Фёдор Аптекарев

Мы не прошли в этот акселератор, но получили бесценный опыт. Вам тоже стоит попробовать

Фёдор Аптекарев, основатель «Здравпринт», рассказывает, почему опыт участия в акселераторе – бесценен, как выбрать полезную для себя программу и что делать, если вы не прошли отбор.


Универсальных акселераторов не существует. У каждого есть своя специализация и приоритетные задачи. Прежде чем выбирать программу, надо понять, на какой стадии находится ваш проект, куда вы хотите развиваться и в какие двери вам для этого надо войти. 

Для кого-то акселератор – это просто витрина для привлечения средств, кто-то идёт туда для понимания зарубежных рынков или взаимодействия с государственными органами. В любом случае участие в подобной программе – это лакмусовая бумажка и лучшая проверка вашей бизнес-идеи.

На мой взгляд, молодые ребята, критикующие акселераторы – это часто команды, которые не готовы работать и боятся осознать непригодность к жизни своих идей. Для объективной оценки своего проекта иногда нужно услышать, что «если вы не сделаете продажу за 24 часа, вы никому не нужны».

Также неправильно думать, что акселераторы созданы для кражи идей у неопытных предпринимателей. На каждый вроде бы уникальный стартап в мире приходится как минимум 5 стартапов, которые занимаются тем же самым.


Убедитесь, что ваш акселератор – не сарай для отмывания денег

Благодаря стартап-фейсбуку f6s.com можно найти все существующие в мире бизнес-акселераторы, связаться с их организаторами и собрать отзывы с участников. И первое, на что нужно обратить внимание – это тематика акселерационной программы. Она должна вам идеально подходить! К примеру, команде, которая разрабатывает medical device, нечего делать в акселераторе по digital health, там она не получит необходимого инструментария для развития, несмотря на то, что оба направления связаны со здравоохранением.

Также f6s поможет застраховаться от «мутных» акселераторов, которые, к сожалению, тоже плодятся.

Наш проект родился в стартап-лагере «Яндекса». Я пришел с идеей и прототипом, а вышел уже с готовым проектом. Нам удалось разработать технологию, которая позволяет на основе биометрических параметров пациента создавать ортезы, напечатанные на 3D-принтере.


Почему Merck?

На акселерационную программу Merck Accelerator мы вышли, поняв, что для дальнейшего развития нам нужен опыт международного игрока в здравоохранении. Медицина – очень консервативная и зарегулированная индустрия. Если ты новичок, одна только регистрация нового продукта может занять у тебя полтора года. У крупных международных игроков это занимает несколько недель. Попав в акселератор, нужно чётко понимать, что ты хочешь получить. Например, пообщаться с маркетологами, задать вопросы отделу продаж, получить информацию о сетях дистрибуции и так далее.

Акселераторов в области здравоохранения с направлением medical device не так много, поэтому на Merck мы остановились довольно быстро. Ещё важный момент – это очень широкая специализация компании: лекарственные препараты, решения для life science, высокотехнологичные материалы. 


Главное – не победа, главное – собрать фидбэк с жюри

В Merck Accelerator мы в итоге не прошли, но попали в десятку финалистов и презентовали свой проект жюри на Pitch Day. Несмотря на проигрыш, опыт был очень полезным. Фидбэк от топ-менеджеров и учёных международной компании стоит всех временных и финансовых затрат на поездку. 

Слабым местом нашего проекта, по мнению жюри «Мерк», оказалась расфокусированность. Пока ваш проект находится на ранней стадии своего развития, всегда появляется соблазн охватить больший круг задач, больше аудитории за счет решения смежных вопросов. Но это экстенсивный, а не интенсивный путь развития. Надо не распыляться на второстепенные возможности, лучше сфокусироваться на ключевой ценности, на чем мы и сосредоточились. 

Главным результатом моего общения с жюри конкурса стало понимание одного важного принципа medtech-индустрии: «Лучше – не значит дешевле». Продукт, который вы выводите на рынок, должен быть лучше аналогичных предложений конкурентов, не дешевле, а именно лучше. Если ваше решение просто дешевле, это не даст вам преимуществ. Продукт должен быть более технологичным, открывать новые возможности для терапии.

Среди финалистов для примера выделю проект из Уганды Matibabu. Ребята сделали неинвазивный тест на малярию для усовершенствования процедуры ранней диагностики малярии. Серьёзная социальная задача, классная и эмоциональная презентация – всё вместе гарантирует внимание со стороны зарубежных акселераторов. 

Еще интересными показались два похожих проекта по определению заболеваний у растений: из Греции и Германии. У первых технология на основе устройства, у вторых – мобильное приложение. Жюри выбрало второй проект PEAT, так как он легче и понятнее масштабируется: фото на мобильный телефон можно заменить на фото с дронов и спутников, покрывая огромные территории. 


Полезные советы

  1. При заполнении заявки на участие в акселераторе должна быть четко сформулирована триада: Клиент – Проблема – Решение.
  2. В заявке и презентации используйте короткие предложения. Примерно 15 лет назад Гай Кавасаки проповедовал «правило пяти» для презентации: не более пяти строк на слайде, не более пяти слов в строчке.
  3. У вашего проекта должен быть фокус! Нужно выкристаллизовать идею и рассказать о ней очень коротко и понятно. Не нужно захламлять людей, которых вы видите впервые, лишней информацией.
  4. Учитесь читать юридические документы, с которыми вам придётся столкнуться в любом серьёзном акселераторе, и не бойтесь обсуждать их содержание с юристами компаний.
  5. Постарайтесь приехать на защиту всей командой. Это важно.
  6. Главный совет – никогда не сдаваться! В любом случае нужно попытаться получить максимум полезной информации: собрать все визитки, поговорить с нужными людьми, попытаться наладить связи.

 


Материалы по теме:

Карточки: Как 3D-печать меняет бизнес

Российский сервис 3D-печати создал прототип человеческого сердца

В Нижнем Новгороде 3D-принтер спасает пальцы

10 проектов из России вошли в список самых «горячих» стартапов Европы

 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно