Колонки

Пять личностей, которые должны уживаться в идеальном руководителе

Колонки
Евгений Карюк
Евгений Карюк

Исполнительный директор компании «Биплан»

Виктория Кравченко

Рекомендаций по типу «Как быть хорошим начальником» очень много. Но этот материал особенный. 

Евгений Карюк, исполнительный директор компании «Биплан», посмотрел фильм «Сплит», по сюжету которого в одном человеке уживается не менее 23 личностей, и по-новому взглянул на должность руководителя. 

Начальник – это тот человек, в котором должны уживаться как минимум пять личностей. И вот какие.

Пять личностей, которые должны уживаться в идеальном руководителе
Присоединиться

Если вы думаете, что быть начальником просто – вы никогда не руководили


Сколько раз я читал статьи и слышал комментарии на тему: «Как начальник должен себя вести», «Что ему можно говорить», «Какой пример нужно подавать подчиненным» и тому подобное. Да что скрывать, я сам неоднократно дополнял списки спикеров в похожего рода публикациях.

Все это хорошо и в определенной степени познавательно, правда, оторвано от реальности, собственно, как кино. Именно после просмотра фильма «Сплит», по сюжету которого в одном человеке уживается не менее 23 личностей, я решил пристальнее взглянуть на внутренние сомнения и трансформации, окружающие жизнь руководителя.


Каждый начальник сталкивается с серьезными вопросами, высоким уровнем ответственности и большим напряжением. Если думаете, что это всего лишь общие слова, значит, вы никогда не руководили.


Вы можете создать коллектив единомышленников, проводить тимбилдинги и придумывать геймификации, мотивировать персонал и выписывать премии, но никто, повторю – никто не заинтересован в общем успехе так, как должны быть заинтересованы вы.

Руководителями не рождаются, а становятся через годы усердной работы, пристальное внимание к мельчайшим деталям и умению играть на опережение. Совместить в себе все эти качества, найти общий язык с коллегами и не сойти сума – задача не из простых.


Без умения переключаться и трансформироваться в процессе, предлагая нестандартные решения задач, вам не подняться выше замначальника отдела.


Я долгие годы пытался отталкивать от себя эти мысли, считая постоянство и сдержанность главным проводником к успеху в карьере. А потом отпустил их, перестав функционировать по общепринятому шаблону. Иногда обращал внимание на ярко выраженный подчерк индивидуальности представителей бизнес-элиты, воспринимая такие маячки, как подтверждение правильности своих суждений.


Каждый успешный человек, в независимости от сферы его деятельности, немного сумасшедший, точнее, не такой как все. В этом и кроется главная разгадка преимущества, которое многие ошибочно принимают за слабость или изъян.


Кто живет в сознании хорошего руководителя и почему не нужно стесняться проявлять себя по-разному?

Расскажу подробно и с примерами, как это может принести пользу, не отправив вас раньше времени на больничную койку.


Личность 1. Учитель, мастер, сенсей

Никто не будет воспринимать вас всерьез, если не брать в расчет угрозы увольнения, без трансляции экспертности и практического опыта. Теории вокруг хватает, только кликни мышкой на увлекательный материал, а вот с лайфхаками, подкрепленными примерами из жизни с набитыми шишками и ошибками, проблема.


За умным человеком идут всегда и везде закон людей, стремящихся к развитию. Я и сам так делал, делаю и буду делать в будущем.


Проявите инициативу, взяв ситуацию под контроль. Зачем ждать пока к вам с вопросами бросятся сотрудники, предложите свой план действий. К примеру, нас не устраивал общий уровень знаний специалистов отдела продаж. С силой убеждения все было в порядке, а вот с пониманием инструментов интернет-маркетинга и точностями прогнозов возникли сложности.


Я предложил создать базу знаний, сформировав курс из пяти лекций по каждому направлению с итоговым тестовым заданием. Собрались вместе с руководителями отделов, обсудили идею и приступили к реализации. Спустя два месяца, у нас был четкий план занятий с графиком обучения.

Первый поток прошел быстро и легко, а вот потом начались сложности со свободным временем преподавателей, поэтому мы решили организовать интерактивную библиотеку знаний. Но это уже совсем другая история.


Личность 2. Прекрасный собеседник

Для того чтобы быть в курсе всех внутренних процессов и жизненных переживаний подчиненных, вам нужно выйти из своего домика и начать взаимодействовать напрямую, без виртуальных мессенджеров и социальных сетей.



Живое общение открывает людей по-новому.

Вы можете обсудить спорные моменты, услышать эмоциональные рассуждения, удивиться сухому комментарию на важную тему.

Это поможет понять, кем является ваш собеседник – искренним единомышленником и профессионалом своего дела или простым позером с завышенным чувством собственной важности.


Завязать разговор без явной причины кажется нелепым и опрометчивым шагом – вдруг сотрудник подумает, что руководителю просто нечем заняться или он таким странным образом пытается найти общий язык. А дальше потеря авторитета, смешки за спиной и другие глупые заблуждения.



Выкидывайте эти мысли из головы и говорите на любые темы, не выходящие за рамки приличия. Если хотите наладить диалог, то лучше не начинать с обсуждения задач или косяков по проекту. Попробуйте закинуть удочку в направлении актуальной новости, а дальше переходите в режим слушателя.


Я всегда объясняю коллегам, что в моем понимании должности больше на бумаге и в головах, чем в реальной жизни.

Они могут советоваться по любым вопросу, обращаться за помощью, делиться интересными фактами и случаями из жизни.


Мы вместе играем в футбол, ходим на каток, фестивали и концерты – это для меня действительно важно. Интровертам будет немного сложнее, но и они при желании могут выйти из зоны комфорта.


Личность 3. Позитивный управленец

Я говорю не об идиотской улыбке, которая не сходит с лица руководителя на протяжении всего рабочего дня, а о трансляции позитива в массы, даже когда внутри бушуют негативные эмоции или господствует подружка депрессия. Вот с этим всем лучше оставаться наедине, делиться с родственниками и друзьями, да хоть со случайный пассажиром в общественном транспорте или таксистом.


Главное – не показывать своим подчиненным упадок сил и энергии. Такая зараза быстро расходится по офису, передаваясь воздушно-капельным путем за считаные минуты.

На вас смотрят, на вас ровняются, вас слушают, поэтому терпите!


Раскройте причину переживаний, если не можете играть роль счастливого человека, вместо того, чтобы молча хмуриться и провоцировать перешептывание в коллективе: «А почему он такой злой?», «Похоже, кто-то накосячил», «Видимо, будут задержки по зарплате».

Конечно, у меня не всегда получается следовать этой рекомендации, но я стараюсь. Иногда требуется помощь в виде юмористического контента на любимых сайтах. Для того чтобы переключить сознание и оседлать позитивную волну достаточно 10 минут в начале дня.



Не волнуйтесь, ваша продуктивность сильно не пострадает. Мне хватает утреннего кофе-брейка в компании веселых и находчивых представителей нашего агентства, чтобы по-настоящему зарядиться энергией. Если серьезные переживания не дают возможности думать ни о чем другом, значит, пришло время для музыки в наушниках и полной концентрации на процессе, желательно в отдельном помещении.

Все мы люди, такое периодически бывает. Вы же помните слова популярной детской песни: «От улыбки хмурый день светлей…».


Личность 4. Задумчивый ботаник

Вы мыслительный центр отдела или целой компании, без погружения в детали вам далеко не уехать. Коллеги смотрят на вас, следят за выбором направления, умением маневрировать и контролировать прохождение заданного маршрута. Вы ошибаетесь, если думаете, что всем сотрудникам нужен отзывчивый друг, а не профессор.



Теплые отношения между руководителем и подчиненным – это хорошо, но в работе важны знания, навыки, понимание нюансов и профессиональные хитрости. Вас должны воспринимать всерьез, даже если ваше внутреннее «я» предлагает сократить дистанцию и скатиться в неформальное общение двух товарищей. Так делать нельзя.


Костюм с галстуком, замечания свысока, очки для статуса, покерфейс на совещании – не моя органика, а изображать ее я не вижу смысла, да и желания нет.

Предпочитаю контролировать и регулировать только те процессы, которые хорошо знаю.


Если кто-то забывается, а среди поколения Z часто встречаются случаи панибратства, я напоминаю об этом и советую избегать повторений в будущем. Это относится только к рабочим отношениям и взаимодействию в офисе. За его пределами действуют другие правила, которые формируется сами собой в зависимости от человеческих качеств сотрудника.


Личность 5. Бдительный контролер

Вот это прям наше все, радость и боль каждого руководителя. В идеале это не нужно делать вообще, но в реальности приходится довольно часто.


Умение следить незаметно, так чтобы не давить на специалиста дополнительным чувством ответственности – это целая наука, которой владеют настоящие мастера своего дела.


Они всегда знают, на каком этапе находится проект, как строится общение с клиентом, что нужно улучшить или чем можно помочь в решении конкретной задачи. Все это происходит легко и ненавязчиво, так лучше для всех. Если что-то пойдет не так, в глобальном понимание вопроса, отвечать придется руководителю.


Знаете, в скольких задачах в Битриксе24 меня ставят наблюдателем? Практически во всех. Многим это может показаться странным, но я считаю по-другому.


Сотрудники понимают и уважают мое время, которое я мог бы тратить на лишние вопросы и поиск информации. Они автоматически добавляют меня в каждый новый проект, давая возможность держать все под контролем с первого дня запуска.



Я благодарен им за такое отношение и ценю тот факт, что для них важно мое мнение по разным вопросам, к примеру – подходит ли этот баннер для запуска медийной рекламы, какой вариант спецпредложения стоит выбрать из трех отличных вариантов, чем лучше подогреть интерес к сезонной акции фитнес-клуба – скидкой или подарками.


Необязательно быть однообразным

Не придерживайтесь конкретного стиля управления, жонглируйте ими, экспериментируйте и меняйтесь в зависимости от ситуации.

Только не создавайте слишком много личностей, дабы не угодить в психушку к руководителю из другой сферы деятельности. Главное – оставайтесь самим собой.


Материалы по теме:

Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса

3 спорные идеи руководителя поддержки: пресекайте их на корню

«Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»

Как руководить людьми, которые вам не нравятся

7 уроков о бизнесе из любимой книги Билла Гейтса

Любопытная статистика: на что менеджеры тратят свое рабочее время

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов
  2. 2 Как перестать совещаться ни о чем, но быть в курсе всего
  3. 3 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  4. 4 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
  5. 5 Десятки умерших бабушек и температура под 40 — как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти