»


«Я честно говорю: у нас нет финансовой подушки, но у меня есть опыт переживания двух кризисов, которые в обоих случаях, к сожалению, завершились для меня потерей бизнеса. Поэтому я смотрю на эту историю довольно спокойно, как на часть опыта. Пережили те — и этот переживем. Уверен, что на сей раз без закрытия проекта». 


Андрей Богомолов, основатель гастропроекта «5+2»


«Какой бы кризис нас ни застал, наше собственное развитие и творческий поиск — это суть жизни и главный ее кайф, на мой взгляд. Поэтому мы продолжаем трудиться, пробовать, тестировать, самовыражаться и шкодить.

Про шкодить, кстати: еще в самом начале всей этой истории с закрыванием заведений мы в Instagram сделали рекламу: я на моноколесе в химзащите и с картонными пакетами доставки, рассекаю эффектно по улице — и слоган «Накормим, несмотря ни на что!». Был еще слоган «Не множим панику, множим заботу». В общем, самовыражаемся!

Кризис ведь просто ставит перед нами новые задачки, и нам нужно отвечать на них творческими решениями. Именно это позволяет кайфовать от своих проектов даже в такие тяжелые времена».


Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от «5+2» кафе ? (@5plus2cafe)


Фото на обложке: «Сила ветра»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Кризис — это время, когда бизнес должен учиться адаптироваться». 7 проектов, которые намерены выжить
  2. 2 Что происходит со стартапами во время экономического спада
  3. 3 «Коронавирус — это не круто, зато появились огромные возможности». Как бизнес использует кризис для роста?
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!