В нашей компании работают 24 робота – и существенно упрощают нам жизнь. Вот как правильно внедрять их в бизнес-процессы
Примерно 10-20% рабочего времени сотрудников уходит на рутинные и повторяющиеся задачи, хотя можно было бы заняться более креативными или сложными занятиями. При этом на каждый обработанный вручную отчет компании тратят от $5 до $25, что тоже весьма существенно, особенно если за год таких документов набираются сотни и даже тысячи.
Антон Рожковский, председатель совета директоров НКО «Мобильная карта», «ПЕРВЫЙ ЦУПИС», рассказывает, какие процессы можно автоматизировать и какого результата ждать.
Роботизация рутинных процессов (RPA, Robotic Process Automation) – это технология, с помощью которой создают роботов, выполняющих определенные действия так, словно их делает человек. Их цель – освободить время сотрудников для более важных задач за счет того, что теперь им не приходится выполнять повторяющиеся процессы.
Согласно исследованию Gartner, в 2018 году рынок RPA вырос на 63% – до $846 млн, что сделало его самым быстрорастущим сегментом мирового рынка корпоративного ПО. При этом 47% рынка контролирует пять крупнейших поставщиков. В 2019 году ожидается рост до $1,3 млрд.
И это логично, потому что для компаний автоматизация – это экономия денег и ресурсов. Талантливых сотрудников можно использовать по-максимуму, а неэффективным сократить рабочее время или вообще пересмотреть их роль в компании. А для робота не нужны никакие дополнительные расходы на оборудование, он может работать на отдельном компьютере или в централизованной ИТ-среде компании.
В отличие от традиционных систем RPA не подключается к API или интеграционной шине, а работает через интерфейс, имитируя работу пользователя. Это упрощает разработку и помогает автоматизировать задачи в тех программах, где поставщик не предоставляет API, а разработчику не нужно каждый раз вникать в особенности того или иного приложения.
Что умеет RPA:
- повышает производительность и эффективность сотрудников, сократив время на повторяющиеся задачи;
- обеспечивает последовательное обслуживание клиентов;
- масштабирует бизнес, не увеличивая затраты на рабочую силу;
- исключает человеческий фактор.
Задачи, которые решает RPA
Роботы RPA способны имитировать многие действия пользователей:
- открывать приложения,
- перемещать файлы и папки,
- копировать и вставлять данные,
- заполнять формы,
- извлекать и структурировать информацию из документов,
- выполнять сложные вычисления с помощью ИИ и машинного обучения.
По оценкам Forrester, к 2021 году более четырех миллионов роботов будут выполнять офисную и административную работу, заниматься продажами и связанными с ними задачами. В нашей компании сейчас работает 24 робота. Вот чем занимаются трое из них.
Подготовка ежемесячных актов
- Время, ранее затрачиваемое сотрудником: пять рабочих дней каждый месяц.
- Время, потраченное на разработку: неделя и два дня на тестирование.
- Время работы робота: четыре часа в месяц.
Каждый месяц сотрудники готовят акты сверки и оказанных услуг. Сложность задачи – в ее объеме.
Человеку каждый раз приходится собирать большое количество чисел из разных мест и параллельно их суммировать. Робот исключает человеческий фактор и сводит возможность опечатки к нулю.
Как это выглядит на практике: для него заранее готовят шаблон документа, в котором есть все поля для заполнения. Он собирает и суммирует необходимые данные из автоматизированной банковской системы (АБС), а затем подставляет полученные значения в шаблон.
На выходе сотрудник получает готовые отчеты. Остается всего ничего – отнести документы на подпись и убрать в папки.
Отслеживание информации о контрагентах
- Время, ранее затрачиваемое сотрудником: 45 минут в день.
- Время, потраченное на разработку: четыре часа.
- Время работы робота: пять-семь минут в день.
Наша компания развивает экосистему платежей для любителей спортивных ставок, отвечая за безопасность денежных транзакций и конфиденциальность данных. Поэтому сотрудники службы управления рисками постоянно мониторят информацию о специфических событиях, например, отчетности, чтобы проанализировать уровень риска взаимодействия с контрагентами.
Сейчас этим также занимается робот: вместо человека он постоянно мониторит информацию на ресурсах «Интерфакс». Список компаний для него подготовили заранее – по нему робот ищет новости, опубликованные после предыдущего запуска.
Теперь сотрудники не затрачивают время на поиск и получают всю нужную информацию в специальном Telegram-канале.
Объединение в один отчет информации из разных систем
- Время, ранее затрачиваемое сотрудником: один день.
- Время, потраченное на разработку: две недели.
- Время работы робота: 15 минут.
Маркетолог постоянно собирает данные, чтобы проанализировать рекламные кампании. У него довольно много источников:
- Google Analytics,
- AppMetrica,
- UniSender,
- другие системы.
Ранее на это уходил целый рабочий день. Сейчас этим занимается робот: делает запрос на каждый ресурс и получает выгрузку данных, по которой рассчитывает необходимые показатели. Вся информация переносится в Excel-документ в удобном для анализа и презентации формате.
Как внедрять RPA
Выбрать процесс
Нужно тщательно оценить все операции компании, чтобы найти подходящие. Для этого подразделения составляют список рутинных процессов. В нашем случае их было более 70. Мы оценили, какие задачи занимают 15 минут в день, а какие – несколько дней ежемесячно.
На этом этапе важно рассчитать, как много времени займет разработка и насколько экономически выгодным будет решение. Нет смысла начинать автоматизировать задачи, которые занимают два-три часа в месяц, если есть процессы, на которые сотрудники тратят три-пять рабочих дней.
Подробно смоделировать процесс
Составляется карта, где описываются все шаги сотрудника. Затем нужно превратить это в техническое задание и отдать на разработку.
Тут важно задокументировать каждый шаг:
- что открыл,
- куда нажал,
- какие данные получил,
- в какую ячейку занес,
- какие данные суммировал.
Иначе разработка будет работать неправильно и потребуется еще столько же времени на переделку.
Программирование
На создание первого робота у нас ушло два дня. Альфа-версию необходимо постоянно тестировать и устранять любые неожиданные препятствия, которые могут возникнуть. Затем доработать и передать в эксплуатацию, не забывая постоянно улучшать робота.
Например, если спустя время покажется, что процесс можно выполнить не за пять шагов, а за два, или компания-разработчик добавит новую функцию, которая делает все то же самое проще и быстрее.
Передать в эксплуатацию
Роботы помогают оперативно решать задачи, при этом допуская значительно меньше ошибок. Но после внедрения необходимо отслеживать KPI (и робота, и освободившихся сотрудников), которые помогут оценить успех разработки. Иначе будет непонятно, сколько денег сэкономили и не халтурят ли теперь работники в освободившееся время.
Шесть критериев хорошего робота:
- процесс описан качественно;
- досконально продумана архитектура;
- созданы повторно используемые модули;
- количество объектов, подтвержденных динамике, минимально;
- минимизировано участие человека в работе робота;
- робот тщательно протестирован и готов к работе.
Мы разрабатываем роботов RPA на платформе UiPath. В продуктовую линейку входят среда разработки, два типа роботов и оркестратор – инструмент для централизованного управления. Создать сценарий можно двумя путями: перенести необходимые действия из библиотеки в рабочую среду или же записать действия пользователя.
Для разработки RPA-роботов не нужны специфические знания, так в первую очередь важно алгоритмическое и процессное мышление. Но будет плюсом, если человек разбирается в программировании в целом и написании кода на C#. Под эту задачу отлично подойдут С#-, Java-, Python-, 1C-разработчики и системные администраторы.
По оценке PwC, можно автоматизировать до 45% работы человека. RPA позволяет снизить расходы.
- Во-первых, внедрять и использовать робота проще, чем автоматизировать процессы, так как он работает через пользовательский интерфейс и более прост в разработке.
- Во-вторых, цифровой сотрудник может работать 24/7, не требует контроля и его можно масштабировать вместе с бизнесом. А сотрудники могут заняться более стратегически важными задачами.
Будущее RPA
К 2026 году рынок RPA вырастет на 29,5% и достигнет $8,781 млрд. Такой рост объясняется спросом на автоматизацию бизнес-задач. Бизнесу это дает ряд преимуществ: снижение затрат, повышение эффективности, обеспечение соответствия нормативам, устранение человеческого фактора и так далее.
Исследование платформы ICT.Moscow и Департамента информационных технологий Москвы показало, что 81% компаний малого и среднего бизнеса уже окупили затраты на роботизацию процессов. Большинство достигло этого результата меньше чем за год. Такие показатели воодушевляют и снимают часть страхов для тех, кто только собирается внедрять RPA. Но никто не отменяет первичную оценку, которая покажет реальную экономическую целесообразность.
В гораздо большей перспективе RPA – настоящая находка для корпораций. В отчете McKinsey & Company говорится, что к 2025 году экономический эффект от автоматизации в бизнесе составит от $5,2 до $6,7 трлн. В дальнейшем возможна связь RPA с интернетом вещей, большими данными и искусственным интеллектом.
Например, робот сможет отслеживать онлайн-активность покупателей, изучая, как они используют устройства или общаются с людьми в социальных сетях. Затем он начнет внимательно анализировать эти данные и находить шаблоны поведения, которые раньше не были очевидны.
Он также сможет изучать проблемные места в операционной деятельности, помогая ее планировать и бюджетировать. А потом – и вовсе улучшать себя самостоятельно за счет анализа собственной работы.
RPA может быстро генерировать и собирать данные, а машинное обучение – делать прогнозирование и оптимизацию в режиме реального времени. Объединение этих двух технологий может ускорить процесс обучения нейросетей, а компании получат улучшенную производительность.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ»
- 1 Робот-банкир: рутину отправляем на конвейер Опыт Альфа-Банка по внедрению RPA 14 октября 12:42
- 2 От промоутера до официанта: как роботы заменяют людей в маркетинге и продажах Какие уже роботы есть и какие виды могут появиться? 16 мая 17:36
- 3 Ваши яблоки скоро будут собирать одни роботы Как автоматизация меняет сельское хозяйство 29 марта 18:00