Виктория Кравченко

«Не будь руководителем, стань хозяином». Чему менторы учат своих подопечных

За рубежом практика предпринимательского наставничества давно является движущей силой мировой экономики. 

Учредитель Facebook Марк Цукерберг называет Стива Джобса своим идейным наставником, основатели Dropbox Араш Фирдоуси и Дрю Хьюстон стали менторами Али и Хади Партрови, основателей Code.org, Катерина Фейк из Flickr была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy.

О том, что происходит с менторством в нашей стране рассказал руководитель программы поддержки предпринимателей с высоким потенциалом «Эквиум» Егор Евланников.


Менторство там

«Спасибо за то, что продемонстрировал нам, что созданное нами может изменить мир. Мне будет не хватать тебя», — такими словами Цукерберг отдал дань уважения своему ушедшему наставнику Джобсу.

Конечно, понимание того, как именно изменить мир, сложилось у отца Faсebook под влиянием и других инноваторов: Билла Гейтса (Microsoft), Ларри Пейджа (Google), Джефа Безоса (Amazon). Но основного прорыва Цукерберг добился благодаря совету Джобса: «Будь сфокусированным, откажись от сотен других хороших идей ради одной выбранной».

Вовремя полученный совет может стать счастливой случайностью или частью стратегии развития бизнеса. 

США и Великобритания являются основным источником практик наставничества в предпринимательстве. Сегодня насчитывается более 200 менторских сообществ и программ в США и около 50 в Англии. Интересны подходы к менторству в Австралии, где около 30 таких сообществ. В системном виде программа менторства работает и развивается в 50 странах мира. Наибольший опыт накоплен в Шотландии, Канаде, Индии, Аргентине, Израиле, Китае, Нидерландах и других странах. 

Согласно исследованию международной некоммерческой организации, специализирующейся на социальных инвестициях в малый и средний бизнес Endeavor, 30% руководителей успешных компаний Нью-Йорка, работающих в сфере высоких технологий, прибегали к услугам менторов. 


Менторство здесь

В Москве в год заканчивают свое существование около 6 тысяч стартапов, малый бизнес не перерастает в средний, а средний все реже дотягивает до крупных игроков рынка. Чтобы малый бизнес рос устойчиво, вставал на ноги, развивался, нужно преодолеть «Долину смерти» — период становления, когда у бизнеса велик шанс не вписаться в рыночные условия, необходимо искать и внедрять все новые инструменты поддержки бизнесменов.

Да, государство всячески мотивирует, мол стране нужны новые производства, импортозамещающие предприятия, технологии и прочее, идите и делайте, а мы «подстелем соломку». Но страх начать производить что-то глобальное сильнее необходимости.

Разумеется, это не просто так. Те, кто уже прошел свой путь от начинания до становления, знают, как преодолеть этот страх, имеют опыт в ведении серьёзного бизнеса, легко определяют подводные камни. В подобной ситуации порой именно наставничество может сыграть колоссальную роль. 

Кейс 1

Российский бизнесмен Юрий Петров, владелец онлайн-сервиса автоматизации Yclients, в 2010 году придумал сервис, который, кажется, был нужен всем, но в его необходимости пришлось убеждать рынок. 

Изначальную идею – облачный сервис для онлайн-записи в салон красоты, не оценили владельцы бизнесов, ни возможные клиенты. Бизнесмены отказывались платить даже комиссию, которая окупала бы расходы на привлечение трафика.

На этом этапе Юрий принял решение об изменении концепции продукта. С подачи ментора, чей бизнес был значительно крупнее и принадлежал к другой сфере, предприниматель проработал проблему, оказавшись «над ней». Открылись новые возможности, которые и привели к изменению формата: площадка для поиска салонов красоты и онлайн-записи превратилась в платформу автоматизации сферы услуг.

Таким образом, Юрий не только сохранил темпы роста, но и знает, как их увеличить. Сейчас компания продолжает расти на 10% в месяц, у нее 3 тысячи активных клиентов, которые оформляют в системе миллион визитов ежемесячно.

Об успешности проекта на сегодняшний день говорит признание сервиса лучшей CRM-системой на национальном уровне по версии первой национальной награды в области IT «Цифровые Вершины».

Кейс 2

В России уже есть немало случаев успешного взаимодействия бизнесмена и ментора. Например, опыт Виктора Зубика и Никиты Сизикова, сооснователей компании «Инвенд» и их наставника Эдуарда Остроброда, вице-президента одежной сети Sela.

Казалось бы, что может быть общего у владельцев компании по разработке устройств самообслуживания, сенсорных киосков и гуру ритейла? Наставник объясняет: «Я специально не берусь за менторство внутри своей индустрии. Потому что на стыке других бизнесов появляются навыки, которые едины для всего бизнеса».

Виктор и Никита осознали, что нуждаются в совете профессионала, когда их компания уперлась в «стеклянный потолок». А решения лежат на поверхности, главное – увидеть их, посмотреть в нужном направлении. Достигалось это регулярными встречами с ментором, случалось даже так, что Эдуард, как спортивный тренер, не заканчивал совместный мозговой штурм до тех пор, пока проблема не была решена. Порой Никита и Виктор на важных переговорах с партнерами брали паузу и звонили Эдуарду – оперативно проконсультироваться.

В итоге один из принципов, которые предприниматели реализовали в бизнесе с подачи Эдуарда: будь не руководителем, стань хозяином.

Пересмотрев принципы коммуникации с сотрудниками, избавив ее от лишнего информационного шума, предприниматели осознали неэффективность некоторых работников. Кадровая политика была переосмыслена, от услуг части персонала было принято решение отказаться.

Это привело к впечатляющим результатам – выросшим показателям kpi по каждому сотруднику, а за счет более прозрачной системы HR весь бизнес перешел на качественно новый уровень. 


Хороший наставник поддерживает опытом, а не финансированием

В процессе взаимодействия с наставником наставляемый получает не только доступ к информации о том, как работает бизнес, но и расширение сферы профессионального общения, возможность получать анализ своей деятельности, оценку идей, помощь в решении проблем и в трудных ситуациях.

Формат взаимодействия с ментором может подразумевать и регулярные очные встречи, телефонные и Skype-звонки, общение по почте, в социальных сетях и месседжерах. Главное, чтобы комфортно было всем участникам процесса.

По моему скромному мнению, наставничество можно вполне серьёзно рассматривать как инструмент повышения качества и роста малого и среднего бизнеса.


Материалы по теме:

Ментор Prisma и MSQRD Николай Давыдов назван инвестором года по версии РБК

Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором

«Научи себя сам»: с чего начать, чтобы работать в VR?

10 ошибок, которые погубят ваш стартап

«Сделка с Facebook длилась 100 часов»

Подготовка к конкурсу стартапов — отдельный проект. Стоит ли участвовать?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно