Ольга Гриневская

Что вредно для предпринимателя


В России актуален вопрос, как сделать ИТ-отрасль заметной частью экономики. Если посмотреть на список крупнейших российских компаний, большинство из которых работает в области банковского сектора, природных ресурсов и энергетики, их выручка оценивается миллиардами долларов. И это — как раз те показатели, на которые стоит ориентироваться, чтобы экономика страны получила достаточные изменения. Необходимо вырастить достаточное количество компаний, выручка которых будет измеряться миллиардами.

Создание института интернет-предпринимательства — стало первым шагом для реализации этого амбициозного плана. Логика простая: чем больше зарабатывает бизнес — тем больше денег поступает в экономику страны. Чем больше бизнесов, тем лучше. Бизнес создается руками предпринимателя, поэтому стране нужно как можно больше предпринимателей.

Для поддержки предпринимателей за последние несколько лет было создано большое количество информационный ресурсов, образовательных площадок, где начинающие бизнесмены могут узнать об основах создания компании, инструментах, которые им для этого понадобятся, и даже мероприятий, на которых можно собрать команду. Многие из них абсолютно бесплатны. Помимо информирования, помощь предпринимателям пополнилась ещё и различными грантовыми системами (которые жизненно необходимы в наукоемких направлениях, вроде биотеха и нанотехнологий).

Снижение информационного барьера привело к резкой популяризации стартапов. Создание собственного бизнеса в интернете перестало быть уделом узкого круга it-гиков и программистов. Теперь идея для стартапа есть у каждого второго.

Многие путают, когда говорят, что стартап — это «идея». Стартап — это растущий бизнес. Если посмотреть на любой западный рейтинг российских стартапов, среди имен можно увидеть GameInsight, KupiVip, ZeptoLab, Nginx, Dnevnik.ru — компании, выручка которых уже перевалила за несколько десятков миллионов долларов. На самом деле, это и есть настоящие стартапы — компании, у которых есть потенциал из десятка миллионов долларов сделать сотни миллионов.

Нужно не забывать, что цель любого стартапа — не «уникальная идея», а тот самый бизнес, который будет приносить деньги. Примеры таких интернет-бизнесов у нас перед глазами — это Яндекс, Mail.ru, Одноклассники, ВКонтакте.

Инвесторы, как и предприниматели, хотят одного — заработать денег. Для венчурного фонда любой бизнес, который не дошел до масштабирования и стабильного роста — это «начальная стадия», на которой всё ещё сохраняется риск потерять деньги, даже если сама компания имеет оборот в несколько миллионов долларов.

В классическом разделении на «инвестиционные стадии» можно выделить следующие:

— Начало бизнеса (инкубаторы);

— Предпосевная стадия/pre-seed (бизнес-ангелы и акселераторы);

— Посевная/Seed (акселераторы,  посевные фонды);

— Рост/Growth (венчурные фонды);

— Масштабирование, выход на новые рынки (венчурные фонды, private equity фонда);

— Публичный рынок (IPO);

Почему же инвесторы не вкладываются в голые идеи? Идеи бизнеса есть у каждого. На сто человек с идеями — есть только один предприниматель. Поддерживая каждого с идеей, инвестор в сто раз сокращаете ресурсы, которые могут быть направлены на поддержку тех, кто действительно может построить бизнес.

Может ли человек, у которого не хватило опыта, времени и усилий, чтобы хотя бы собрать небольшую команду и сделать первый шаг, построить миллиардную компанию? Вряд ли.

К сожалению, тут-то гранты и сыграли злую шутку для всей интернрет-отрасли. «Бесплатные деньги» на создание интернет-компании стали восприниматься многими как альтернатива зарплате, которую предприниматель получал, «работая на дядю».

Обычно инвестиции в идею, если речь не идет о сложной разработке, нужны людям в том случае, когда они что-то придумали, но не хотят рисковать собственным временем, а всего лишь хотят получить денег и нанять людей, которые всё сделают за них.

Предприниматель всегда рискует на равных с инвестором: временем, деньгами, репутацией. Чтобы построить бизнес, необходимо 5 ключевых составляющих:

— Собрать компетентую и опытную команду, убедив их рискнуть и поверить в собственный проект.

— Найти конкурентоспособное решение проблемы;

— Найти рынок и достижимую нишу, не занятую кокнкурентами;

— Грамотно распланировать шаги и ресурсы, которые нужно будет сделать, чтобы бизнес начал приносить доход;

— Иметь стратегию развития — понимание, куда идти дальше и в чем «большая цель» бизнеса;

Все эти составляющие должны быть заложены в бизнесе с самого начала, как крепкий фундамент. При отсутствии любой из них — высока вероятность того, что всё развалится. Из всего этого списка есть только один момент, в котором может помочь инвестор — в ресурсах. Вся остальная работа целиком лежит на плечах предпринимателя.

Сама суть предпринимательской деятельности связана с риском начала бизнеса: с готовностью профессионала рискнуть собственным временем и собственными деньгами. Не многие рискнут оставить работу со стабильной зарплатой и создать что-то своё. Способность взять на себя риск и ответственность — и есть отличающая предпринимателя черта. Предприниматель работает на себя и знает, что у него есть не так много ресурсов, чтобы делать ошибки, и если он всё тщательно не взвесит, ему будет нечего есть.

Любые попытки сделать создание бизнеса безопасным — платить предпринимателям зарплату с самого начала, когда у него есть только идея, — негативно влияют на всю культуру предпринимательства. Если предприниматель ничем не рискует, хорошо ли он обдумал идею своего бизнеса?

Danger-image via Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно