Nikita Kakuev

Как работает геймификация и какая наука стоит за этой индустрией


Геймификация является относительно новой областью исследований (науки). Геймификация представляет собой комплекс наук: геймдизайн, бихевиористская (поведенческая) экономика, нейробиология, бихевиористская и когнитивная психология. Геймификация использует комбинацию методов из других областей: для маркетинговых целей это игры, управление взаимоотношениями с клиентами, связи с общественностью, реклама, маркетинг в социальных сетях, для HR- мотивация и вовлеченность персонала, обучение и тренинги.

Большое количество статей в интернете рассказывает об очках, бэйджах, лидербордах, соревнованиях, линиях прогресса и о самих играх. Однако, геймификация — это не как сделать игру из маркетинговой кампании, и не как внедрить игру в бизнес. Геймификация основана на психологии человека, а именно: чем человек интересуется, какие у него потребности, что побуждает его совершать покупки, играть и делать что-либо еще. Это способ применить тот же подход, мышление и процесс, через который проходят разработчики игр, а не только использование элементов которые применяются в играх.

Например, геймификация сталкивается с нуждами, которые отображены в пирамиде Маслоу (начиная с третьей ступени снизу).Пирамида Маслоу

Другая теория, теория самоопределения, говорит о том, что существуют определенные причины, почему люди делают то, что они делают. Данная теория наиболее развита именно в играх. Это психологические нужды, которые людям необходимо удовлетворять, чтобы вести здоровое и благополучное существование:

  1. Независимость: всеобщее желание быть хозяином собственной жизни и действовать в гармонии со своей интегрированной личностью.
  2. Компетенция: Стремление контролировать результат и совершенствоваться.
  3. Принадлежность: всеобщая нужда взаимодействовать, быть на связи и испытывать заботу о других.

Учитывая, насколько иррациональны и непредсказуемы люди, мы также должны иметь ввиду влияющие на нас личные психологические и внешние факторы, такие как культура, экономика, общество, социальный статус, знания. Это упоминаются в работах Канемана, Ариэли (МИТ) и Гилберта (Гарвард).

Все эти баллы, которые часто советуют использовать, не будут работать и не помогут достичь поставленных целей, если мотивация неверна и если человек не способен понять людей, даже если он считает, что баллы сами по себе имеют какую-либо ценность.

Так что если Вы хотите применить геймификацию к Вашему бизнесу, не тратьте деньги на применение простых бейджев к Вашей системе. Вместо этого постарайтесь понять несколько вещей:

  1. Кто Ваша целевая аудитория: где они проживают где работают, как они общаются с другими людьми, какие девайсы они используют, и так далее.
  2. Каковы их эмоциональные нужды: чем они интересуются, на что они обращают внимание, к чему они относятся более чувствительно (например: религия, особая страсть к чему-либо), что заставит их совершить то или иное действие.

Только тогда Вы будете знать, на что люди будут обращать внимание и в чем они будут заинтересованы. После детального исследования психологии пользователя, Вы сможете определить, к каким качествам Вы можете обратиться, на какие повлиять, а также выяснить наиболее эффективные инструменты и способы, которые Вы можете использовать, чтобы привлечь их.

Это могут быть не только баллы, бэйджи, лидерборды и линии прогресса. Также это могут быть:

  • Определенная эстетика веб-дизайна
  • Игровой процесс ознакомления (онбординг)
  • Сторителлинг 
  • Интерактивные видео
  • Групповые чаты
  • Какие-либо соревнования и миссии и многое другое.

Ключевой момент, который следует запомнить, — рыночные и психологические исследования играют очень важную роль при работе со стратегий вовлечения [engagement], не стоит ограничивать себя использованием только игровых элементов, но при необходимости, также использовать традиционные методы из управления взаимоотношениями с клиентами, маркетинга, рекламы, социальных медиа и т.д. Это позволит обеспечить значимое подсознательное увлечение.

Геймификация — быстро развивающаяся отрасль. Причиной этому служат самые передовые, наиболее эффективные, действенные и утонченные способы и подходы  к созданию увлечения во всех возможных областях, будь то образование, HR или маркетинг.

Nikita Kakuev


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно