Top.Mail.Ru
Колонки

Как себя вести руководителю, когда его сотрудникам задерживают зарплату

Колонки
Борис Ишкин
Борис Ишкин

Директор по развитию компании «Портал»

Виктория Кравченко

В деловой среде тоже есть «стыдные» вопросы. Это те воопросы, которые обходят стороной, предпочитая политкорректные темы «бирюзовых организаций», тонкостей agile, интерпретаций Адизеса и Деминга и других модных трендов. О «стыдных» же проблемах почему-то не принято говорить, так что складывается впечатление, что они побеждены. Но это, увы, не так.

На одну из таких тем написал колонку директор по развитию компании «Портал» Борис Ишкин – читайте, как вести себя менеджеру-руководителю в ситуации, когда его сотрудникам задерживается зарплата.

Как себя вести руководителю, когда его сотрудникам задерживают зарплату

Как менеджер дошел до жизни такой, оставим без обсуждения...

Бизнес не всегда предсказуем: не выиграл тендер, проиграл в суде, разорился крупный покупатель, приуныл инвестор и масса других причин, не говоря об элементарном головотяпстве.


Как без обсуждения оставим и юридическую недопустимость крупных (хотя бы больше месяца) задержек зарплаты. Страдающие сотрудники дорожат рабочими местами и далеко не готовы к активным юридическим действиям по выбиванию денег из работодателя. Я уже не говорю про распространенную практику оформления сотрудников как индивидуальных предпринимателей и про «цветную» зарплату…


Сфокусируемся на самой ситуации и определим, что менеджеру делать, что говорить сотрудникам, когда те вовремя не получили (не получают) зарплату и их непосредственной вины в этом нет.


Замечу, что всё здесь из моего собственного менеджерского опыта в среднем и малом бизнесе (делал сам и смотрел, как делают коллеги) и имеет, в первую очередь, практическое значение.


Этот чек-лист особенно важен на фоне умолчания темы в деловой литературе. Коротко о главном.

1. Финансовый аспект

  • Работать над погашением долгов! Само собой, необходимо найти источник и способ погашения зарплатных долгов. Руководитель должен работать над тем, чтобы рассчитаться с сотрудниками как можно раньше, насколько это позволяет ситуация.
  • Следить за расходами! Запретить себе и остальным новые траты, не представляющие необходимости. Экономии на спичках не нужно — речь о том, что можно отложить или отменить: курсы повышения квалификации, тренинги, благотворительность, новая мебель и так далее.
  • Снижать издержки! Пересмотреть структуру постоянных расходов и временно (а, может, и постоянно) отказаться от премиальных товаров. Это нужно делать, если не будет вреда производству и имиджу, если затраты на перестройку закупок не превысят выгоду от них. Одно дело — переключиться на более дешевую питьевую воду в офисе, другое — заменить аудиторскую контору.
  • Предотвратить повтор! Если нашли причину задержек — нельзя допускать ее повторения.

2. Работаем с сотрудниками

  • Проверить (и обеспечить) корректность делегирования полномочий! На всех управленческих точках должны быть расставлены если не «свои», то надежные люди, в которых вы полностью уверены. От грамотной работы «замполитов» на местах зависит очень много, особенно если у вас относительно большое предприятие. Все менеджеры (управленцы) должны сглаживать напряжение и вселять уверенность в сотрудников. Были примеры, когда подчиненный супервайзер, которого мы «проморгали», сам сеял сомнения среди сотрудников, едва ли не призывая всех к забастовке. Таких «народных трибунов» приходилось выдёргивать.
  • Не прятаться в нору! Держать дверь открытой для сотрудников — максимально, насколько это возможно. Не нужно запираться и бегать от них, сгорая от стыда — это только усугубит ситуацию. Если сам руководитель хоть немного убежден, что трудное время рано или поздно закончится, — нужно чаще появляться среди коллектива, отвечать на вопросы, разъяснять ситуацию. Иначе начнутся неприятные слухи, сплетни и домыслы.
  • Уравнять всех! Если раньше и был кто-то с повышенными привилегиями, то сейчас нужно их пересмотреть, забыв про любимчиков и придерживаясь принципов равенства всех перед проблемой. Ситуация, когда какой-то сотрудник получает деньги вне очереди, раньше остальных, должна быть очевидна для всех (форсмажор в семье, жёсткая просрочка по кредитам), так чтобы не вызвать массовых пересудов.
  • Быть заботливым! Нужно совершать знаковые поступки, показывающие, что финансовые трудности остальных ему небезразличны, что даже в такой ситуации он продолжает заботиться о коллективе. Например, купить в офис чай/кофе или заказать обед, выдать всем проездные — есть масса недорогих (или постоплатных) способов.
  • Поощрять хорошие примеры! И по той же причине нужно учитывать и культивировать вклад каждого сотрудника, все их маленькие шаги. Кто-то купил за свой счет бумагу, кто-то принёс сахар на общую кухню — каким бы наивным это ни казалось, но нужно замечать это, одобрять и благодарить. Неравнодушие этих сотрудников может являться симптомом их корпоративной и человеческой солидарности.
  • Отложенные премии! Если это уместно и не выглядит пустым бряцанием, то в случае серьёзных финансовых трудностей можно назначить сотрудникам некий компенсационный пакет, который будет выплачен после восстановления финансирования.
  • Следить за всеми! Трудно? Неэтично? Ерунда! Выделяйте время хотя бы на контроль переписки и активности в социальных сетях ваших сотрудников, иначе завтра нагрянут проверяющие органы, пойдёт дурная слава и начнутся проблемы с кредиторами, что запросто обернется развалом компании (также никто не отменял прямого внутренного шпионажа и сексотов). Если утечка всё-таки возникнет, вы как минимум сможете определить ее источник и уменьшить негативные последствия.
  • Использовать как повод для чистки! Ситуация с невыплатой аккуратно может использоваться для избавления от балластных сотрудников. Главное — грамотно подвести их к решению покинуть компанию, и это предмет отдельной публикации.

3. Информируем коллектив

  • Называть вещи своими именами! Да, у вас есть проблема. Такие проблемы случаются. Вот причины...
  • Озвучивать планы! Или визуализировать в местах скопления сотрудников. Даже если они пока туманные, не стопроцентные и недатированные. Сотрудники должны видеть, что мешает предприятию выплатить им деньги и как эти помехи устраняются. Врать не нужно, но можно слегка приукрасить, чтобы не было волнений. Да и сам план действий таки должен быть разработан.
  • Не отмазываться! И не создавать эффект заезженной пластинки! Очень много зависит от того, какой глубины (и масштаба) достигла просрочка. Нужно прочувствовать ситуацию, напряженность и приводить в соответствие с ними содержание и стиль выступлений и комментариев.
  • Публично и частно! Разъяснять ситуацию и на общих собраниях, и индивидуально. С некоторыми особо авторитетными сотрудниками стоит изначально переговорить наедине, чтобы с их подачи собрание не перетекло в демонстрацию или забастовку...
  • Обеспечить информированность на местах! Все менеджеры обязаны знать и сообщать сотрудникам, что с зарплатой, когда ее выплатят, почему важно работать в прежнем режиме, не паниковать и не увольняться.
  • Выступать и вдохновлять! Важно всем — словами, видом, поступками — показывать уверенность в скором прекращении тёмной полосы. О чем и как говорить — очень зависит от обычного стиля, способностей и имиджа руководителя. Несколько советов, тоже из личного опыта.

4. Как говорить на «неудобные» темы

  • Циничная цель совещания — сказать: «Денег нет, но вы держитесь», но именно в таком виде, увы, позволить это себе могут немногие. Если вы чувствуете, что это не прокатит, формулируйте послание тщательнее, изобретательнее, искреннее и будьте внимательнее к вашим людям.
  • Нормально — перевести проблему невыплаты в ценностную плоскость, обратиться к самоидентификации коллектива, Фирмы (не «я и вы», а «мы», «вождь и племя» и так далее), используя метафоры «тощих и тучных лет», «сладкой и горькой ягоды». И в то же время нельзя доходить до утверждений типа «у нас настолько крутая компания, что вам за честь и бесплатно в ней работать», даже если вы так искренне считаете.
  • Чёрную риторику и цепляние к словам лучше использовать по отношению не к нормальным сотрудникам, а к обострителям в коллективе, которые попытаются заработать популярность на проблемах компании.
  • Не доводите выступление и обсуждение до бессмысленных препирательств (это не так легко, как кажется).
  • Перебарщивать с совещаниями и выступлениями тоже не надо. Я пришел к выводу, что больше, чем одно экстраординарное общее совещание на тему невыплат — это много, если ситуация не ухудшается кардинально, так как создается ненужная атмосфера всеобщего форсмажора.
  • Юмор очень помогает, разряжает, но нужно знать меру и не доходить до клоунады.
  • Хронометраж таких собраний-совещаний — явно не больше 0,5-1 часа. Не нужно создавать ощущение, что время, которое можно было бы потратить на зарабатывание, мы тратим на «бла-бла-бла».
  • Важно еще и где проводить совещания. Тоже зависит от настроения и от культуры. В любой компании есть зоны нейтральные, свои (с позиции сотрудников) и руководящие (условный ковёр). Общие собрания лучше проводить в нейтральных зонах или в своих.
  • Не можешь говорить — напиши! Корпоративная рассылка с объяснением тоже может помочь, главное — не перестараться с обещаниями и не вырыть себе яму («Вот же вы писали, что завтра деньги — и где они?»).

Сотрудники — это капитал компании. Когда вовремя не выплачивается зарплата, руководитель должен сделать всё, чтобы избежать кадровых потерь, репутации и авторитета компании.


По официальной статистике, задолженность по зарплате в России растёт. И даже если сегодня у вас всё хорошо, то завтра предложенные здесь рекомендации могут оказаться для вас очень кстати.


В следующих публикациях мы поговорим и о других «неловких» проблемах в управлении и корпоративной культуре.


Материалы по теме:

Пять популярных заблуждений о том, что должен делать руководитель

Готовим сайт ко встрече с мессенджерами и соцсетями: 3 полезных инструмента

Забудьте про формальный рассказ о проекте. Лучше делайте так

8 самых ужасных ошибок в электронной переписке — и как их исправить

15 фраз, которые лучше не говорить на собеседовании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Фонд HR&ED-tech представил масштабное исследование развивающихся рынков HR-tech
  2. 2 Навыки — это новая валюта: как HR-tech стартапы меняют представления о найме
  3. 3 Проныра, молчун и корпоративный хулиган – какие сотрудники могут навредить компании
  4. 4 Индивидуалисты и любят быстрый результат — как работать с поколением Z?
  5. 5 Вживленный чип вместо пропуска в офис – это вообще законно?