Евгений Ковалев

Обгонит ли микрофинансирование обычные кредиты?

Евгений Ковалев, заместитель директора компании «Автоматизированные Финансовые Комплексы», рассказал про микрофинансирование и неизбежное снижение ставок по онлайн-кредитам. Могут ли микрокредиты стать выгоднее банковских?


В последние годы мы наблюдаем, как динамично изменяется рынок потребительского кредитования. Классическое потребительское беззалоговое кредитование, ипотечное кредитование, автокредитование, POS-кредитование, кредитные карты…

Активно развивается микрофинансирование и новый тренд – онлайн-кредитование, когда человек может получить деньги через интернет не выходя из дома. По некоторым оценкам этот сегмент рынка растет быстрее, чем на 200% в год.

Лидерами рынка являются такие компании как Moneyman, «Мигкредит», Mili, Platiza. Все они зарегистрированы как микрофинансовые организации (МФО). Пока ставки для заемщиков высоки (от 1 до 4% в день), но с ростом конкуренции и усилением регулирования со стороны ЦБ прогнозируется их существенное снижение.

Как работают МФО?

Бизнес-модель у таких компаний кажется простой. В интернете размещается операционный сайт, кредитующий портал – и это все, что видит заемщик. Другого присутствия – ни в реальном, ни в виртуальном виде – не предусмотрено. Потом привлекается трафик, то есть, заемщики. Это делается всеми известными способами, начиная от контекстной рекламы и заканчивая социальными сетями и лидогенераторами. Каждый посетитель сайта проходит через разные фильтры: верификация личности, система-антимошенник, кредитный скоринг. Только после этого деньги переводятся на указанный номер счета и начинается сопровождение клиента, погашение задолженности всеми способами, аналогичными банковским. При необходимости принимаются меры по взысканию проблемной задолженности.


По теме: Типичный заемщик – холостой мужчина, работающий в торговле  


Но примитивной схема выглядит только на первый взгляд. Обороты компаний, предлагающих онлайн-кредиты, уже исчисляются миллиардами рублей. Их деятельность начинает перерастать уровень «учета в Excel» или «решения на базе 1С», компании нуждаются в программах, способных решать гораздо более широкий круг задач. Растет потребность МФО в качественных автоматизированных системах, которые позволяют полностью автоматизировать все процессы как для работы в онлайне, так и для офлайна. И это объяснимо: конкуренция в сегменте увеличивается, требования со стороны регулятора растут (к бухгалтерским отчетам, ПОД/ФТ, нормам резервирования и т.д.). Более строгими становятся и требования владельцев бизнеса к уровню просроченной задолженности.
Рынок АБС (автоматизированных банковских систем) исчисляется десятками миллиардов рублей в год, если верить данным J’son & Partners Consulting. Рынок МФО находится на пути к этому.

Снизятся ли процентные ставки по микрокредитам?

Процентные ставки, которые предлагают МФО, конечно, пока высоки, если сравнивать с традиционными кредитами.

С другой стороны, средний размер займа составляет около 10 тыс. рублей, а средний срок кредита – 21 день. При таких данных реальная сумма переплаты получается не очень большой. Кроме того, в отличие от розничных банков, никаких дополнительных услуг (например, страхование жизни, здоровья, кредитных карт, страховка от потери работы) МФО клиенту не навязывает. А стоимость в процентах этих дополнительных услуг за год в банках может существенно превышать саму стоимость кредита. К примеру, вы взяли кредит под 40% годовых, но при расчете, включающем страховку и прочее, получится далеко за 200%.    

Все это позволяет сделать вывод о том, что, при некоторых комбинациях сроков и сумм, действительно выгоднее кредитоваться в онлайне. А если посмотреть динамику развития сегмента, становится понятно, что борьба на рынке и регулирование заставляют МФО периодически снижать ставки. Это дает надежду на то, что онлайн-кредиторы вскоре смогут конкурировать с большими розничными банками.

Технологии для МФО

Сегодня программные платформы МФО, а соответственно, и производители этих платформ, решают целый ряд вопросов и призваны выполнять определенные требования.



10 вещей, которые должна выполнять платформа для МФО:

  1. Иметь готовый набор решений или возможность оперативно подготовить интернет-площадку, на базе которой будет осуществляться кредитование и поддержка клиентов.

  2. Обладать как личными наработками в области привлечения клиентов в сети, так и установленными отношениями с основными лидогенераторами. Вопрос привлечения качественных клиентов будет является одним из основных в будущем развитии сегмента.

  3. УЖЕ располагать хотя бы 4-5 инструментами защиты от мошенников в сети, то есть, знать про Anti-Fraud (об инструментах IDV-верификации и ОКБ – смотрите ниже).

  4. Прибегать к скорингу. Автоматическая система должна собирать всевозможные данные для качественного скоринга. Нужно иметь возможность запрашивать данные из всех Бюро кредитных историй и других баз («Кронос», 2GIS, ФМС, ФССП и т.д.). Потребуется собирать данные для скоринга по социальным сетям, искать абонента по номеру мобильного телефона и получать всевозможные данные по банковской карте заемщика.

  5. Доставлять деньги тремя-четырьмя основными способами: на карту, на электронный кошелек, через системы денежных переводов и на расчетный счет в банке.

  6. Предоставлять автоматическое сопровождение на протяжении всего срока жизни клиента. Это относится к начислению процентов, автоматической пролонгации по заявлению клиента, также должны работать системы SMS и голосовых уведомлений, а о вся информация должна отображаться в Личном кабинете заемщика.

  7. Принимать погашение займа. Основные каналы для этого: банковские карты, оплата с баланса мобильного телефона, в салонах связи и через cash in терминалы.

  8. Обладать функционалом для коллекторов: синхронизировать интерфейс с основными коллекторскими агентствами, списывать деньги с карты в безакцептном режиме (то есть, без согласия заемщика), работать с call-центром внутренних коллекторов, составлять карты и маршруты для выезда коллекторов.

  9. Заниматься пост-обслуживанием и мероприятиями, ориентированными на повторное использование клиентом сервиса. Программная платформа должна распознавать повторных клиентов, динамически управлять размером процентных ставок для повторных клиентов, проводить ретаргетинг, реализовывать акции, розыгрыши и интегрировать этот процесс с пунктом 2.

  10. Сопровождать юридическую и бухгалтерскую сторону МФО: формировать отчеты для БКИ и ЦБ, интегрироваться с 1С.



Помимо нас, «АФК», сейчас на рынке представлено несколько программных решений для МФО. Из них всего 1-2 отвечают всем перечисленным требованиям для ведения бизнеса МФО в онлайн-сегменте.

Есть множество программ, которые выполняют отдельные задачи, стоящие перед МФО – например, ведут учет клиентов и дублируют данные в 1С. Бывают и случаи, когда компания решает создавать систему своими силами. Это вполне объяснимо: рынок молодой, и о поставщиках программ еще почти ничего не известно. Среди минусов такого подхода – срок создания системы (от одного года) и необходимый бюджет, который можно сопоставить с покупкой 2-4 уже готовых решений.

При всем разнообразии функционала систем мы – я имею в виду рынок автоматизаторов  – работаем с несколькими основными метриками наших заказчиков: стараемся уменьшить просроченную задолженность, снижаем затраты на персонал, убираем человеческий фактор там, где он не нужен, и повышаем лояльность клиентов.

Технологии дистанционной верификации личности и оценки кредитного риска совершенствуются с каждым днем, взять хотя бы такие компании как «Скориста» и DoubleData. Сегодня существуют механизмы, которые позволяют с вероятностью в 97% дистанционно подтвердить личность потенциального заемщика: IDV-верификация, ОКБ, «Национальный Хантер», SMS-подтверждение, верификация личности с помощью кредитной карты и т.д. Для минимизации уровня невозврата используются такие способы как безаксептное списание задолженности с карты заемщика, то есть, в случае образования просроченной задолженности необходимая сумма просто списывается с карты заемщика при появлении на ней денежных средств. Не стоят на месте и скоринг-технологии.

image description
Иван Третьяков
Генеральный директор Аналитического агентства «Скориста»

Принять решение по заёмщику – «выдать займ» или «отказать в займе» – камень преткновения для любой МФО. От этого зависит успешность всего бизнеса МФО. Неправильно принятое решение может стоить организации больших денег (потерянных или недополученных), и в этом ключе особенно важно не только найти самых платящих клиентов, но и грамотно настроить с ними взаимодействие в цепочке – заявка-скоринг-выдача займа-возврат займа-учет. Хороший скоринг – это сердце МФО, а от хорошего ПО зависит функционирование всего бизнес-процесса. Об этом мы постоянно говорим нашим клиентам.

Как уже говорилось выше, МФО, в отличие от большинства розничных банков, при оценке кредитного риска уже давно анализируют профили заемщиков в социальных сетях – знают близких друзей клиентов, круг интересов, обладают информацией о том, как часто пользователь меняет номер мобильного телефона, где его оплачивает, как долго работает на текущем месте и с какой частотой получает заработную плату. И это все дистанционно. Онлайн. Это лишь немногие из инструментов, которые сейчас используются. Причем все вполне легально, на основании оферты, которую видит клиент перед началом процедуры проверки, а также после его согласия на обработку персональных данных.


По теме: «Билайн» и МТС занялись скорингом для банков


Ценность, полноту и гибкость программного комплекса для МФО также отмечает директор компании «Телепорт» Андрей Колыхан.

image description
Андрей Колыхан
Директор компании «Телепорт»

Автоматизированный комплекс позволяет много экспериментировать и быстро находить успешные варианты оценки заемщиков. Когда МФО прибегают к услугам нашей компании по привлечению новых клиентов, мы используем технологии «обогащения» заявок, поступающих из интернета. Например, в процессе заполнения анкеты заемщиком мы автоматически проверяем достоверность вводимых данных, а наша система ищет профили из социальных сетей и прикрепляет их к анкете. Таким образом, МФО получает гарантированно достоверную и более полную информацию о заемщике и может провести более качественный скоринг, тем самым снизив риски невозврата.



По оценкам многих экспертов (почитать можно здесьздесь и здесь), за подобным форматом кредитования будущее, и у МФО есть масса преимуществ перед розничными банками: не нужно нести огромные издержки на аренду помещений, содержать много персонала, формировать большие резервы по проблемным ссудам в соответствии с нормативами ЦБ (требований к МФО гораздо меньше, чем к банкам). Вместе с тем существует возможность быстро масштабироваться в интернете.  

Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно