Андрей Черногоров

Два кейса: как заставить науку работать на рынок

Андрей Черногоров, генеральный директор компании Cognitive Technologies, завершает рассказ о том, как должна быть выстроена система мотивации в современной IT-компании.

Первая часть материала доступна тут, вторая – тут.


Рыночный дух в академической среде

Задача монетизации науки всегда была больным вопросом для коммерческой компании. Принято считать, что слишком велик риск перегиба либо в сторону науки, либо в сторону маркетинга, а это в итоге загубит на корню всю работу и создаваемые в компании продукты. Однако опыт показывает обратное: научную мысль как нельзя лучше подогревают именно запросы реального рынка.

Чем чаще и осознаннее наши программисты и ученые видели, где и как могут применяться их разработки, какие ниши особенно ждут их решений, тем острее работала их мысль.

Вот почему для всех наших производственных совещаний мы с определенных пор ввели обязательное правило – проводить консультации и переговоры с реальными представителями рынка, которые бы сразу могли оценить нашу идею и сказать, насколько полезной она может быть для них.

Мы создали в компании своего рода кейс-лабораторию. Разумеется, обратную связь мы получали не от любой компании рынка – как правило, это все же была закрытая работа с индустриальными партнерами. Но результат даже такого «хождения в народ» не заставил долго ждать: почти каждый из программных продуктов, которые мы выпустили в 2015 году, обзавелся минимум 2-3 дополнительными функциями, которых ждали представители рынка.

В самом формате «кейсовой лаборатории» нет очевидной уникальности. Важно другое: как использовалась ее работа для мотивации научного коллектива.

Почти каждый сеанс обратной связи с рынком мы сопровождали яркими аналитическими видеоотчетами, в которых рассказывали научным сотрудникам и докторам наук всех наших офисов, как их разработки и идеи, еще вчера записанные формулами на салфетках, сегодня получают реальное воплощение благодаря включению в работу наших более молодых специалистов. Таким образом, мы намеренно размывали границы между двумя «лагерями» и создавали дополнительный акцент на потенциале их совместной работы.

Корпоративная база знаний

В компании мы используем нашу собственную платформу электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «Е1 Евфрат». Именно это ПО побудило нас вплотную заняться формированием в компании корпоративной базы знаний. С помощью Е1 все процессы внутри офиса и его проектов полностью оцифрованы. В том числе – в работе алгоритмов программы применяется так называемый динамический кейс-менеджмент, когда можно с помощью электронной системы управлять не только заданными заранее структурированными процессами, но и выполнением задач, которые формируются по ходу выполнения проекта. А затем закладывать все удачные и наиболее эффективные решения во внутрикорпоративную оцифрованную «базу знаний». Это одна из важных функций, которую мы разработали для собственных нужд, а потом включили в «коробку» одного из наших продуктов по электронному документообороту и предлагаем клиентам.

Сегодня корпоративная база знаний компании содержит архив «траекторий», как правильных, так и не совсем эффективных, которые в разное время были опробованы нашими разработчиками, менеджерами, руководителями департаментов.

Из лучших практик, сценариев и решений, возымевших в свое время наилучший эффект, создаются отдельные рабочие скрипты, в которых риск возникновения каких-либо проектных, менеджерских и прочих организационных ошибок фактически сводится к нулю. Мы часто учимся на своих ошибках, но не забываем затем четко отмечать координаты, в которые лучше не попадать, чтобы не наступить на грабли.

В универсальном внутрикорпоративном документе, получившим активное хождение в нашей компании с началом формирования корпоративной базы знаний и приведшим к ощутимым результатам, речь идет про управление бизнес процессами (BPM) и про так называемый адаптивный кейс-менеджмент (АКМ).

Документ представляет собой перечень правил и техник, позволяющих руководителям отдела разработки, продакт-менеджерам и программистам компании адекватно и правильно расставлять приоритеты во всех задачах, решать нестандартные проблемы в ходе реализации сложных программных ИТ-продуктов. По сути, в этом документе сформулированы и зафиксированы универсальные для нашей компании инструменты формирования корпоративных знаний.

Суть работы документа в том, что все знания, которые возникают в офисных бизнес-процессах, могут и должны отчуждаться от их носителей и сохраняться для общекорпоративного использования во избежание появления «узких мест» и «уникальных», «незаменимых» сотрудников. Инструментом такого отчуждения, обеспечивающим своевременное и стабильное исполнение сотрудниками своей работы, и является документа с правила и принципами АКМ.

Правила этого изначально бумажного документа легли в основу программного кода нашего таск-менеджера «Е-1 Евфрат» с функциями самообучения и искусственного интеллекта. Иными словами, в этом документе, сами того не ведая, мы изначально описали основные правила, по которым теперь успешно работают не только сотрудники, но и наше флагманское ПО Е-1. При этом весь текст был написан людьми и для людей, то есть представлял собой текст на простом русском языке, описывающим понятные всем вещи. Уже позже этот текст получил осмысление в виде кода и программных алгоритмов.

Документ с правилами адаптивного кейс-менеджмента помог достичь следующего:

  • Портфель корпоративных заказчиков на стадии «пресейл» увеличился на 29 позиций в течение 11 месяцев;
  • Срок выполнения проектов для текущих клиентов (а это крупные государственные и частные заказчики, уровня Внешэкономбанка, Россетей, Газпромбанка и так далее, для которых срыв срока проектов может быть критичным) сократился на 23%, в среднем на 4 недели;
  • Количество ошибок в программном коде сократилось вдвое, благодаря тому, что большинство «багов» стали отлавливать сразу по мере их появления, а не спустя какое-то время (снизилось «замыливание глаза», чему дополнительно способствовали и наши программы по развитию когнитивных навыков сотрудников через приемы из мира искусства, о чем мы рассказывали ранее).




Материалы по теме:

Как провести юзабилити-тест, если нет лишних денег

10 главных мифов о цифровой революции

Осенью я решил отдать все финансы в руки сотрудникам – и вот что вышло

Насколько подорожают системы интернет-безопасности в 2016 году

12 полезных книг для руководителя

10 полезных сервисов, чтобы контролировать сотрудников

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно