Top.Mail.Ru
Колонки

Как привлечь талантливых сотрудников: инновационный подход

Колонки
Светлана Сидоренко
Светлана Сидоренко

Руководитель проектов по персоналу «Леруа Мерлен»

Виктория Кравченко

«Think different!» – завещал один из самых успешных бизнесменов современности Стив Джобс. Успех ждет тех, кто меняет угол зрения на привычные вещи и экспериментирует. А главное – кто умеет находить светлые умы и таланты и создает условия для раскрытия их потенциала. 

Но где и как искать? Светлана Сидоренко, руководитель проектов по персоналу «Леруа Мерлен» рассказала о новом подходе к рекрутингу талантливых управленцев. 

Как привлечь талантливых сотрудников: инновационный подход

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Кадры решают все: как решить проблему кадров

В таком бизнесе, как ритейл, кадры решают если не все, то очень многое. От темпов расширения торговой сети магазинов во многом зависит развитие компании.

Согласно глобальной стратегии развития, в год мы планируем открывать до 20 магазинов, чтобы к 2020 году сеть насчитывала 100 гипермаркетов во всех регионах России, включая Дальний Восток. Для таких масштабных планов кадрового резерва катастрофически не хватает.

В первую очередь речь идет о нехватке талантливых управленцев, так как за успешное плавание любого корабля – магазина – отвечает, прежде всего, капитан. Но как найти грамотного директора магазина, например, в Хабаровске?

Руководители среднего и высшего звена, как правило, приходят с открытого рынка или через внутренние переводы. Мы делаем большой фокус на развитие сотрудника, у нас сильная образовательная система, мы сотрудничаем с опытными внешними коучами и институтами. Но чтобы вырастить грамотного управленца, нужно немало времени – минимум два года. А магазины открываются почти каждый месяц.


Где взять таланты?

Помимо проблемы количества, существует и проблема качества персонала. В ритейле, вообще, отмечается острый дефицит квалифицированных кадров. Несмотря на развитость индустрии розничной торговли, до сих пор не существует отраслевого института, где можно получить профильное образование в области ритейла. А значит основная задача рекрутёра при поиске потенциального руководителя – разглядеть его ключевые качества.

Традиционные методы рекрутинга не позволяют увидеть управленческий потенциал кандидата на руководящую должность в полном объеме.

Нам нужны люди со стратегическим мышлением, умением управлять, вдохновлять и вести за собой команду. Но как эти качества выявить на интервью?

Столкнувшись с этими вызовами, мы начали искать новые подходыя. Так родилась идея создания масштабного проекта «Ритейл-Арена». А вдохновила нас бизнес-игра Global Management Challenge. Это мировой чемпионат по стратегии и управлению бизнесом на основе бизнес-симуляции. В России организатором таких соревнований выступает Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы (РАНХиГС), наш партнер по обучению персонала.

Академия приобрела лицензию, русифицировала онлайн-программу и стала использовать ее для обучения и рекрутинга в том числе.

В игре могут принимать участие люди разного возраста и уровня подготовки: от студентов до состоявшихся бизнесменов.

Это бизнес-соревнование мирового масштаба, охватывающее более 30 стран, и возможность получить уникальный опыт и проявить себя. Это как раз тот случай, когда важна не победа, а участие. Кстати, российская команда очень успешно выступает на мировом чемпионате. Так мы пришли к идее устроить свой бизнес-челендж, и найти с его помощью талантливых ребят, решая проблему кадрового дефицита.


Инновационный HR-инструмент

В ноябре прошлого года мы объявили об открытии бизнес-игры «Ритейл-Арена», которая поможет нам найти 100 потенциальных кандидатов на ключевые позиции в новых гипермаркетах. Это было настоящим вызовом для нас, так как никто в сфере розничной торговли такого не делал. Для первичного отбора мы предлагали участникам их разных городов заполнить анкету.

Ключевой вопрос анкеты: «Почему вы хотите работать в ритейле?». Для привлечения людей на лендинговую страницу мы провели рекламную кампанию в социальных медиа и на ведущих сайтах того или иного города. Для понимания специфики желаемой должности мы сняли три вдохновляющих видеоролика о позициях, на которые мы искали кандидатов. Всего за месяц мы собрали 4600 анкет, по итогам отобрав 700 человек, из которых в игре приняло участие 400.

Прелесть этого рекрутингового инструмента в том, что он позволяет оценить потенциал человека вне зависимости от его опыта, возраста и других условностей. При отборе участников мы фокусировались на трех группах потенциальных кандидатов:

  1. 18–24 года. Студенты без опыта работы.
  2. 25–35 лет. Специалисты с определенным опытом, но необязательно управленческим.
  3. 35–50 лет. Профессионалы с опытом работы на руководящей должности.

Механика игры

Игра проходила в 36 городах России от Краснодара до Владивостока. Все участники стартовали в одно и то же время для чистоты эксперимента. Из-за широкой географии и разницы во времени игра растянулась на два дня. Местом проведения стали наши уже открытые магазины, а также арендованные площадки.

Цель каждой игры по аналогии с первоисточником – увеличить капитализацию виртуальной компании. В ее основе лежит компьютерный бизнес-симулятор, включающий множество кейсов из разных областей бизнеса на основе реальных рыночных условий.

Мы выбрали кейсы и задачи, связанные с ритейлом. Например, участникам предлагалось вывести магазин из кризиса и повысить его прибыль или разработать стратегический план для привлечения новых клиентов.

Кейсы у каждой команды разные, но суть их одна – улучшить финансовые показатели. По итогу соревнований программа сама анализирует результаты и показывает финансовую эффективность того или иного решения команды. Таким образом, участники учатся на своих ошибках и могут почувствовать, как дорого в реальной жизни могут стоить эти ошибки.

Игра дает возможность взглянуть на бизнес и рынок со стороны, одновременно погружаясь в них, быть снаружи и внутри, почувствовать их пульс.


Крутые особенности

Большое преимущество такому методу подбору персонала дают игровой и соревновательный элементы.

  1. Человек чувствует ответственность за команду и ее решения, ощущает почти физически, как конкуренты дышат в спину и могут обойти. Все эти факторы помогают кандидату раскрыться, проявлять живые эмоции и показать себя во взаимодействии в команде.
  2. Азарт и ответственность за команду захватывают участника, и он становится самим собой, демонстрируя как личностные, так и профессиональные качества. Это та недостающая и важная деталь, которая делает традиционные собеседования несостоятельными, ведь соискатель на интервью все равно играет некую роль и старается понравиться.
  3. Основной смысл нашего эксперимента – не победа, а участие. Во время игры мы наблюдали за каждым: как он проявляет лидерские качества и свою индивидуальность.

По итогу соревнований мы отобрали 183 финалиста из разных городов. Это те участники, которые лучше всего проявили себя на отборочном этапе. Они приняли участие в решающем «состязании» – очной встрече с региональными директорами, по результатам которой было выбрано 43 человека. Это те люди, которым мы сделали предложение о работе в нашей компании.

Стоит отметить, что среди финалистов немало людей без опыта работы на руководящей должности. Конечно, всем победителям предстоит пройти обучение и стажировку в работающих магазинах и набраться недостающего опыта. Мы создадим все условия для их дальнейшего успешного развития в компании.


Оправдались ли ожидания?

Несомненно. В проекте было интересно принимать участие как организаторам, так и участникам. Мы нашли совершенно уникальных талантливых людей, которые качественно отличаются от тех кандидатов, которые пришли бы к нам после стандартных этапов отбора. У них иной подход к работе, они более амбициозные и требовательные как к себе, так и к работодателю.

Игра дала соискателям правильный заряд на развитие и понимание здоровой конкуренции. Каждый из них достойный лидер, который способен вдохновлять команду и вести за собой. Естественно, их состоятельность в реальных условиях бизнеса докажет только время.

Я очень рекомендую обратить внимание на игровые форматы при отборе персонала. Некоторые симуляционные элементы всегда можно интегрировать в классические интервью.

Можно пригласить на собеседование одновременно несколько соискателей и предложить им в течение часа решить ту или иную задачу командой. Это могут быть реальные проблемы, с которыми компания сталкивалась и успешно справилась. Важно, чтобы командное решение можно было оценить и впоследствии объяснить кандидатам, в чем была их ошибка.

Во время обсуждения можно оценить знания кандидата и способность быстро включаться в рабочий процесс и взаимодействовать в команде. Элемент неожиданности сработает на руку – кандидат явно не будет готов к такому необычному собеседованию.

Отличный тест на стрессоустойчивость и гибкость. Пробуйте и экспериментируйте!


Материалы по теме:

Почему я НЕ рекомендую использовать очки дополненной реальности в бизнесе

12 ошибок, которые мешают стартапу развиваться

Как сделать так, чтобы ваш IoT-проект не провалился

Какие стартапы в области рекламы и маркетинга интересны корпорациям?

Как заставить сотрудников создавать корпоративные ценности и следовать им?

Как интегрировать инновации в реальный бизнес

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
  2. 2 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  3. 3 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  4. 4 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  5. 5 «Смотрите на услуги глазами клиента»: просто сказать, сложнее — сделать
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее