Олег Кивокурцев

Нужны ли персональные роботы бизнесу?


На протяжении всего 20-го столетия писатели, режиссеры, сценаристы во все мире прогнозировали появление в жизни людей незаурядных сервисных человекоподобных роботов-помощников. Какие только применения не придумывали фантасты! От многофункционального робота переводчика С3PO из StarWars до Роботов полицейских и бюрократов (Elysium 2013). Одним из самых ярких примеров является персональный сервисный робот, для работы с пожилыми людьми в домах престарелых VGC-60L из кинофильма «Робот и фрэнк» (2012). 

Но как обстоят дела в реальной жизни?

В реальной жизни, скорость рост индустрии определяется потребностью рынка, а так же развитием технологий. Рынок промышленных роботов ежегодно растет, всё чаще появляются новые медицинские и бытовые роботы, это означает, что технологически индустрия подготовлена. Почему же человекоподобные сервисные роботы до сих пор не стоят в каждом магазине и не помогают нам донести покупки до автомобиля, а в отделениях банках по-прежнему дежурят консультанты, для того чтобы объяснить людям, как пользоваться банкоматом?

Мы задались этим вопросом и решили провести небольшое исследования сервисных человекоподобных роботов, для работы с людьми в сегменте B2B.

 Одним из самых многообещающих проектов в данной отрасли является робот «Minami». 

Данный робот, был создан в университете японского города Осака и его внешность полностью идентична  внешности молодой японской девушки. Робот работает в универмаге, представляя собой настоящего продавца-консультанта. «Девушка» поможет выбрать нужный материал для кимоно, исходя из пожеланий и вкуса покупательниц, а также подберет к нему стильный пояс-оби и подходящие по цвету аксессуары. Пообщаться с роботом каждый желающий может с помощью планшета. Робот «Минами» не первый раз оказывает свои услуги в универмагах. Осенью 2013 года она уже пробовала продавать одежду и даже обслужила за половину месяца 515 клиентов. На тот момент девушка-робот должна была предложить всем желающим свитера и кардиганы. Теперь «Минами» стала еще более опытной и научилась давать профессиональные советы, подбирать узоры и расцветки тканей, учитывая пожелания покупателей. Мимика и жесты робота тоже стали очень реалистичными. Создатели надеются, что выручка и объем продаж робота составят сумму порядка 10 тысяч долларов. К сожалению, данный продукт не получил наиболее широкого применения, но тем не менее, стал отличным фактором роста продаж тканей.

 Работают андроиды и на Российском рынке оказания услуг. Пожалуй, самым известным российским роботом-консультантом является робот Р.Бот 100. 

По данным Forbes В 2012 году компания реализовала более 80 роботов средней ценой $5000–6000, так что получаются продажи на уровне $0,5 млн. Кроме того, RBot обслужила около 120 мероприятий, на которых сдала в аренду от 1 до 4 роботов по $1000 в сутки (при большем сроке — скидки). Это еще четверть миллиона, в сумме $750 000. Более свежие данные найти не удалось, но судя по тому, как часто мы видим RBot на различных выставках и мероприятиях, оборот компании однозначно не уменьшился. Почему же мы не видим RBot в повседневной жизни? Дело в том, что RBot это центров банков, и других мест, где есть необходимость автоматизировать взаимодействие с человеком не выгодно содержать робота, потому что вместе с ним необходимо содержать еще и человека. Тем не менее, RBot за счет своего внешнего вида, активно трудится на выставках, привлекает посетителей к различным стендам и зарабатывает в другом направлении.

 Еще один интересный продукт в сфере сервисной робототехники производят в Корее. Компания Future robot с 2007 года производит и продает линейку роботов Furo. 

В качестве сервисных роботов для взаимодействия с людьми, в их линейке представлено два продукта Furo-S и Furo-D. Работать роботы могут как в режиме ручного управления, так и в автономном. C 2007 года, компания открыла представительства в Канаде, Бразилии, Европе и России. Точное количество продаж роботов компания не раскрывает, но известно, что в России находится примерно 10 роботов. Данные роботы пробовали внедрять в аэропорты, а так же в другие места повышенного скопления людей, но, по всей видимости, внедрения произведено не было, поскольку цена робота составляет порядка 50 000 евро. Тем не менее, дистрибьюторы вполне успешно зарабатывают, сдавая роботов в аренду на различных мероприятиях.

  В кремниевой долине в данном направлении трудится компания Fellow robots. На данный момент четыре робота “OSHbots” проходят испытания в магазине Orchard Supply Hardware, принадлежащего Lowe's Companies Inc. в Сан-Хосе, штат Калифорния. 

Роботы OSHbots выглядят в виде белых колонн с двумя большими черными экранами по обе стороны и с колесами, чтобы двигаться. Они оснащены 3D камерами, чтобы проверять и выявлять необходимые элементы. Клиенты магазина могут посмотреть на товары на экране, которые они хотят купить. Тогда робот может провести их к месту, где находится заданный предмет. Судя по видео на официальном сайте компании, посетители взаимодействуют с роботом довольно охотно. Будем следить и ждать внедрения Oshbots и в другие магазины.

 Еще один робот Российского производства активно работает на рынке с 2013 года. По данным, компании Промобот, робот с одноименным названием работает уже в 20 местах по всей России от Красндара до Якутска в офисах компаний, торговых центрах, выставочных залах, ре-тейл компаниях  и МФЦ. 

Готовится Promobot стать экскурсоводом, а так же гидом по музею. Стоимость робота составляет от 300 000 рублей до 600 000 рублей, в зависимости от комплектации. В отличие от ближайших конкурентов, продукт компании Промобот работает только в автономном режиме, перемещается по месту своей работы избегая столкновений, в его лингвистической базе более 100 000 различных речевых модулей, робот может общаться как на русском, так и на английском языках, распознавать речь человека даже в самых шумных помещениях, а так же транслировать промо-материалы на своём экране.

 Вместе с этим, Promobot распознает все людей, с которыми он пообщался. Распознает их пол, возраст, настроение, знакомится и запоминает имя, а затем предоставляет эти данные своему владельцу, позволяя понимать кто основной клиент его бизнеса. Данный продукт стал лучшим индустриальным стартапом 2014 года, по версии РВК, в рамках конкурса GenerationS. По пути сдачи в аренду, данный проект активно идти не планирует, поэтому можно ожидать более активное появление Промоботов в нашей с Вами жизни.

Очевидно, что сейчас рынок человекоподобных роботов для бизнеса находится только в зачаточном состоянии. Компании, не готовы массово закупать роботов, без реальных примеров пользы для их бизнеса.  Тем не менее, производители роботов активно эти примеры создают и всё шире заходят на различные рынки. Конечно, потребность в роботе напрямую зависит и от функционала. Чем лучше робот распознает запросы клиента, чем больше он языков знает, чем больше слов в его базе речевых модулей, тем он будет быстрее приносить пользу своему собственнику.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно