Top.Mail.Ru
Колонки

Как научить людей доверию?

Колонки
Александров

Автор — интернет-издание «РБ.РУ» (Архив)

Александров
Как научить людей доверию?

Недавно мы запустили проект GreedyBidder.com. Главная проблема, с которой мы столкнулись, делая, как нам кажется, благое со всех сторон дело, заключается в повсеместном недоверии людей к тому, что мы делаем. О причинах и последствиях и пойдет речь в этом посте.

Статистика такова: 9 из 10 людей, увидевших и прочитавших о нашем аукционе отвечают недвусмысленное «лохотрон». Опустим те скорбные чувства, которые испытывают члены команды, с энтузиазмом создававшие этот проект на благо пользователя. Обратимся к причинам, а после — к последствиям.

Как нам кажется, причин может быть много. Во-первых, у нашей страны очень непростая история, а люди в ней живущие перенесли многое. В результате, мы привыкли, что доверять никому нельзя, что каждый сам за себя. Ведь пока в США в 1940-е люди думали о том, почему произошла Великая Депрессия и радовались тому, что растущие оборонные заказы вытягивают экономику из Депрессии, мы боролись за свое выживание. Пока в 1990-е годы все сокрушались над пузырем доткомов, мы боялись ходить по улицам. Еще тогда, несколько десятков лет назад, начало формировать эта картина мира, где человек — один, против всех, он закрыт от новых идей, он не готов смотреть по сторонам.

Если уйти от общей истории и перейти на конкретные примеры совершения сделок в интернет-сети, то картина получается еще менее позитивная. Во-первых, тотальный недостаток контроля именно за тем, что требует контроля в сети Интернет, со стороны государства. Вместо приравнивания Ну-погоди к порнографии и пропаганде курения стоило бы, вероятно, обратить внимание на сотни мошеннических сервисов. Например, если в Великобритании запустить аукцион (madbid.com), то вы должны будете показать, что ваш алгоритм не использует роботов, а вы играете честно, не используя половину отдела для выкупа лотов, обманывая пользователей. У нас же никто вам и слова не скажет, если вы и вправду это делаете. Что еще хуже, даже ваш партнер по приему онлайн-платежей продолжит с вами работать, если узнает об этом.

В результате, мы имеем десятки онлайн-сервисов, действующих с целью мошенничества. Лично нам, да и любому здравомыслящему человеку, ситуация, когда вы сразу отметаете любую платную услугу в интернете (премиум скачивание файла, например), считая ее «разводом» кажется нездоровой. В нормальном обществе должны быт услуги, их нужно оплачивать. В итоге мы получаем невероятную по силе экстерналию (внешний эффект) от тех мошенников, чьи действия не пресекают. Хорошие услуги не продаются и не покупаются. А это, как известно, в долгосрочном периоде может сильно изменить всю судьбу страны (ведь согласно одной из популярны теорий, одна из основных причин большего развития Северной Италии по сравнению с Южной является именно недостаток доверия среди граждан Южной, в результате чего невозможно создать подходящие институты гражданского общества).


В частности, наш аукцион изначально (равно как и сейчас) создавался как стратегическая игра. Мы очень хотели, чтобы наш сайт (его качество), наша близость к клиенту, грамотная юридическая часть и, самое главное, дружелюбное общение с клиентом, заставили людей нам верить. Однако повальное недоверие, которое просто переполняет 90% людей нас все же по-прежнему удивляет. Мы очень хотим сделать проект большим, ведь чем больше наш проект, тем большим людям мы доставим радость побед, а главное — тем больше будет наша помощь благотворительному фонду (мы переводим 10% средств каждый месяц).

А что в итоге? В итоге мы зачастую лично (сутки напролет) объясняем людям в индивидуальном порядке, почему именно мы их обманывать не станем. Это невероятно огорчает. Во-первых, нам дика мысль о том, что люди не хочат получит удовольствие, не хотят покупать товары на 80% дешевле и не хотят помочь тем, кто в этом нуджается. особенно тяжело верится в то, что все три фактора одновременно перечеркиваются обычным недоверием. Хотя, наверное, это не просто недоверие.


Невероятно пугает как раз тот факт, что людям лень разбираться в сути проекта, вникать в его тонкости. Они не хотят дать себе труда хотя бы прочитать статьи, которые мы уже написали для них, проделав всю работу, оъясняющие, почему мы будем с ними честны, почему это нужно нам. Большинство же просто отмахивается, считая, что сыр бесплатен лишь в мышеловке. Крайне жаль, что не все хотят понять, что сыр не совсем бесплатен, а наш аукцион и вовсе не мышеловка. Наверное, так будет происходить еще долго, пока не вырастет пара поколений, не помнящих МММ.


У нас ведь были наполеоновские планы о том, как мы будем сутками работать над сайтом, а сам по себе сайт будет предложением, от которого нельзя отказаться — купить iPhone за 10 т.р. и при этом еще сделать доброе дело. Казалось бы, это утопический комплект удовольствий. Однако неискоренимое недоверие, за которым часто скрыта лень и нежелание поменять взгляд на мир, заставляют отказываться. В итоге, вместо онлайн-чата для покупателей и доставки за 24 часа мы работаем над тем, что учим людей доверять.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 SEO для локального бизнеса: как выйти на первые позиции в поиске по регионам
  2. 2 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  3. 3 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  4. 4 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  5. 5 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе