Колонки

Пять причин, по которым ваша компания не растет

Колонки
Ольга Черепанова
Ольга Черепанова

Бизнес-консультант и основатель Any dream

Полина Константинова

Рост бизнеса — цель каждого предпринимателя, но добиться этого — не такая простая задача, и не всем собственникам это удается. Ольга Черепанова, основатель сети туристических агентств Any dream, рассказала в колонке о наиболее распространенных ошибках, не позволяющих бизнесу достигать тех успехов, которые хотелось бы видеть собственнику.

Пять причин, по которым ваша компания не растет
Присоединиться

Вы не умеете делегировать

Эта проблема свойственна многим руководителям, построившим бизнес с нуля. Вам кажется, что лучше вас никто не справится, ведь вы помните, как в самом начале и на звонки отвечали, и сотрудников нанимали, и сами писали все письма и тексты. 

Многие продолжают все контролировать и тогда, когда бизнес уже вырос, а компания вышла на совсем иные обороты. Я регулярно сталкиваюсь с собственниками, которые самостоятельно заказывают канцелярские принадлежности, контролируют каждую цифру в бухгалтерском отчете и вникают в дизайн упаковки.

Однако в какой-то момент контроль над мелочами нужно передать другим людям. Компания не развалится от того, что вы перестанете читать каждый пресс-релиз или выверять расположение букв на макете.

Если вы продолжите тратить на это свое время, вы закопаетесь в рутинных задачах, потратите на них все свое время и не сможете сконцентрироваться на главном — продумывании стратегии роста своего бизнеса. 

Кажется, что ваши сотрудники не смогут делать все так же хорошо, как вы? Займитесь их обучением и мотивацией. Или наймите новый персонал.

Вы берете на себя функции, которые должны выполнять специалисты 

Если с несложными задачами и делегированием вы разобрались, подумайте, не пытаетесь ли вы выполнять работу, которая требует специальных навыков. Например, многие собственники сами отвечают за наем персонала или маркетинг. Они пытаются сами разбираться в вопросах, которые вообще-то требуют специального образования и опыта, допускают по пути множество простейших ошибок, тратят много денег на неэффективную рекламу и чаще всего не получают нужного результата. 

На своих семинарах я прошу поднять руку тех руководителей, которые сами продумывают и контролируют маркетинговые активности — и чаще всего больше половины присутствующих в зале поднимают руки. Это грустно, потому что так люди сами тормозят свой бизнес.



Не нужно делать то, что не является вашей сильной стороной. Задача собственника — подобрать специалистов, которые будут выполнять свою работу, а самому сконцентрироваться на развитии и росте бизнеса, а не проводить собеседования или составлять маркетинговые стратегии.

Вас до сих пор пугает такое вот более совершенное делегирование? Тогда подумайте о том, сколько стоит час вашей работы, и представьте, что вам нужно платить самому себе зарплату — и как руководителю, и как директору по маркетингу, и как руководителю PR-службы, и за всю остальную работу, которой вы занимаетесь. А потом посмотрите, сколько стоит цена труда соответствующих специалистов. Чувствуете разницу в цифрах? Каждый раз, когда вы делаете работу за других, помните, сколько это стоит.

Вашему бизнесу не хватает ключевых специалистов

Эта проблема обычно появляется, когда вы решаете предыдущую. Если вы обнаружили, что доверить сложные задачи некому, не спешите публиковать объявления о вакансиях: посмотрите, нет ли ключевых специалистов среди ваших сотрудников.

Ключевым является сотрудник, который не просто выполняет рутинную работу, а может самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия. Проводите стратегические сессии, в которых обязательно должны участвовать все ваши сотрудники. Со временем вы поймете, кто предлагает ключевые идеи, способные усилить работу компании.

Наблюдайте, как выполняются договоренности: ключевой сотрудник должен быть способен нести ответственность за свою работу и отвечать за ошибки. Когда обнаружите таких сотрудников, поощряйте их, повышайте, передавайте важные задачи — и ваш бизнес сделает скачок, которого вы давно ждали.

В Pegas Touristik мы очень долго искали одного из самых важных сотрудников для любой компании — hr-специалиста. Мы провели поиск на рынке, но не смогли никого подобрать: все-таки в нашей отрасли есть своя специфика. И в итоге было решено провести профильный анализ личности и составить профиль того эйчара, которого мы хотели бы видеть, а после посмотреть, нет ли нужного кандидата внутри компании. И он нашелся — по всем параметрам идеально подходила офис-менеджер, которая к тому времени была с нами три года. Поэтому мы вложились в ее обучение и тренировку, и в итоге получили именно того специалиста, которого искали.



В этом был ряд плюсов: та девушка прекрасно понимала специфику бизнеса, была знакома со многими сотрудниками внутри компании, а за время своей работы общалась со многими коллегами — и в итоге она очень быстро и точно понимала, подходит ли нам тот или иной кандидат и в какой офис его лучше определить.

Вопрос с эйчаром встал так остро потому, что исполнительный директор вырос именно из этой должности. Я обратила внимание, что у нее больше компетенций, чем у сотрудника hr- службы, и начала давать ей более сложные и широкие задачи. Когда стало ясно, что она отлично с ними справляется, я начала вкладывать в обучение, помогла ей нарастить компетенции, которых не совсем хватало, — и в итоге у меня появился оптимальный для моего бизнеса исполнительный директор.

Будьте готовы к тому, что своих сотрудников перед повышением придется обучать: например, у многих рядовых менеджеров, которые прекрасно подходят на ключевые позиции, не хватает управленческих навыков. Но все эти тренинги и курсы быстро окупятся.

Вы пренебрегаете учетом, аналитикой и KPI

Предположим, вы отпустили контроль, передали часть дел сотрудникам, но все равно чего-то не хватает. Все просто: невозможно проконтролировать то, что не учитывается, не фиксируется и не анализируется. Озадачьтесь автоматизацией всех внутренних систем, это поможет вам уменьшить влияние человеческого фактора на результат и мотивировать команду с помощью учета KPI.

До внедрения CRM в моей компании один менеджер выполнял до 50 задач в день. После внедрения — это число выросло в четыре раза. К тому же CRM помогает собрать всю клиентскую базу и анализировать взаимодействие с каждым клиентом, запускать воронки продаж и держать руку на пульсе бизнеса.

Учет KPI отлично подходит и для мотивации сотрудников. Если человек видит, к чему ему нужно стремиться, вырастает вероятность, что он этого достигнет. Во многих компаниях таким образом настроен соревновательный характер работы. Например, если в CRM открытая система взаимодействия, где ошибки и достижения могут отслеживать коллеги и руководители проектов, стремление стать лучшим работником месяца усиливается.

Вам не хватает управленческих компетенций

Если работа в компании налажена, но бизнес все равно стагнирует, возможно, пора решить проблему радикально и найти нового управляющего директора, который посмотрит на бизнес свежим взглядом и сможет улучшить то, что не удается вам. Вы при этом останетесь собственником и будете следить за бизнесом, но выводить его на новые уровни будет специально обученный человек. 

Доверить управление своей компанией другому человеку — задача очень непростая, и многие собственники не хотят даже думать об этом. Поэтому вместо того, чтобы нанять человека с управленческими компетенциями, предприниматель пытается сам рулить, даже если получается плохо. Но опыт показывает, что зачастую назначение грамотного СЕО помогает вывести компанию на совершенно новый уровень.

В свое время я именно так поступила со своей туристической компанией: настроила все бизнес-процессы внутри, расставила по ключевым позициям грамотных специалистов, а в конце передала управление СЕО и переехала в Москву. Сегодня я управляю 10 офисами продаж и штатом из 70 человек удаленно. Оборот и прибыль компании после передачи операционного управления исполнительному директору за четыре года выросли на 87%. 

В поисках нужного человека внимательно посмотрите на своих сотрудников. Часто бывает так, что в компании уже есть идеальный кандидат на эту позицию, который отлично разбирается в бизнес-процессах, заинтересован в прогрессе, хочет карьерного роста и обладает соответствующими компетенциями. Если же подходящего управленца в компании нет, будьте открыты и доверяйте людям. 

И главное, не бойтесь потерять авторитет, если командовать будет кто-то еще. Вашей работы от этого меньше не станет, просто она будет более продуктивной, выйдет на новый уровень — как и весь бизнес.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как создать офис мечты — шесть простых советов
  2. 2 «Скорость — лучшая защита от копирования». Пять заповедей успешного стартапа
  3. 3 Оптимизация и инновации: как их сбалансировать и ускорить рост компании
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти