Top.Mail.Ru
Колонки

Я учёный. Как мне коммерциализировать свои разработки?

Колонки
Юрий Дейгин
Юрий Дейгин

Cпециалист по венчурным инвестициям в биотехнологии и фармацевтику, серийный предприниматель

Виктория Кравченко

Многие ученые похожи друг на друга в одном – они просто не умеют себя пиарить. Юрий Дейгин, специалист по венчурным инвестициям в биотехнологии и фармацевтику, рассказывает, как коммерциализировать научные разработки.

Я учёный. Как мне коммерциализировать свои разработки?

Особенности отечественных инноваций

Почти всё двадцатое столетие отечественная наука развивалась централизованно, единственным источником её финансирования являлось государство. Система же частных инвестиций, которая могла бы заменить правительственные деньги, советская модель не предусматривала, так что после распада СССР многие научные сферы оказались на грани выживания.

В первую очередь речь идёт о биотехнологиях и, в частности, фармацевтике, по которой постсоветский период ударил больнее всего. Она должна была функционировать в новых, рыночных условиях, при которых главной целью фармкомпаний стало извлечение прибыли из уже разрешенных к продаже препаратов, в то время как вкладывать деньги в российские разработки международного уровня было просто некому.

Конечно, в последние годы ситуация улучшилась, необходимость стимулирования отечественных инноваций очевидна всем, особенно в связи с пресловутой проблемой импортозамещения в фармацевтике.

Например, около 30% препаратов из списка жизненно важных на территории России не производятся вообще. Ситуацию надо исправлять.


Как коммерциализировать свои разработки?

У учёных появилась возможность коммерциализировать свои разработки, выходить не только на российский, но и – в перспективе – на мировой рынок. Что же им мешает?

Барьеров, которые стоят на пути у «светлого будущего» множество, один из них – коммуникационный разрыв между наукой и обществом, а также наукой и бизнесом, без преодоления которого говорить об успешной коммерциализации довольно сложно.

Чтобы конкурировать на рынке, нужно научиться вести коммуникацию. Ведь она помогает:

1. Бороться со стереотипами

Большинство российских фармацевтических компаний сегодня предпочли разработке оригинальных препаратов, которая требует огромного количества временных и финансовых затрат, более легкий путь – копирование западных дженериков.

На рынке сформировался довольно прочный стереотип, согласно которому «в России никто не занимается разработкой новых лекарств».

Поэтому если ученый хочет коммерциализировать свои разработки, он должен этот стереотип ломать, иначе ни один инвестор не воспримет ни его, ни его продукты всерьёз. В фармацевтической отрасли максимальная прозрачность, умение рассказать об успешных «кейсах» своей целевой аудитории особенно важно, поскольку никто не будет вкладывать деньги в сомнительный препарат.

2. «Просвещать» учёных

Чтобы в будущем успешно коммерциализировать свои разработки, важно не просто говорить о себе и своей деятельности, но и делать это корректно. Так, в среде ученых необходимо проводить активную просветительскую работу и рассказывать о принципах коммерциализации науки.

Например, разъяснять как важна защита интеллектуальной собственности, и что они обязательно должны патентовать свои изобретения, причём делать это до их публичного разглашения, будь то научная публикация или доклад на конференции.

Конечно, получение патента – задача непростая и «долгая», но любая оригинальная разработка, тем более лекарственный препарат, должна её преодолеть.

3. Проходить peer review в бизнес-кругах

Рассказывать о себе и своих разработках нужно ещё и для того, чтобы формировать авторитет и завоевывать репутацию в бизнес-среде.

Любой инвестор, которому ученый постарается продать свою «инновацию», первым делом постарается получить о нём максимальное количество информации из открытых источников, то есть просто «погуглит».

Если никаких сведений не будет или они окажутся сомнительными, то сработает тот самый стереотип о том, что «в России никто не занимается разработкой…», а учёного примут за шарлатана.

Такой подход можно даже считать разновидностью peer review (то есть экспертной оценки) в венчурной среде: если «изобретение» не заслуживает доверия, это обязательно выяснится.


Есть ли успехи?

Примеров успешной коммерциализации оригинальных российских препаратов немного, особенно если речь идёт об экспортных инновациях, востребованных на ведущих зарубежных рынках.

За всю историю отечественной фармацевтики за рубеж было продано всего пять лицензий на оригинальные препараты, придуманные в России.

Два из них разработаны коллективом российских ученых под руководством Владислава Дейгина, коммерциализацией разработок которого я и занимаюсь в настоящее время. Учёные тесно сотрудничают с Институтом биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН и специализируются в области пептидных препаратов и сложного органического синтеза.

Речь идёт о препаратах:

  1. «Тимоген» – пептидное средство, которое предназначено для восстановления иммунитета. В конце 1980-х оно вышло на российский рынок, а уже в 1995 году лицензию на него приобрела компания «Сайтран» (США). Это помогло привлечь зарубежного инвестора и продолжить работу по выводу разработанных препаратов на зарубежные рынки.
  2. «Тимодепрессин» – нетоксичный иммунокорректор, который направлен на лечение аутоиммунных заболеваний, в том числе псориаза, атопического дерматита, ревматоидного артрита и других. В 2006 году лицензию на него приобрела канадская компания.

Конечно, ключевую роль в подобных успехах сыграла экспертиза учёного и собранной им команды – на сегодняшний день разработанные препараты и технологии запатентованы в России и 29 ведущих странах мира, и список, конечно, не исчерпывается двумя названными лекарствами.

Преодоление коммуникационного барьера и умение грамотно говорить о своих достижениях должны помочь увеличить количество положительных примеров.

Материал подготовлен при поддержке «Коммуникационной лаборатории» РВК, которая призывает ученых и предпринимателей открыто говорить о своих исследованиях и не бояться экспериментов в медийном пространстве. 


Материалы по теме:

«Ученым следует летать в первом классе. Никогда не знаешь, кто окажется твоим соседом»

Исследование генетики в космосе — новая перспективная область науки

Все, что нужно знать о технологии генной модификации CRISPR – в этих 4 выступлениях на TED

Первые десять шагов на пути к корпоративным инновациям

В Кембридже будут изучать рак с помощью виртуальной реальности

Запущена площадка для взаимодействия науки и бизнеса

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Личный опыт: что нужно учитывать, создавая международный сервис?
  2. 2 Пособие для нанимающего: как провести интервью продакта
  3. 3 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
  4. 4 Пособие для нанимающего: как искать и нанимать продакта
  5. 5 Удержать, мотивировать, вовлечь: сегментация аудитории для поддержки лояльности к продукту