Наталья Лагенен

Чем MBA поможет вашему стартапу?

Какие навыки и инструменты бизнес-программ MBA пригодятся стартапам и к чему нужно готовиться, собираясь на обучение Рассказывают Наталья Лагенен, генеральный директор City Business School, и выпускники различных программ MBA.


Большинство стартаперов – исключительно способные люди и специалисты в своем деле, но для развития стартапа этого, как и одного внутреннего драйва, мало. Нужно комплексное видение бизнес-процессов. Здесь очень кстати будут специфические знания и навыки, полученные на программах MBA (Master of Business Administration), выпускники которых имеют весомые преимущества. Прежде всего это касается тех, у кого серьезные планы на масштабирование бизнеса и выход на международный рынок.

Чем конкретно MBA помогает стартаперам?

У нас тесная связь с выпускниками, поэтому мы смогли получить полноценную обратную связь о проблемах, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Разберем на реальных кейсах по схеме «проблема – ключ к решению».

1. Прокрастинация и отсутствие дедлайнов

Стартап начинается с идеи, но для ее реализации нужно поставить себе и команде четкие цели с конкретными дедлайнами и желаемыми показателями по их достижению. Прокрастинация и отсутствие тайм-менеджмента «убьёт» любое, даже самое перспективное, начинание.

Как это происходит: у вас есть идея и единомышленники, но вы весьма смутно представляете, с чего начать реализацию запланированного. Нет четкого видения конечной цели, вам сложно выделить среди задач важные и второстепенные, ощущается постоянная нехватка времени, при этом эффективность ваших действий очень низкая – и вам кажется, что вы никак не можете сдвинуться с мертвой точки. Такой подход приводит к эмоциональному выгоранию и прокрастинации: вы все чаще откладываете по-настоящему важные дела, долго размышляете над каждым действием.  

image description
Николай Агеев,
Территориальный менеджер по Астраханской области и Республике Калмыкия, ОАО «Черкизовский Мясоперерабатывающий завод», параллельно развивает независимый проект

Первый модуль в программе MBA – это модуль по личной эффективности. Обучение начинается с него не зря. Многие говорят, что знают такие вещи, как основы тайм-менеджмента, личного и бизнес-планирования. Но почему-то не торопятся внедрять их в жизнь. Пройдя модуль по личной эффективности, я научился рациональному планированию. Начал со SMART-системы целеполагания, расставил приоритеты в задачах по матрице Эйзенхауэра с учетом горизонта планирования. Раньше мысли обгоняли одна другую, хотелось взяться за все и сразу. Когда разгружаешь голову и все систематизируешь, мысли переходят в действия. Здесь реально помогают, например, методики типа GTD Дэвида Аллена.

В итоге я расписал подробный план реализации идеи на год и сейчас уже сделал более 50% из того, что запланировал. Я стал серьезнее относиться к своему времени и перестал попадаться в ловушку «поглотителей времени». В сумме выкроил около 2 часов дополнительного времени в день, мое дело продвигается.

Инструменты, навыки и знания из программы MBA:

  • Методики по управлению временем: техника хронометрирования, Getting Things Done (GTD) Дэвида Аллена, правила Зайверта, управление временем по Стивену Кови и Брайану Трейси, основные поглотители времени и условия вхождения в состояние «потока».
  • Практические руководства по целеполаганию и расстановке приоритетов: модель SMART, Система целеполагания по Франклину, Правило Парето, Метод АБВГД, Матрица приоритетов Эйзенхауэра 
  • Подходы к проектированию организационных политик, помогающих экономить невосполнимый ресурс: политики работы с электронной почтой, режимами доступа, «правил игры» при проведении совещаний/переговоров и др.
  • Методы принятия эффективных управленческих решений: рациональная модель принятия решений Г. Саймона, приемы, облегчающие принятие решений в условиях неопределенности.

2. Слабый внутренний менеджмент

Несогласованность действий, запутанный механизм реализации проекта (а что чаще бывает – отсутствие такового), отсутствие тестирования гипотез для своей бизнес-модели и адекватного анализа результатов таких успеха вам явно не принесут.

Эта проблема влечет за собой еще одну, более глобальную – вы не получите согласия инвестора вкладывать деньги в проект, если не сумеете ему презентовать развернутый или хотя бы краткий, но емкий бизнес-план, который отразит серьезный подход к делу. Нужно заранее продумать основные бизнес-процессы и организационную структуру, оптимально распределить ключевые роли в команде, наладить систему внутренних и внешних коммуникаций и реализации основных действий.

Бизнес-ангелы сами являются опытными предпринимателями или топ-менеджерами и вкладываются не столько в идею, сколько в реальный, жизнеспособный проект и команду.

image description
Елена Черная,
Собственник кофейни-кондитерской «Французская булочная»

Когда у меня появилась идея открыть кофейню, я стала искать инвесторов среди моих знакомых.

Я знала о своих слабых сторонах, мне было сложно подстраиваться под специфику рынка – я ведь не ресторатор, да и 90% новых ресторанов по статистике прогорают в первый год. Но у меня была база знаний, которую дала программа MBA, особенно был полезен материал по управлению проектами. Я проанализировала ресторанный рынок города, смоделировала процессы, проанализировала рентабельность, рассчитала необходимый бюджет, просчитала возможные риски и предложила несколько вариантов организационной структуры.

Мы выбрали оптимальный план, и инвесторы приняли положительное решение. 4 апреля 2015 года мы открылись в исторической части Киева, на Подоле. По сегодняшний день у нас всё идёт по плану и, не смотря на экономическую ситуацию, мой проект растёт и вложенные инвестиции окупились.

Инструменты, навыки и знания из MBA:

  • Стратегический менеджмент и бизнес-планирование: канва бизнес-модели Алекса Остервальдера, PEST, SNW, VRIO и SWOT-анализ, модель анализа пяти сил конкуренции Майкла Портера, подходы к проектированию и пересмотру бизнес-моделей, успешные стратегии в эпоху гиперконкуренции Д’Авени.
  • Навыки и стандарты управления рисками: выявление рисков, оценка вероятности возникновения, оценка последствий, формирование мероприятий по предотвращению рисков в рамках стандартов ISO и FERMA.
  • Методы анализа и прогнозирования финансовой отдачи от бизнес-проекта: анализ и показатели безубыточности, факторы и резервы роста, взаимосвязь безубыточности и рентабельности компании, прогнозирование экономической эффективности проекта (NPV, IRR).
  • Методы построения организационной структуры бизнеса, взаимосвязей и внутренних коммуникаций: проектирование организационных структур, критерии эффективности системы управления.

3. Отсутствие навыков управления бюджетом

Итак, вам удалось привлечь инвестиции. Теперь важно распорядиться им так, чтобы, как минимум, не разорить себя и инвестора. Кстати, он непременно поинтересуется и тем, как вы собираетесь потратить инвестиционный капитал.

Схемы распределения денежных потоков нужно продумывать на начальных этапах развития проекта. Сюда же относятся такие «скучные», но от этого не менее важные вопросы, как финансовый и налоговый учет, бухгалтерия, правовые аспекты бизнеса.

image description
Михаил Кархалев,
Основатель и генеральный директор ООО «Селлэнд»

Максимальная экономия средств благодаря уменьшению бесполезных «удобств» ведения бизнеса в виде дополнительных офисов или штатных сотрудников, которых легко можно заменить на фрилансеров, правильно подобранное налогообложение и вид деятельности по ОКВЭД, постоянный финансовый анализ ситуации и изменений помогли ощутимо сэкономить деньги на реализацию проекта. Итог: 100 000 рублей вложений при потенциальной отдаче от 1 до 3 миллионов рублей в месяц на сильно развитом и конкурентном рынке.

Инструменты, навыки и знания из MBA:

  • Актуальная теория по финансовому, налоговому и управленческому учету компании, управленческой экономике и правовой среде бизнеса.
  • Методы и инструменты финансового анализа и учета: управленческий учет, финансовый учет, финансовое прогнозирование, показатели рентабельности и финансовой устойчивости предприятия.
  • Практические навыки управления финансами и инвестициями: активы и пассивы компании, их взаимосвязь, эффективность использования денежных потоков и оборотных средств, разнообразие способов привлечения капитала, управление долговым финансированием, налогообложение и легальные пути оптимизации налогового бремени, методы оценки инвестиционных проектов.

4. Отсутствие маркетинговой стратегии

Продукт создается для того, чтобы решать конкретные проблемы конкретного человека. Вам нужно уметь выбирать целевую аудиторию, адаптировать свойства продукта под запросы потребителей, искать каналы сбыта, анализировать рынок и мониторить конкурентов, заниматься комплексным продвижением продукта...

Не забывайте о том, что важно понимать не только стоимость привлечения клиента, но и стоимость его поглощения, а также всегда думать о MROI. Отсутствие маркетинговой стратегии или ошибки на этапах ее реализации могут очень дорого стоить. И хорошо, если последствия ограничатся лишь денежными потерями, а не обернутся в итоге полным крахом проекта.


image description
Павел Топчий,
Руководитель девелоперского проекта «O1 Properties», основатель проекта «Наследие предков»

Я начинал когда-то бизнес вместе с братом. Мы наладили производство бескаркасной мебели, так называемых «бин бегов». Дело застопорилось на стадии продвижения: мы, не просчитав возможных последствий, закинули сразу по миллиону в пару рекламных кампаний на крупных веб-сайтах, из-за чего понесли значительные убытки. Недешевая и необдуманная рекламная кампания привела к катастрофе: нам пришлось вывести активы и закрыться, чтобы не прогореть по долговым обязательствам.

После обучения на программе MBA – параллельно с основной работой в строительной фирме – я сделал вторую попытку: открыл платную рыбалку и рыбный ресторанчик в одном из парков Подмосковья. Сам я рыбалку никогда не любил, но знаю, что в Москве и области есть много заядлых рыбаков, которые готовы платить за то, чтобы побыть в тишине, встретиться с друзьями, убежать от повседневности. На них и направлен этот бизнес.

Я определил целевую аудиторию, предварительно отобрал и протестировал каналы продвижения – и только исходя из этого выстроил маркетинговую стратегию. На этот раз бизнес стал очень быстро приносить доход, хотя, по предварительным прогнозам, рентабельность в данном месте составляла всего 50-60%.

Инструменты, навыки и знания из MBA:

  • Методы и технологии анализа рынка и потребностей потребителей: подходы к проведению анализа потребительского поведения, анализ стратегических групп, определение конкурентных преимуществ компании, выбор базовой стратегии поведения компании на рынке.
  • Модели работы с клиентами: сегментирование, ценообразование, моделирование поведения, развитие потребностей, позиционирование, оценка отдачи от различных каналов коммуникации и разработка стратегии продвижения.

5. Неразбериха с персоналом

Создание полноценной и эффективной команды – серьезный шаг на пути к успеху.

Для стартапов характерно сильное влияние неформальных отношений на деловые, что вызывает перекосы в работе, часто – нерациональный подход к кадрам, вплоть до нежелания увольнять явно «недотягивающих» до нужного уровня сотрудников и разработчиков.

В результате вы делаете работу за себя и «за того парня», а когда вынуждены переключиться на другой более важный процесс или банально заболели, участок, за который ответственен ваш соратник, начинает проседать.

Тут есть несколько вариантов:

  1. Вы продолжаете тянуть всё на себе до момента сильной перегрузки и срыва или идеи типа «в деревню, в глушь, в Саратов»;
  2. Вы начинаете замечать проблему, делаете замечания коллеге, но они воспринимаются в штыки – как обида, придирка (раньше-то это было в порядке вещей). Недовольный человек демотивирован, плохо работает и разлагает коллектив, обсуждая вашу пристрастность в курилке – в итоге или вы его увольняете или он сам уходит с огромным эмоциональным негативом;
  3. Видя, что компания начинает терять позиции, такие сотрудники/партнёры сразу бегут, как крысы с тонущего корабля, не осознавая, что это они и явились причиной проблемы. И – уж тем более – не вспоминая всех добрых, дружеских и лояльных моментов, которые были у него в вашем проекте.

Как бы то ни было, умение выстраивать деловые отношения, правильно подбирать команду и сохранять позитивную атмосферу в коллективе – ключевой навык для CEO. 


image description
Галина Горелкина,
Основатель и руководитель компании «Доверительная бухгалтерия»

На начальном этапе развития компании у нас были очень дружеские отношения с сотрудниками, все функции были четко распределены между членами команды. Когда мне пришлось уйти в декретный отпуск, я поняла, что все далеко не так гладко, как мне казалось: внезапно заявили о своем уходе ведущий бухгалтер и руководитель отдела производства. Срочно стали искать замену, договорились, что они работают еще месяц. Но за это время ими было совершено много серьезных ошибок. Вывод я сделала: если человек планирует уходить, то отпустить его нужно сразу, потому что работать на перспективу он уже точно не будет, несмотря на дружбу, а главное – не всегда сохранение демотивированных кадров хорошо для коллектива.

После получения степени MBA я четко поняла, в чем заключались мои ошибки. Настало время их исправлять: мы реструктуризировали всю компанию, избавились от принципа незаменимости, перестроили модели компетенций сотрудников, оптимизировали численность персонала. Но самое главное: я поняла, какой урон моему делу может нанести поверхностный подход к управлению командой.

Инструменты, навыки и знания из MBA:

  • Наилучшие практики управления персоналом: планирование численности, анализ и проектирование должностей, поиск и выбор оптимальных источников рабочей силы, этапы и методы отбора и оценки персонала, а также наилучшие практики построения системы компенсаций и работы с внештатными сотрудниками (аутсорсинг и краудсорсинг).
  • Навыки формирования команд: адаптация персонала, коучинг и менторинг, инструментарий выявления личных и профессиональных качеств сотрудников, достижение ролевого баланса в команде, подходы к созданию мотивирующей на подвиги корпоративной культуры и сильного бренда компании как работодателя.
  • Навыки разработки моделей компетенций: методологические основы создания моделей компетенций, принципы выбора кластерных групп для базовой модели компетенций организации, международные и российские практики применения модели компетенций для различных целей (отбор, развитие, оценка и вознаграждения персонала).



Итак, мы выделили самые типичные проблемы, с которыми сталкивается неопытный стартапер на начальном этапе запуска проекта. По мере развития бизнеса будет усложняться его структура, меняться и расширяться штат, расти доход, которым нужно будет рационально распорядиться, все сложнее будет расставлять приоритеты и принимать решения. Нужно расти вместе со своим бизнесом, обгоняя его.

Если вы всерьез задумались о бизнес-образовании, то нет причин откладывать реализацию идеи на будущее. Ежедневное совершенствование – единственный путь успешного предпринимателя. Опыт, приобретенный путем набивания шишек – это полезно. Но совокупность знаний и удачного опыта – в разы лучше. 


Материалы по теме:

Что Стив Джобс, Билл Гейтс и Джеф Безос делали в 25 лет

Образование переходит в онлайн

18 успешных бизнес-партнёров

Борис Белоцерковский – о бизнесе

На Rusbase есть специальный раздел EDU. Он посвящен вашему образованию «здесь и сейчас».


Вы можете как пройти наши курсы для венчурных аналитиков и юристов, так и получить актуальный список курсов и программ.

Фото на обложке: Shutterstock.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно