Колонки

Как построить карьеру по законам Кремниевой долины

Колонки
Константин Смыгин
Константин Смыгин

Основатель MakeRight.ru

Виктория Кравченко

Константин Смыгин, основатель сервиса ключевых идей из бизнес-литературы MakeRight.ru, рассказал читателям Rusbase о книге Рида Хоффмана «Жизнь как стартап».

Главная мысль: каждый, кто хочет добиться успеха, может с помощью бизнес-модели компаний Кремниевой долины разбудить в себе предпринимательские инстинкты. 

Читать стоит. Хотя бы эту статью.

Как построить карьеру по законам Кремниевой долины
Присоединиться

О чем книга?

Каждый из нас — предприниматель от рождения, ведь природой в нас заложено стремление к созиданию. Наша карьера — это наш стартап.

В условиях жесткой конкуренции мы вынуждены продавать свои интеллектуальные способности, опыт, навыки, энергию. Потенциальные работодатели или партнеры выбирают между нами и другими претендентами, поэтому важно стать более выгодной кандидатурой. И в этом помогут предпринимательские стратегии.


Почему каждый из нас — стартап

Нам пора вспомнить, что мы предприниматели, стоящие у руля как минимум одного растущего стартапа: своей карьеры.

Привычная карьерная лестница видоизменяется: требования к сотрудникам растут, а компании не спешат оплачивать курсы повышения квалификации.

Рост автоматизации труда за счет современных технологий сокращает рабочие места или вынуждает обучаться новым навыкам. Рынок труда постоянно меняется, а значит, чтобы быть успешными, нам нужно подстраиваться под изменения.

Наша карьера должна постоянно находиться в фазе бета-тестирования.

Это означает, что ее разработка незакончена и ее нужно корректировать, видоизменять. Мы признаем, что в ней есть «баги», что мы нуждаемся в новых разработках, технологиях, что нам нужно развиваться и быть гибкими.


Как стать успешным стартапом

Авторы предлагают использовать для этого эффективные предпринимательские стратегии:

  1. Создавать конкурентное преимущество.
  2. Разумно планировать.
  3. Создавать команду и максимально использовать профессиональную сеть.
  4. Искать новые возможности.
  5. Разумно рисковать.

Давайте рассмотрим каждую стратегию подробно.


Стратегия 1. Создавать конкурентное преимущество

За все хорошее идет борьба. И мы, как стартапы, крутимся в водовороте конкуренции, стараясь удержаться на плаву.

Создать конкурентное преимущество — означает выделить ваши качества характера, навыки, знания, выгодно отличающие вас от других предпринимателей. Залог выживания — быть лучше конкурентов.

Авторы приводят в пример обувную компанию Zappos.com. Их конкурентным преимуществом стал уникально хороший сервис: вместо месяца гарантии — год, оплата расходов за возврат обуви лежит на компании, а не на покупателе, сотрудники центрального офиса в Неваде лично отвечают на каждый звонок клиента.

Необязательно быть лучшим во всех областях — такого в принципе не может быть. Выберите только одну нишу, чтобы занять в ней центральное место.


Стратегия 2. Разумно планировать и адаптироваться

Необходимо быть гибкими, но настойчивыми, заниматься тем, что увлекает, но при этом адаптироваться к интересам и потребностям клиентов, получать обратную связь и совершенствовать продукт. А еще важно планировать, но при этом оставаться свободными и готовыми отклониться от этих планов.

Самый популярный американский сервис для размещения фотографий — Flickr. Изначально создатели сервиса запускали онлайн-игру, но со временем выяснилось, что опция пересылки фотографий более востребована.

Авторы приводят этот пример как иллюстрацию разумной адаптации создателей ресурса к изменению потребностей клиентов.

Для достижения успеха важно адаптивное, дисциплинированное ABZ — планирование.

Буквы обозначают версии планов:

  • План А — то, что мы делаем непосредственно сейчас, наша основная деятельность, текущая реализация конкурентного преимущества.
    Изменяйте план, А по мере необходимости, получая новые знания или анализируя свои стремления.
  • План В — то, что мы станем делать при необходимости корректировки цели или пути ее достижения (например, открываются новые возможности). Речь идет о кардинальных переменах: смена работы, характера деятельности. Потом план В снова переходит в план А.
  • План Z — запасной вариант на случай, если ваше дело потерпит неудачу. Уверенность в нем позволяет идти на риск или смиряться с неудачами.
    Для одного из авторов таким планом стала возможность в случае неудачи некоторое время жить у родителей.

Стратегия 3. Создавать команду и строить профессиональные сети контактов

Предприниматели постоянно ищут новых талантливых сотрудников для создания сильных команд. Чтобы развивать свою жизнь как стартап, важно создавать команду союзников и советников. Люди — это источник ресурсов, информации, возможностей и всего остального, поэтому ими нельзя пренебрегать.

Автор книги Рид Хоффман попал в компанию PayPal благодаря дружбе с Питером Тилем, начавшейся еще в колледже. А при основании Facebook именно автор познакомил Питера с Шоном Паркером и Марком Цукербергом.

Джеффри Пфеффер, профессор Стэнфордского университета, собрал доказательства того, что хороший контакт с боссом часто оказывается важнее компетентности и приводит к развитию карьеры. Менее компетентный сотрудник, который, однако, хороший командный игрок, способен стать полезнее того, кто компетентен на сто процентов, но при этом не способен к коллективному взаимодействию.

Авторы делят контакты на 2 уровня:

  • Первый — это союзники, слабые связи и просто знакомые. Согласно исследованиям антрополога Данбара предел таких контактов — 150 человек.
  • Второй уровень контактов — друзья друзей.

Стратегия 4. Искать новые возможности

Авторы сравнивают возможность с пасом полузащитника нападающему в футболе. Мало принять пас, нужно еще потрудиться, чтобы дойти до ворот противника и забить гол.

Как вы воспользуетесь выпавшей вам возможностью сменить место работы: будете отчаянно цепляться за старую должность, боясь перемен, или совершите вираж? Создавать новые возможности помогают профессиональные сети.

Сложно быть уверенным в том, что именно эта, новая возможность — поворотный момент в вашей карьере. Но не стоит упускать хорошие возможности.

Джордж Клуни 12 лет снимался в телесериалах на заднем плане. Но, узнав, что требуется актер в сериал «Скорая помощь», незамедлительно воспользовался этой возможностью.

К сожалению, судьбоносные возможности не помечены соответствующим значком, а звездные вакансии редко увидишь на LinkedIn. Но есть некоторые особенности, замечая которые вы будете близки к прорыву в своей жизни.

Возможность всегда побуждает нас развиваться, становиться лучше, осваивать новые области, делать все, на что мы способны и чуть-чуть больше.

На успех лучших предпринимателей иногда существенно влияет… любопытство. Там, где другие видят проблемы, предприниматели видят возможности. Там, где другие жалуются, предприниматели выясняют причину проблемы.

Авторы предлагают 3 способа увеличить поток возможностей:

  • Знакомиться с новыми людьми.
  • Открываться с неожиданной стороны в разных ситуациях.
  • Видеть возможности среди проблем.

Если вы будете просто лежать на диване, то вряд ли наткнетесь на потрясающие возможности изменить карьеру — только что-то делая, двигаясь, вы создаете ситуации, в которых люди, места и идеи «вступают в реакцию» и появляются новые возможности.

Купить журнал, который вы обычно не читаете, отправиться на один день в незнакомый город, изменить свой привычный маршрут — это несложные действия, которые могут стать уникальной возможностью.

Главная стратегия предпринимателей: нужно шевелиться.

Это означает быть изобретательными и находчивыми в сложных ситуациях, быть жизнеспособными, выдерживая конкуренцию и обходя соперников.


Стратегия 5. Рисковать разумно

«Риск» в контексте развития карьеры — это негативные последствия того или иного действия или решения, и они вполне вероятны. Следовательно, рискованными можно назвать такие ситуации, в которых уровень риска превышает определенный порог.

Например, летать самолетами крупных авиакомпаний не слишком рискованно. В худшем случае самолет может разбиться, что будет очень плохо, но вероятность этого очень мала. А выгода — возможность быстро преодолеть большое расстояние — очень велика. Когда мы садимся в самолет, в этом есть риск, но он так ничтожен, что летать практически безопасно.

Идя на разумный риск, вы сможете использовать шансы, которые упускают другие люди. И именно из-за постоянного наличия риска, у нас должны быть хорошо продуманные планы А, В и Z.


Как оценивать риск и управлять им?

Обычно мы переоцениваем степень риска. Наш мозг так устроен, что мы склонны переоценивать угрозы, недооценивать возможности и преуменьшать имеющиеся ресурсы.

Поэтому в рискованных ситуациях задавайте себе следующие вопросы:

  • Переживу ли я худший вариант развития событий?
  • Смогу ли я на полпути отменить или изменить решение? Смогу ли реализовать план В?

Следует отличать риск и неуверенность. Мы никогда не сможем быть полностью уверенными в успехе и нас пугает неопределенность. Но неопределенность — это еще не риск. Рискуя, учитывайте свой возраст и этап карьеры. Чем вы моложе, тем меньше последствия неудач.


Заключительные комментарии

Залог выживания предпринимателя — быть лучше конкурентов. Ищите конкурентные преимущества, выделяйте в себе качества, которые делают вас лучше конкурентов. Учитывайте свои активы, стремления и ценности, а также реалии рынка.

Для того чтобы стать успешным стартапом, следует использовать пять стратегий:

  • Создавать конкурентное преимущество.
  • Разумно планировать и адаптироваться.
  • Создавать команду и максимально использовать профессиональную сеть.
  • Искать новые возможности.
  • Разумно рисковать.

Если вы хотите использовать новые возможности для своей карьеры, успешно решать проблемы нестабильного рынка труда, то нужно действовать так, будто вы руководите стартапом, в роли которого ваша карьера.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора