Денис Имшенецкий

7 юридических тонкостей для владельца интернет-магазина

Помимо регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, ведения бухгалтерии и оплаты налогов, владельцы интернет-магазинов должны знать, помнить и соблюдать ряд законов и правил. Денис Имшенецкий, CEO платформы для создания сайтов Nethouse, рассказывает, на какие 7 тонкостей следует посмотреть особенно пристально.


1

Интернет-магазин подразумевает удаленное взаимодействие с клиентами, которое отчасти регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612. 

Правила определяют порядок продажи товаров по договорам розничной купли-продажи, которые заключаются на основании ознакомления покупателей с предложенным на сайте интернет-магазина описанием товара.

Кроме того, на интернет-магазин распространяются нормы Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Иметь текст такого закона обязан каждый уважающий себя владелец интернет-магазина. Закон регламентирует действия покупателя и владельца интернет-магазина, устанавливает сроки, права и обязанности сторон, а также определяет неустойки и штрафы. Знание и использование закона позволит интернет-магазину построить долгосрочные и доверительные отношения с клиентами, избежать лишних расходов, претензий и судебных споров, которые, как правило, разрешаются в интересах потребителей.

К типичным нарушениям законодательства можно отнести случаи, когда клиент интернет-магазина получил некачественный или вообще не тот товар, который заказывал.

2

Отношения между клиентом и интернет-магазином могут регулироваться договором.

Использование договора необходимо, чтобы определить условия взаимодействия интернет-магазином с клиентами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами, и адекватно регулировать отношения на разных этапах.

Интернет-магазинам больше всего подходит договор в форме публичной оферты, так как его можно разместить на сайте и не заключать в письменной форме при каждой сделке. Подробнее узнать, что такое оферта и как она работает, можно в ст. 435 Гражданского кодекса.

Договор можно составить самостоятельно, но лучше доверить это квалифицированным специалистам, так как от его содержания зависят не только отношения с  клиентом, но и другие важные для деятельности интернет-магазина отношения в области гражданского, административного и налогового законодательства. В конце концов, только договор может точно определить, в какой момент вы получаете деньги или когда прекращаются ваши отношения с клиентом.

3

С детства всем знаком Кубик Рубика. Эту игрушку несложно купить, но сложно легально продать. Дело в том, что Кубик Рубика — это товарный знак английской корпорации Seven Towns, а значит, использовать такое словосочетание или даже отдельно слово Рубик без согласия компании-правообладателя нельзя.

Интернет-магазину (планирующему вести деятельность легально) нужно понимать, что продажа реплик, подделок, копий и даже оригиналов товаров известных и не очень брендов может привести к серьезным проблемам с законом. Использование бренда допускается только с согласия его правообладателя. Поэтому вам нужно организовывать так называемый легальный ввод товаров в оборот и тщательно следить за этим.

Независимо от того, продаете вы кроссовки Nike или наручные часы Tissot, вам понадобится согласие компаний-владельцев этих товарных знаков.

Товарным знаком может быть логотип компании, ее фирменное наименование, слоган, комбинированное обозначение или каждый элемент по отдельности. 

4

Современный интернет-магазин фактически не может обойтись без приема онлайн-оплаты. Рынок предлагает как индивидуальные решения, так и платежные агрегаторы, позволяющие подключить несколько платежных методов на один договор.

При выборе платежной системы обратите внимание, есть ли у нее лицензия Центрального Банка России.

Перед подписанием договора обязательно внимательно с ним ознакомьтесь, обратите внимание на комиссию, способы разрешения спорных ситуаций, связанных с платежами, и сроки расчетов с интернет-магазином. Чем прозрачнее ваши отношения, тем понятнее, кто, кому и сколько должен. 

5

Интернет-магазин подразумевает хранение и доставку товаров, поэтому владельцу магазина рекомендуется предусмотреть эти моменты.

Договор поставки и хранения обязательно должен быть заключен в письменном виде. Большинство положений таких договоров регулируются общими нормами Гражданского кодекса. Мы рекомендуем обратить особое внимание на детали: условия приемки, погрузки-разгрузки, хранения и отпуска товаров со склада.

Не менее важным моментом таких отношений является ответственность сторон. Также не следует забывать о форс-мажорных обстоятельствах– даже о том, что их могут украсть со скалада. Помните: максимальную сохранность вашего имущества можете обеспечить только вы сами. 

6

Развитие интернет-магазина связано с его продвижением в Сети. Можно продвигаться самостоятельно или обратиться за помощью к профессионалам.

При заказе продвижения, в том числе SEO, следует знать, что существуют нелегальные способы продвижения сайта, использование которых может привести к совсем неожиданным результатам. Например спам запрещен ФЗ РФ «О рекламе». Помимо жалоб пользователей, вы получите проблемы с законом: продвигаемый таким образом сайт или его корпоративная почта могут быть заблокированы.

Другой причиной претензий к интернет-магазину может быть использование при продвижении контента, скопированного с других сайтов. Например фотография, текст, музыка или видео, скорее всего, принадлежат их создателям, не готовым бесплатно делиться с другими проектами.

Кроме того, при продаже товаров в интернет-магазине контент может содержать техническое описание товара, которое, по своей сути, будет не уникальным.

Еще одно частое нарушение – это неправильное позиционирование товаров или услуг, с призывом к совершению противозаконных действий. Например, продажа магнитов с предложением использовать их для «остановки счетчиков учета электроэнергии» может стать предметом проверки прокуратуры. 

7

Не забывайте о существовании в России антимонопольных органов, которые могут счесть действия интернет-магазина актами недобросовестной конкуренции. Например, сюда можно отнести случай, когда интернет-магазин опубликовал в новостном разделе статью о том, как его конкуренты обманывают клиентов. Подробнее о том, когда и какие действия будут считаться актами недобросовестной конкуренции, можно узнать в главе 2.1 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции». 


Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Что вы можете нам доверить?

  • структурирование инвестиционных сделок; 
  • урегулирование возникших споров между основателями и инвесторами;
  • решение проблем с вашими контрагентами.

Материалы по теме:

Что мы поняли, когда решили запустить франшизу

5 простых и бесплатных способов анализа конкурентов

Шпаргалка: как запустить рекламную кампанию в «Яндекс.Директ»

Как пиарить себя на тематических площадках


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно