Станислав Сажин

Из российского стартапа можно выйти только «вон»

Станислав Сажин, основатель социальной сети для врачей «Доктор на работе», рассказывает о неутешительном положении дел на медицинском и фармацевтическом рынках в РФ. Дальше – хуже?


Еще 1 – 1,5 года назад ситуация по «экзитам» (то есть «выходам» в деньги или легко конвертируемые активы) для российских стартапов была нелегкой, но рационально вполне реализуемой. Для примера можно вспомнить хотя бы выход российских фондов из сервиса по доставке еды Delivery Club, который был приобретен международной компанией из той же области Food Panda. В данный момент «Панда» если бы и купила «Деливери», то лишь на «карманные деньги».

Сейчас же, в конце 2015 – начале 2016, все кардинально изменилось. Могу привести в пример сервис по управлению клиниками Clinic IQ – несмотря на почти полмиллиона пациентов в базе и положительный кэшфлоу, основатели не могут выйти из бизнеса, так как ни один международный игрок не готов идти на риск и инвестировать в Россию. В итоге Clinic IQ остается рассматривать российские варианты – их больше, они более сговорчивы, но речь идет уже о совсем других суммах. Еще 2 года назад такой актив оторвали бы с руками где угодно.

Что было и что теперь?

Было:

  1. В большинстве «венчурноемких» областей Россия входила в число лидеров по темпам роста, если не в мире, то в Европе точно. Пример: Россия была в топ-3 самых быстрорастущих фармацевтических и медицинских рынков мира (в долларовом исчислении).
  2. В абсолютном выражении многие привлекательные для инвесторов российские рынки были конкурентны на мировой арене. Пример: российский рынок доставки еды в 2013 году, по моим данным, был больше любого европейского, если считать в евро.
  3. Риски, которые несли в себе инвестиции в Россию, были по-прежнему высоки, но они были прогнозируемыми и существенно принижались за счет привлечения крупных юридических компаний и опытных консультантов. Пример: американский фонд Intel Capital до 2014 года регулярно инвестировал в российские компании.

А как теперь:

  1. Обвал рубля и замедление развития экономики выбросили Россию из числа лидеров по темпам роста. Пример: российский фармацевтический рынок, несмотря на бурный рост лекарственного сегмента в упаковках, демонстрирует спад в долларовом выражении.
  2. В абсолютном долларовом выражении российские рынки откатились на десять и более лет назад. Пример: рынок частной медицины в России и так то был маленький, а сейчас превратился в 5-7 млрд долларов. Это в 10 раз ниже оборота любой крупной сети клиник в США (например, этой). Весь наш рынок меньше десятой доли одной сети в США, представьте себе.
  3. Риски, вызванные конфликтами на границах и нестабильной валютой, привели к резкому оттоку инвесторов. Они вынуждены закладывать в свои прогнозы как обвал рубля еще в 2-3 раза, так и еще большее торможение экономики из-за конфликтов, санкций и иных обстоятельств.

Гипотетический стартап, который 2 года назад стоил 100 млн долларов (3 млрд рублей), сейчас стоит 10 млн долларов – в десять раз меньше. Сработала формула «падение рубля в 2,5 раза» умножить на «рост рисков в 4 раза».

Итак, какие же варианты остаются у российских основателей? Их не так уж и много.

  • Прежде всего, можно жить на дивиденды, сделав бизнес стабильно прибыльным. Не хватать звезд с неба. Надеяться на лучшее. Почаще путешествовать в Крым. Именно так, например, поступают основатели «Доктор на работе» или сервиса по подбору врачей DocDoc (все мы полюбили черноморские курорты России).
  • Также можно попробовать прорваться на зарубежных рынки, где начать собирать валюту, постепенно перемещая свой фокус. Пока что примеры не очень удачные, но они есть: это и LinguaLeo, и Easy Ten, и, из самого свежего, Retail Rocket.
  • И, наконец, можно попробовать резко растить выручку с тем, чтобы обгонять падающие рубль и экономику, оставаясь привлекательными для внешних игроков. Такие примеры мне неизвестны. «Доктор на работе» попытался играть в эту гонку преследования, но все тщетно – как мы ни пытаемся вырваться за выручку в 2 млн долларов в год, как мы ни придумываем новые способы обогнать обстоятельства, но пока суровая реальность такова: даже рост в 2 – 2,5 раза в год не позволяет обогнать гоночный болид нашей национальной валюты.

 


Материалы по теме:

Почему ваш медицинский стартап не взлетит?

«Белая» зарплата – самая невыгодная вещь для работодателя

В России деньги дают тем, кто красиво вешает лапшу на уши

Инвестор рассказывает, чем отличается бизнес в онлайне и офлайне

Из-за кризиса стартаперы стали умнее

7 способов разрушить свой бизнес

Рекламные тренды для фармы

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно