iDealMachine

Какие стартапы нужны медицине?

Насколько активно IT-технологии в медицине шагают по России? Какие тренды демонстрирует отрасль и каковы потребности медицинского рынка? Какие стартапы нужны медицине? Андрей Семашенков, IT-директор медицинской компании «ЕМС», поделился своим мнением на этот счет.


Потребности медицинского рынка

Чтобы ответить на вопрос о том, какие стартапы сегодня нужны медицине, надо уточнить: на кого ориентироваться? И первое, что приходит в голову, – конечно, на клиента, то есть, пациента. Сейчас его потребности могут так или иначе быть реализованы только непосредственными визитами в клинику. Мы задались вопросом, что хочется видеть пациенту в будущем, куда будет двигаться мобильная медицина?


Андрей Семашенков


Еще в 2009 году в Барселоне была представлена Концепция мобильного здоровья Mobile Health, которая подразумевает переориентацию от личного визита пациента в клинику к получению медицинской услуги на мобильном устройстве. По всей видимости, это и будет направление, которое задаст вектор развития отрасли во всем мире.



По теме: Бизнес на крови. История Элизабет Холмс (Theranos)



Ситуация на медицинском рынке в России

Финансирование

Сейчас в России не уделяется должного внимания финансированию медицинской IT-инфраструктуры. Выгоднее купить еще один УЗИ-аппарат и открыть новый кабинет УЗИ, потому что эта услуга востребована, нежели вкладываться в какую-то инновацию или стартап, которые, возможно, окупятся, но в очень долгой перспективе.

У самих врачей особых ожиданий от IT-отрасли нет, поэтому сегодня бизнес генерирует идеи и продукты за врача. Конечно, есть отдельные врачи, которые занимают более активную позицию и предлагают что-то в этом направлении, но их единицы.

Сила коммуникации

Сегодня перед врачами встал ряд проблем, которые весомо усложняют их работу, например, чрезмерная информированность пациентов. Среди медиков ее называют «синдромом третьего курса». Когда человек начинает искать у себя все заболевания, о которых узнал на форумах в интернете. Еще до прихода на прием ко врачу такие люди уже что-то прочитали и сами себе поставили диагноз.

Это  грозит перспективой не узнать важных фактов о пациенте, так как он уже определил свой диагноз, зачастую неправильно, и единственное, что ему теперь требуется от врача – это больничный или рецепт на препарат. Логично, что такой подход несет ряд проблем.



По теме: «Доктор на работе» запустил сервис рекрутинга в медицинской сфере



Куда может развиваться мобильная медицина?

Перспективные направления мобильной медицины могут достигать десятка позиций – начиная от  наблюдения пациентов и заканчивая софтом для медицинского оборудования. Остановимся на каждом направлении подробней.

1.       Наблюдение пациента

Речь идет не просто о сборе какой-то информации, а о системе, предполагающей различные датчики на теле человека, которые с помощью Bluetooth или других технологий передают информацию на мобильные устройства, и потом эта информация попадает ко врачу. Последняя наиболее значимая разработка в этой области – AcuPebble. Это датчик размером не больше пятирублевой монеты, который крепится в районе сердца пациента и отслеживает дыхание, по шуму определяет состояние пациента, а затем передает данные на мобильное устройство.

2.       Контроль

При помощи удаленных технологий можно контролировать ряд аспектов: прием лекарств, контроль лабораторных анализов, напоминание о профилактических визитах, и т.д.

3.       Онлайн-консультации с врачами

Онлайн-консультации с врачами – один из самых труднореализуемых блоков, так как мотивировать специалистов на такой формат довольно сложно. Для них традиционный, стационарный подход, вне зависимости от того, какое это учреждение – частное или государственное – приоритетнее.



По теме: Российский стартап телемедицины стал партнером группы Liberta Medica



4.       Доступ к медицинской документации и аккумуляция знаний

Это пока совсем отстающая область. Врачи, которые готовы легко отдавать медицинскую документацию вовне, встречаются крайне редко, плюс у всех разный уровень владения компьютером, что иногда также тормозит процесс.

5.       KPI

Оценка удовлетворенности пациентов – самый главный KPI, который используют внутри компаний для  оптимизации работы, мотивации врачей и всего персонала. Автоматизация этого процесса – достаточно сложная и до сих пор не решенная задача.

6.       Обработка медицинской информации

Каждая клиника аккумулирует огромное количество информации о клиенте, но пока мало кто понимает, как именно ее использовать – как обработать и какие срезы сделать. Сама идея работать в этом направлении представлена, например, «Яндексом» – всем известно, что им удается эффективно работать с полученными данными.

7.       Системы интеграции

Сейчас каждая медицинская компания вынуждена своими силами искать специалиста, который будет интегрировать, настраивать и поддерживать все внутренние и внешние IT-системы компании. Необходим такой подход, который объединит все системы отдельной клиники, включая уникальные самописные программы.


В заключение можно сказать, что отрасль также ждет инструменты с Web-ориентированным интерфейсом, ведь для всех других отраслей это уже стало стандартом. Продукты «1С» со входом внутрь системы сразу отталкивают, они достаточно сложны для рядового пользователя. Также важен внятный API. Есть мнение, что будущее в большей степени за раздельными системами, которые хорошо выполняют свои функции, а не за одной большой ERP.


Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно