Светлана Зыкова

Александр Ларьяновский назвал 7 причин, которые заставили его уйти из корпорации в стартап

Гостем очередной встречи из цикла «От идеи до миллиона» в лектории BBDO стал Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng. Еще недавно он продвигал «Яндекс» в Турции, а теперь занимается образовательным стартапом. Казалось бы, сомнительный поворот судьбы, но Александр, как человек не раз начинавший «с нуля», уверен, что сделал правильный выбор. 

Rusbase публикует саммари лекции Александра.


Александр Ларьяновский отвечал за международное развитие компании «Яндекс», все было предсказуемо и стабильно: хорошая карьера, высокая зарплата, понятные перспективы. И вдруг успешный топ-менеджер бросает все и уходит развивать… школу обучения английскому языку по скайпу.

Основанная в 2013 году выпускниками МФТИ и Бауманки, школа Skyeng всего за два года вышла на точку безубыточности, после того как Ларьяновский присоединился к команде. Оборот компании сегодня составляет 350 млн рублей в год. Уникальность Skyeng ― в методике обучения и собственной платформе Vimbox. Школа предлагает программу, которая корректируется машинным алгоритмом на основе Big Data под каждого ученика, исходя из характера, мотивации и способностей человека.

Что убедило Александра Ларьяновского променять «Яндекс» на Skyeng, когда образовательный проект только зарождался? Давайте разберемся.

Александр Ларьяновский


1. Упорство создателей: классные идеи постоянно приходят в голову тысячам людей, но лишь десятки задумываются об их реализации, и только единицы воплощают замыслы в жизнь.

По словам Александра Ларьяновского, при первой встрече с разработчиками сервиса Skyeng проект его не впечатлил. Однако, когда во второй раз они пришли с подробнейшим статусом по тому, о чем договорились при знакомстве, стало интереснее. Такого follow-up Александр никогда не видел и был приятно удивлен.

Затем, когда на обсуждение проекта с онлайн-школой нужно было время, а у топ-менеджера «Яндекса» его катастрофически не хватало, ребята придумали забирать его из аэропорта и обсуждать дела по дороге домой. Прилетая из Стамбула в Москву, Александр садился с будущими партнерами в скромный Daewoo Matiz, который превратился в их первый совместный передвижной офис. Именно так, «на колесах», проходили первые совещания.


2. Перспективный рынок: новичкам всегда сложно, поэтому всегда лучше стартовать в сегментах, где большой спрос и ограниченное предложение.

Проект онлайн-школы заинтересовал Александра именно как бизнес, когда разработчики показали ему данные о том, что потенциальный объем рынка составляет 60 млрд долларов (для сравнения ― рынок такси на тот момент был меньше в два раза), а крупнейший игрок в столице, English First, обучая в Москве 4000 человек, занимал долю всего в 3%.


3. Новизна и альтернативность: когда осознаешь, что подобного никто никогда не делал, становится интересно, а получится ли у тебя, появляется азарт.

Так, при первой встрече Александр думал, что ничего скучнее, чем идея скайп-школы, он в жизни не слышал. Но затем разговор зашел о коробочном решении, основанном на машинном алгоритме: компьютер способен анализировать огромное количество данных ― в отличие от человека-преподавателя, а значит, может точнее подмечать ошибки и успехи учеников, а затем корректировать учебную программу. Как выяснилось, раньше никто такого никогда не делал.

Именно в этот момент всем стало интересно, а получится ли, доросли ли до этого технологии? А когда получаешь такой вызов, трудно устоять.


4. Универсальность: чтобы стартап превратился в успешный бизнес, он должен быть интересен и приносить пользу как можно большему количеству людей.

По словам Александра, чаще всего успех в обучении зависит от множества факторов и нет никаких гарантий, что все получится. В этом смысле преподавание сродни шаманству. Выучит человек что-то или нет во многом зависит от везения: попадется ли нужный преподаватель, сможет ли учитель подобрать методику, не пропадет ли мотивация и так далее.

Совсем другое дело ― коробочное решение, которое не зависит от того, кто именно выполняет операцию, учащийся гарантированно получает определенный результат за конкретный небольшой период времени.


5. Индивидуальность: хорошо работает то, что настроено под конкретного пользователя.

Skyeng ― это «не бритва, которая бреет всех одинаково». Когда ученик оставляет заявку, команда онлайн-школы старается собрать о нем как можно больше информации из соцсетей, и на вводном уроке учитель начинает разговаривать на интересную студенту тему. В дальнейшем алгоритм таким же образом подбирает учебные материалы по указанным интересам ― будь то кошечки, спорт, кулинария или путешествия.


6. Эффект от усилий: человек больше ценит результат, ради которого пришлось попотеть.

Образование очень похоже на фитнес. Начиная с того, как человек созревает: «Ну все, пора!», идет в магазин за кроссовками, затем покупает абонемент, а дальше наступает фаза «Я сделал все, что от меня зависит, дайте тренера, который меня поймет и сделает так, чтобы завтра пресс был в кубиках и ничего не болело».

Но, как сказал Александр, «если ты не вспотел и ничего не болело, то и эффекта не будет». Человек должен приложить усилия, чтобы знания действительно осели в голове, и только в этом случае он будет сам высоко ценить свои достижения, подкрепленные, конечно, похвалой преподавателя. А значит, вероятность «повторной покупки», то есть продления сроков обучения возрастает.

Совершенствуя коробочное решение Skyeng, машинный алгоритм позволил улучшить оксфордскую программу преподавания английского. Проанализировав данные выполнения домашних заданий, компьютер выяснил, что с некоторыми из них успешно справляются практически 100% учеников, а значит, упражнения являются бесполезными.


7. Благосклонность судьбы: жизнь полна случайностей, которые при определенном стечении обстоятельств могут за один день сделать больше для развития проекта, чем миллионные инвестиции.

По словам Александра Ларьяновского, всегда здорово рассказывать истории победителей, но чаще все оказывается цепочкой случайностей. Именно так он стал одним из «отцов-основателей российского интернета»: просто в середине 1990-х не так много людей этим занималось. Точно так же случайно он познакомился с разработчиками Skyeng.

Как только все части паззла под названием «стартап» складываются удачно, наступает момент, когда уже не создатели ищут инвесторов, а, наоборот, маститые бизнесмены приходят сами, предлагая либо деньги, либо покупку компании. И тогда это совсем другие ощущения… 


Материалы по теме:

Инвестор Александр Румянцев — о том, как выбрать нужный проект и снизить свои риски

Где и как искать инвестора – рассказали управляющие Skyeng

9 бизнес-моделей образовательных онлайн-стартапов


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно