Ирина Борисова

Краудфандинг даст вам не только деньги

Ирина Борисова, PR-менеджер Planeta.ru, написала, как извлечь выгоду из краудфандинга и что может быть важнее денег, когда запускаешь крауд-кампанию.


Привлечение средств – не единственное преимущество краудфандинга, как могут подумать многие. Народное финансирование позволяет решить как минимум три ключевые задачи:

  • Финансирование;
  • PR;
  • Маркетинговое исследование.

Краудфандинговая кампания – это мощный информационный повод. Пока идет крауд-проект, вы в центре внимания – о вас говорят, пишут. Главное – не забывать подогревать интерес общественности и расширять аудиторию проекта. Таким образом (возможно, еще до официального запуска продукта) вы продвигаете свои идеи и привлекаете ресурсы различных аудиторий. Кто эти люди и что они могут вам дать?


1. Потенциальные клиенты

С помощью краудфандинга вы еще на этапе разработки формируете свою лояльную аудиторию, знакомите ее с продуктом. Именно эти люди могут финансово или информационно поддержать ваш проект. Как правило, второй крауд-проект успешнее первого, так как у автораПо теме: Краудинвестинг в России: юридические аспекты

уже есть лояльная аудитория.

Яркий пример – проект автора блога «Археология русской смерти» Сергея Мохова. Через краудфандинг он собрал деньги на издание первого в России журнала о death studies. Сборы превысили финансовую цель проекта (50 тысяч рублей) в два раза. После успеха первого проекта Сергей запустил второй. При этом финансовая цель выросла до 100 тысяч рублей. Автору потребовалось всего 11 дней, чтобы собрать 97 тысяч рублей. Таким образом, благодаря лояльной аудитории и востребованности продукта, темп кампании вырос, а сроки сборов резко сократились.

Автор проекта «Дашины» пирожки» Даша Сонькина собрала через краудфандинг 202 тысячи рублей, купила оборудование для пекарни и открыла свой бизнес. Предложенные в качестве акций пирожки по бабушкиному рецепту и также кулинарные мастер-классы сработали лучше всякой рекламы. У Даши появилось много клиентов. Кстати, на крауд-кампанию обратил внимание фермерский кооператив LavkaLavka и поддержал проект информационно.

image description
Дарья Сонькина
Автор проекта «Дашины» пирожки»

Честно говоря, запуская краудфандинговую кампанию на Planeta.ru, я думала скорее о пиаре проекта, нежели о деньгах. Я очень сомневалась, что незнакомые люди ни с того ни с сего будут давать деньги на неизвестный проект. К моменту начала кампании у нас, конечно, уже были свои поклонники, но их вложений точно бы не хватило. Так что успешный сбор оказался очень приятным сюрпризом.


2. Партнеры по бизнесу и члены команды


Среди тех, кто заинтересовался вашей идеей, всегда есть люди, готовые помочь своими профессиональными ресурсами. Это могут быть волонтеры и потенциальные члены команды проекта, готовые с горящими глазами и на лояльных условиях включиться в проект.

Пример. Режиссер фильма «Рыба моя» Тая Зубова собрала через Planeta.ru на свой первый проект 644 тыс. рублей (при заявленных 583 тыс. рублей). Помимо денег краудфандинг помог автору найти актеров для массовки. Некоторые люди, воодушевленные идеей фильма, помогли Тае с реквизитом. Но, главное, во время краудфандинга Тая «подружилась» с известной компанией, которая согласилась сделать озвучку картины бесплатно. Все это помогло существенно сэкономить бюджет фильма. Потом был второй крауд-проект, сейчас Тая собирает деньги через краудфандинг уже на третий проект The Dream.


3. Крупные спонсоры, меценаты, потенциальные инвесторы

Чем больше о вас будут писать и говорить, тем выше вероятность, что крупные спонсоры или меценаты о вас узнают. А это – путь к финансированию не только текущего проекта, но и последующих.

Ирина Литманович, режиссер и художник анимационного кино, собирала деньги на съемку мультфильма «Облака ручной работы» через краудфандинг. Половину фильма профинансировали бекеры, другую половину — крупный спонсор, который подписал с создательницей мультфильма контракт.

image description
Ирина Литманович
Режиссер и художник анимационного кино

Он просто увидел проект на сайте Planeta.ru и связался с моим продюсером напрямую. С его помощью удалось реализовать задуманное. А недавно он купил мою живописную работу на аукционе.


4. СМИ и лидеры мнений

Краудфандинговая кампания – это ваш счастливый билет для налаживания контактов с прессой и лидерами мнений. О классных проектах на стадии разработки пишут чаще, чем о готовом продукте, потому что продвижение реализованных идей в СМИ – это уже реклама, за которую надо платить. Главное, правильно подать ваш проект СМИ.

Команда преподавателей и сотрудников МГУ собрала деньги краудфандингом на издание книги о главном здании МГУ на Воробьевых горах. План PR-кампании был подготовлен заранее, поэтому проблем с освещением проекта в медиа не было. Авторам также удалось привлечь спонсоров в проект.

image description
Роман Янковский
Преподаватель МГУ

Наш проект – об истории, архитектуре и инженерии, поэтому мы обратились к блогерам, которые пишут по этим темам. Как показала статистика, блогеры дали нам больше 30% сборов и впечатляющую раскрутку, при этом мы никому не заплатили ни копейки. Конечно, мы сами писали блогерам. Из топовых блогов наибольшую конверсию дал пост у Александра Попова (@russos): среди его аудитории оказалось больше всего потенциальных читателей. Хороший охват у Темы Лебедева, но конверсия сильно меньше.


Краудфандинг как маркетинговый инструмент

Краудфандинг – один из эффективных инструментов для маркетинговых исследований.

По сути, это самое настоящее голосование аудитории «рублем», при этом не надо проводить специального анкетирования, собирать фокус-группы, тратить деньги, чтобы в итоге понять, интересен ваш продукт аудитории или нет. Кстати, обратное также работает. По теме: В Москве бесплатно обучат краудфандингу авторов городских и социальных проектов

То есть если сбор средств идет слабо, вы можете спросить людей напрямую, почему они не хотят поддержать ваш проект. Как правило, крауд-платформа дает большую статистическую выборку за счет собственной аудитории. Автору оперативно и понятно отвечают те, кто постоянно поддерживает различные идеи. Что это дает? Вы еще на этапе разработки получаете обратную связь от аудитории и понимаете, что нужно изменить в продукте, чтобы он «выстрелил».

У фермерского кооператива LavkaLavka на момент запуска краудфандинга был онлайн-магазин фермерской еды, гастрономическая студия и кафе, служба кейтеринга, школа фермеров и т.д. Чтобы понять, нужен ли аудитории офлайн-магазин, основатель кооператива попробовал собрать деньги на его открытие. Успешная крауд-кампания (за два дня авторы собрали почти 700 тысяч рублей) показала, что аудиторию интересовал не только магазин, но и возможность стать членами кооператива и получать фермерские продукты со скидкой. Так, при помощи краудфандинга LavkaLavka убила сразу двух зайцев – открыла точку продажи и получила новых постоянных клиентов.

Таким образом, PR и маркетинговое исследование, пожалуй, самое ценное, что дает краудфандинг – о вашем продукте знают еще до выпуска его на рынок. А это значит, что у продукта уже есть своя аудитория и не нужно тратить деньги на рекламу.

Свяжись с героем материала
Ирина Борисова
Ирина Борисова
связаться
Rusbase Connect: медиа как сервис

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно