Виктория Кравченко

Новые реалии бизнеса: «Большинство мелких МФО уйдёт из онлайна»

С момента зарождения онлайн-кредитования в 2011 году на российском рынке произошло множество качественных изменений. Времена, когда создать МФО в онлайне мог практически любой желающий, остались в прошлом.

Александр Уваров, директор по взаимодействию с акционерами и инвесторами и стратегическим коммуникациям Platiza, рассказал Rusbase о новых реалиях ведения бизнеса онлайн-кредитования в России.


Барьер входа для новых игроков

Сейчас минимальные инвестиции на старте составляют около 130 миллионов рублей. Из них:

  • Собственные средства в размере 70 миллионов руб.
  • 40 миллионов рублей – на написание собственного софта, включая скоринг и его тонкую настройку, CRM-систему, сайт, мобильное приложение и всю IT-систему.
  • 20 миллионов – это офис, команда и административные расходы на один год.

При этом общая сумма еще не включает расходы на маркетинг, который составляет львиную часть затрат для выхода нового неизвестного игрока на рынок.

Тем не менее ещё встречаются люди, уверенные, что для выхода в онлайн достаточно получить лицензию МФО, купить несколько готовых конвейерных решений и начать работу.

Такие компании будут нежизнеспособны в текущих реалиях. Более того, сегодня на рынке онлайн-кредитования сформировалось около 15 ярко выраженных лидеров, конкурировать с которыми новичку будет непросто.


Привлечение инвестиций

Эпоха крупных венчурных инвестиций в российский финтех закончилась в 2014 году. Игроки, успевшие привлечь инвестиции два года назад, запрыгнули в последний вагон уходящего поезда. Основные российские фонды, все еще инвестирующие в финтех, не готовы вкладываться в компании, несущие в себе балансовые риски.

За все время существования онлайн-кредитования в России на рынке не было замечено ни одной публичной сделки по выходу или поглощению такой компании стратегом.

Все немногочисленные потенциальные стратегические инвесторы в России пока еще убеждены, что органический рост сектора онлайн-микрокредитования еще не закончился и проще своими силами создать нового игрока (например, Холдинг Открытие и Микрофинансовая организация Мигкредит).


Появление реального регулятора

Сейчас более 4 тысяч компаний имеют лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Мы прогнозируем, что в следующем году их станет в два раза меньше.

Это положительная динамика, так как с рынка, наконец, уйдут «серые» компании, которые не соответствуют даже минимальным требованиям ЦБ и портят имидж всей отрасли.

Однако даже лидерам рынка сегодня нужно быть мобильными и успевать реагировать на все нововведения и изменения законодательства. За последний год Центробанк внёс в регулирование МФО ряд нововведений, нацеленных на повышение прозрачности рынка.


Законодательные нововведения

1. Разделение на две группы по размеру капитала

Это микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК).

  • Первые должны иметь капитал в размере не менее чем 70 миллионов рублей, смогут привлекать деньги населения на сумму не менее 1,5 миллиона рублей, выпускать облигации, выдавать займы физическим лицам в размере не более 1 миллиона рублей, поручать идентификацию своих клиентов банкам и выдавать онлайн-займы.
  • Вторые – могут иметь уставной капитал в размере менее 70 миллионов рублей, должны будут вести деятельность только за счет собственных средств, смогут выдавать максимум 500 тысяч рублей физическим лицам, не имеют многих возможностей МФК и не смогут вести бизнес в онлайне. 

По нашим прогнозам статус микрофинансовой компании получат около 150–200 микрофинансовых организаций, остальные 3,5 тысяч МФО продолжат работу в статусе микрокредитной компании или прекратят свою деятельность.

2. Ограничение процентов по займу

Если срок возврата по договору не превышает одного года, микрофинансовые организации не вправе начислять заемщику проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа. Например, при займе в 5 тысяч рублей задолженность заемщика ни в какой момент времени не может превысить 20 тысяч.


Подводные камни нового регулирования

1. Плюсы

Безусловно, все нововведения регулятора нацелены на повышение прозрачности рынка. Центробанк делает всё, чтобы онлайн МФО стали полноценными и законными участниками рынка кредитования.

Эти действия способны повысить доверие к рынку со стороны населения, инвесторов и банков, что позитивно скажется на росте и развитии отрасли, а также будет способствовать привлечению новых институциональных денег.

2. Минусы

Тем не менее есть моменты, которые создадут дополнительные проблемы для онлайн-игроков. Так, при упрощенной идентификации клиента, которую МФК должны будут проводить через уполномоченные банки, предельный размер займов уменьшится: вместо текущих допустимых сумм, он составит всего 15 тысяч рублей.

Большинство мелких онлайн-МФО уйдёт с рынка или перейдет в оффлайн.

Потому что с невозможностью осуществления удаленной идентификации уже сейчас понятно, что к 2018 году сектор микрофинансирования придёт к регулированию, которое будет схоже с банковским в части резервирования, нормативов и отчетности перед ЦБ. Игроки, которые смогут ответить новым вызовам, выиграют за счет естественной консолидации рынка и перетока клиентов к лидерам.


Перспективы развития рынка

Сейчас на рынке онлайн-кредитования продолжается естественный органический рост. Он обусловлен перетоком клиентов из офлайна в онлайн и консолидацией всей отрасли.

Потенциал онлайн-рынка в России — около 70 миллиардов рублей в годовом выражении.

Дополнительный рост возможен за счет вывода альтернативной продуктовой линейки: онлайн POS-кредитование и Installment Loans и интеграции с сотовыми операторами для кредитования их абонентов.


Переезжая в другую страну, ты берёшь с собой себя

Не стоит торопиться с выходом на новые рынки, пока потолок развития не достигнут. Семь из десяти игроков, столкнувшись с определенными проблемами, делают вывод, что развиваться в России сложно. Они пытаются продать свой бизнес здесь, чтобы затем открыть его в других странах.

На мой взгляд, если у менеджмента компании были проблемы здесь, то они будут и в других странах.

Стратегия онлайн-лидера должна заключаться в том, чтобы наращивать свою технологичность, разрабатывать и развивать новые IT-решения, такие как мобильный скоринг. Ведь если компанию не покупают, это не всегда означает, что рынок неразвит и на нем нет инвесторов. Это скорее значит, что надо улучшать собственные продукты и ключевые компетенции.


Материалы по теме:

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно