aaleksandrovnesru

Как научить людей доверию?


Недавно мы запустили проект GreedyBidder.com. Главная проблема, с которой мы столкнулись, делая, как нам кажется, благое со всех сторон дело, заключается в повсеместном недоверии людей к тому, что мы делаем. О причинах и последствиях и пойдет речь в этом посте.

Статистика такова: 9 из 10 людей, увидевших и прочитавших о нашем аукционе отвечают недвусмысленное «лохотрон». Опустим те скорбные чувства, которые испытывают члены команды, с энтузиазмом создававшие этот проект на благо пользователя. Обратимся к причинам, а после — к последствиям.

Как нам кажется, причин может быть много. Во-первых, у нашей страны очень непростая история, а люди в ней живущие перенесли многое. В результате, мы привыкли, что доверять никому нельзя, что каждый сам за себя. Ведь пока в США в 1940-е люди думали о том, почему произошла Великая Депрессия и радовались тому, что растущие оборонные заказы вытягивают экономику из Депрессии, мы боролись за свое выживание. Пока в 1990-е годы все сокрушались над пузырем доткомов, мы боялись ходить по улицам. Еще тогда, несколько десятков лет назад, начало формировать эта картина мира, где человек — один, против всех, он закрыт от новых идей, он не готов смотреть по сторонам.

Если уйти от общей истории и перейти на конкретные примеры совершения сделок в интернет-сети, то картина получается еще менее позитивная. Во-первых, тотальный недостаток контроля именно за тем, что требует контроля в сети Интернет, со стороны государства. Вместо приравнивания Ну-погоди к порнографии и пропаганде курения стоило бы, вероятно, обратить внимание на сотни мошеннических сервисов. Например, если в Великобритании запустить аукцион (madbid.com), то вы должны будете показать, что ваш алгоритм не использует роботов, а вы играете честно, не используя половину отдела для выкупа лотов, обманывая пользователей. У нас же никто вам и слова не скажет, если вы и вправду это делаете. Что еще хуже, даже ваш партнер по приему онлайн-платежей продолжит с вами работать, если узнает об этом.

В результате, мы имеем десятки онлайн-сервисов, действующих с целью мошенничества. Лично нам, да и любому здравомыслящему человеку, ситуация, когда вы сразу отметаете любую платную услугу в интернете (премиум скачивание файла, например), считая ее «разводом» кажется нездоровой. В нормальном обществе должны быт услуги, их нужно оплачивать. В итоге мы получаем невероятную по силе экстерналию (внешний эффект) от тех мошенников, чьи действия не пресекают. Хорошие услуги не продаются и не покупаются. А это, как известно, в долгосрочном периоде может сильно изменить всю судьбу страны (ведь согласно одной из популярны теорий, одна из основных причин большего развития Северной Италии по сравнению с Южной является именно недостаток доверия среди граждан Южной, в результате чего невозможно создать подходящие институты гражданского общества).


В частности, наш аукцион изначально (равно как и сейчас) создавался как стратегическая игра. Мы очень хотели, чтобы наш сайт (его качество), наша близость к клиенту, грамотная юридическая часть и, самое главное, дружелюбное общение с клиентом, заставили людей нам верить. Однако повальное недоверие, которое просто переполняет 90% людей нас все же по-прежнему удивляет. Мы очень хотим сделать проект большим, ведь чем больше наш проект, тем большим людям мы доставим радость побед, а главное — тем больше будет наша помощь благотворительному фонду (мы переводим 10% средств каждый месяц).

А что в итоге? В итоге мы зачастую лично (сутки напролет) объясняем людям в индивидуальном порядке, почему именно мы их обманывать не станем. Это невероятно огорчает. Во-первых, нам дика мысль о том, что люди не хочат получит удовольствие, не хотят покупать товары на 80% дешевле и не хотят помочь тем, кто в этом нуджается. особенно тяжело верится в то, что все три фактора одновременно перечеркиваются обычным недоверием. Хотя, наверное, это не просто недоверие.


Невероятно пугает как раз тот факт, что людям лень разбираться в сути проекта, вникать в его тонкости. Они не хотят дать себе труда хотя бы прочитать статьи, которые мы уже написали для них, проделав всю работу, оъясняющие, почему мы будем с ними честны, почему это нужно нам. Большинство же просто отмахивается, считая, что сыр бесплатен лишь в мышеловке. Крайне жаль, что не все хотят понять, что сыр не совсем бесплатен, а наш аукцион и вовсе не мышеловка. Наверное, так будет происходить еще долго, пока не вырастет пара поколений, не помнящих МММ.


У нас ведь были наполеоновские планы о том, как мы будем сутками работать над сайтом, а сам по себе сайт будет предложением, от которого нельзя отказаться — купить iPhone за 10 т.р. и при этом еще сделать доброе дело. Казалось бы, это утопический комплект удовольствий. Однако неискоренимое недоверие, за которым часто скрыта лень и нежелание поменять взгляд на мир, заставляют отказываться. В итоге, вместо онлайн-чата для покупателей и доставки за 24 часа мы работаем над тем, что учим людей доверять.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно